Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Осознанные сновидения. Стоит ли этим заниматься?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
LittleA

Стоит ли учиться осознанию во сне? Lucid dreaming практикуется в традиции Дзогчен, у Гурджиева немного, где-то еще. Может ли это сотояние использоваться как практика развития сознания? Возможно ли полноценное самоосознание у человека, который проснулся в своем сне?

Вообще, сон - это очень интересное, во многом парадоксальное состояние. Как правило, сон рассматривают только в контексте "времени для сновидений", но в нем есть множество вопросов, не связанных со сновидениями как таковыми. Что происходит с нашим сознанием, когда мы спим?

Сегодня сознанные сны (lucid dreaming) - любимое развлечение у эстетствующих интеллектуалов, но как использовать их для работы над собой?

Высказывайтесь! Zzz.......
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Re: Осознанные сновидения.

Kargopolov

Привожу здесь выдержку из моей книги (из главы "Пылающий мост страдания"), которая объясняет мое отношение к практике осознанных сновидений. ВМ.
О смысле пребывания души в физическом теле (смысле земного воплощения)

Зачем душа воплощается в грубоматериальную оболоч­ку? Существует ли в этом какой-либо скрытый от нас смысл? Да, в этом имеется глубокий и великий смысл. Оказывается, наше физическое тело представляет собою наиболее ценный инструмент духовного развития. При всей своей обыденно­сти, на самом деле, оно в высшей степени магично. Физиче­ское тело – это не что иное, как сгустившаяся карма (лама Анагарика Говинда). Существует закон, согласно которому, чем более грубым и более «плотным» является тело воплоще­ния, тем ярче, сильнее и болезненнее проявляются через него дефекты души, которая в нём обитает. Таким образом, чело­век воплощается в грубоматериальное физическое тело для обеспечения ускоренного развития своего сознания.

Воплощение в физическое тело позволяет, во-первых, осуществить переход от предкармы к проявленной карме и, во-вторых, отрабатывать эту проявленную карму. Пред-карма – это изначальная неразвитость духовного ядра и зона его потенциального развития. Неразвитость сознания приводит к многочисленным ошибкам и неправильному, неадекватному жизненному поведению. В результате про­исходит переход от предкармы, то есть скрытого, так ска­зать, абстрактно-обобщённого и лишённого конкретики несовершенства к несовершенству, проявленному в различ­ных конкретных формах, то есть к тому, что мы называем собственно кармой.

Такая проявленная карма, по своей сути представ­ляет собой систему блокировок тонкого тела, образующую индивидуальный паттерн (узор) и отражающую дефекты со­знания данного человека. Поскольку тел-оболочек духа, раз­личающихся по своей плотности, несколько, то дефекты не­развитой души проявляются на всех этих уровнях – от самых тонких до самого плотного. Другими словами, эти дефекты (блокировки) имеют свои проекции на всех телах, вплоть до физического. При низком уровне развития сознания чело­век не способен видеть блокировки, расположенные на тон­коматериальном уровне. Между тем, духовное развитие мо­жет происходить только при условии осознания блокировок. Только тогда они начинают постепенно растворяться, только тогда имеет место подлинное духовное развитие. Свойствен­ный обычному человеку уровень развития сознания не по­зволяет увидеть блокировки на уровне тонкого тела. Таким образом, в развоплощённом состоянии духовная эволюция затрудняется. В случае же воплощения в физическое тело эти блокировки (точнее, их грубоматериальные проекции) с не­избежностью проявляются и делаются доступными для на­шего осознания. Проявляются же они как физическая боль и душевное страдание во всём спектре их модальностей и их интенсивности. Дело в том, что любая форма дискомфорта и страдания представляет собой верный признак вхождения со­знания в контакт с блокировкой. Таким образом, физическое тело является могущественным катализатором осознанности по отношению к нашим дефектам, нашему несовершенству. Я имею в виду вовсе не рассудочное самопонимание, а пря­мое эмоциональное восприятие самого себя, собственное эмоциональное бытие. Для неразвитого сознания такая воз­можность самовосприятия в развоплощённом состоянии от­сутствует. Таким образом, сам факт нашего пребывания в физическом теле уже говорит о принципиальной неразвито­сти нашего духа, нашего сознания. Вот почему для успешной духовной эволюции мы нуждаемся в физическом теле, как незаменимом инструменте ускоренного развития сознания.
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: Осознанные сновидения.

Kargopolov

Продолжение.
Физическое тело нам необходимо, чтобы проявить, сделать видимыми дефекты нашей души на уровне их грубоматериальных проекций, через что и открывается путь к их устранению.

Изучение послесмертного опыта людей, переживших состояние клинической смерти (Р.Моуди), показало, что су­ществует резкий контраст между наполненным страданием земным существованием в физическом теле и полным пре­кращением любой боли и страдания (как физического, так и психического) немедленно после оставления физического тела (после смерти). При отделении от физического тела воз­никает состояние парения, свободы, радости и лёгкости, не­выразимого счастья и покоя. Возвращение же в физическое тело сопровождается возобновлением боли и страданий.

Однако, как я уже упоминал, сам факт наличия стра­дания говорит о том, что сознание человека вошло в контакт с имеющимися у него блокировками. Через претерпевание страдания и происходит процесс постепенного их раство­рения. Вот почему земное воплощение имеет столь высокую ценность с точки зрения духовного развития. Сделать челове­ка полностью счастливым в гедонистическом смысле слова, то есть лишить его встречи с неприятным опытом, означает обречь его на духовную стагнацию. Конечно же,, в земном во­площении это просто невозможно. Эволюционируют все, ибо нет на земле людей, которым бы удалось избежать встречи с неприятным, встречи с болью и страданием. Коль скоро мы воплоще­ны в физическое тело, хотим мы того или нет, но духовное развитие нам обеспечено.

В свете вышесказанного понятна особая ценность ста­рости, последних, обычно наиболее тяжёлых и болезненных лет жизни. Все мы стоим на эскалаторе, который едет вниз. Состояние физического тела с возрастом неизбежно ухудша­ется. С годами оно делается всё менее энергетичным и всё более грубоматериальным. Возникает всё больше участков физического тела, лишённых должного энергетического обе­спечения и по своим параметрам всё более сдвигающихся в сторону неживой, косной материи. В результате с возрас­том увеличивается общий объём претерпеваемого страда­ния (неудовлетворённости). Отсюда следует вывод об особой, уникальной ценности старости, последних лет жизни для духовной эволюции человека, а также вывод о том, что са­мовольное лишение себя жизни (самоубийство) за редкими исключениями, связанными с особыми обстоятельствами, должно рас­сматриваться как дезертирство, как духовное преступление. С точки зрения духовной эволюции человека один день не­простой стариковской жизни ценнее года счастливой и без­мятежной юности.

Таким образом, распространённое среди старых людей представление о бесполезности и никчемности своей жизни («Другим в тягость и себе не в радость») в корне ошибочно. Трудное время старости и болезней, прожитое достойно и мужественно, без причитаний и жалоб на судьбу, в высшей степени продуктивно. Близость смерти создаёт уникальную возможность для переосмысления прожитой жизни и обре­тения высшей духовной мудрости. Любые внешние опоры перед лицом неизбежной смерти обнаруживают свою несо­стоятельность. Единственное, что остаётся – это найти опору внутри самого себя. Отсюда великий смысл и великая цен­ность последних, самых трудных лет жизни.

Эта концепция даёт нам надёжный критерий ценности того или иного метода духовного развития. Сразу же можно сказать о неполноценности всех тех путей и методов, кото­рые не опираются на грубоматериальный аспект нашего бы­тия – на осознание физического тела и обычного душевного состояния. К таким неполноценным, с моей точки зрения, путям относятся практика осознанных сновидений и прак­тика выхода из физического тела (астральная проекция). Их ущербность заключается в том, что они идут мимо физиче­ского тела, представляющего собой поистине уникальную и драгоценную возможность, которую они игнорируют.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: Осознанные сновидения.

LittleA

Я помню этот момент, и ваше отношение к осознанным снам как к основной практике вполне обоснованно. Но у вас же упоминается "необходимость распространения осознанности на весь период бодрствования...в идеале - и на период сна". Не скажу откуда именно, но точно из вашей книги. В дополнение к основной практике стоит ли заниматься ОС?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: Осознанные сновидения.

Kargopolov

Если не в ущерб основным занятиям, почему бы нет? Конечно это очень интересно и хочется попробовать. Если сохраняется основная практика - вреда не будет, а интересного здесь много. Кроме того, такие интересы надо пройти и отработать, чтобы не мешали в дальнейшем. Для Вас, думаю, это будет полезный опыт. Кстати, по этой теме рекомендую две добротные книги Стивена Лабержа.

Что касается "распространения осознанности на весь период бодрствования, а в идеале - и на период сна", то следует иметь в виду, что осознанность в бодрствующем состоянии и осознанность во сне (так называемые lucid dreaming - прозрачные сновидения), согласно моему опыту, - совершенно разные вещи. Правда в современной эзотерике понимание такого различия отсутствует.

Эти два вида осознанности реализуются посредством активности разных зон энергосистемы человека - разных энергетических каналов и энергетических центров (чакрамов).Также они дают совершенно разные эффекты и развивают разные способности.
Практика осознанности во сне обеспечивает энергетическое развитие и приводит к обретению Силы-Шакти, тогда как развитие осознанности в бодрствующем состоянии даёт информационное развитие и приводит к обретению Мудрости-Праджни.

Кстати, в индийской духовной традиции очень чётко различаются Шакти и Праджня, но в книгах Карлоса Кастанеды такого различения нет и соответствующее понимание отсутствует. У Кастанеды главное внимание уделяется именно обретению Силы. Между тем, два этих, наиболее важных аспекта личностного развития - энергетический и информационный, должны быть сбалансированы и находиться в гармоническом равновесии. Однако, это очень непростая задача, поскольку Сила и Мудрость находятся в контрастно-сопряжённых отношениях. Они подобны двум чашам весов - усиливаем одно - угнетается другое. Однобокое развитие Силы приводит к высокому уровню психотизма и крайне низкому уровню адекватности (чаще всего при этом наблюдается паранойяльное развитие личности). Однобокое развитие Мудрости может привести к депрессии, сделать человека уязвимым, очень ранимым и невротичным (всё-таки прав Экклезиаст, сказавший, что "в большой мудрости много печали").

Нетрудно увидеть, что необходимо стремиться к сбалансированному развитию информационных и энергетических параметров личности. Как говорит нам китайская мудрость, "Совершенствующийся муж подобен пастуху, идущему вслед за стадом и подгоняющему отстающую овцу".

Добавлю, что для развития осознанности в бодрствующем состоянии (для информационного развития) наилучшим и непревзойдённым методом духовной практики является медитация самонаблюдения (осознание при закрытых глазах). Для развития энергетического лучше всего практиковать медитацию-присутствия (то же самое осознание, но при открытых глазах). Практику осознанных сновидений я не рекомендую по той причине, что она при слабом развитии соответствующих каналов и центров оказывается совершенно неэффективной (попросту говоря, у таких людей она не получается). Если же эти каналы и центры хорошо развиты и практика сновидения хорошо получается, то таким людям она тоже противопоказана, поскольку благодаря этой практике сильное ещё более усиливается, а слабое ещё более угнетается (две чаши весов). Естественно, ничем хорошим это кончится не может. Это всего лишь вопрос времени.

Так что лучше всего для энергетического развития использовать энергомедитативные методы (цигун), а не практику осознанных сновидений. При достижении достаточно высокого уровня энергетического развития способность сохранять осознанность во сне проявится сама собой.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Re: Осознанные сновидения.

Tolli

Интересная концепция.
Есть много людей, которые отрицают духовное становление человека, перенося весь фокус внимания в материальный мир, мир денег и наживы, мир, в котором человек человеку - волк. Либо ты, либо тебя.
Владимир Михайлович, не прокомментируете, какими путями идет духовное становление подобных личностей?

С уважением. Tolli.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: Осознанные сновидения.

Kargopolov

Духовное развитие "бездуховных"?
У таких, нацеленных на сугубо материальные ценности людей, духовное развитие идет не через сознательную работу над собой, а через претерпевание самой жизни.

Хорошая метафора - отличие камушка из груды щебенки - некрасивого, с острыми углами, от гальки с морского берега, имеющей совершенную и безупречную форму. Жизнь тоже нас всех "обкатывает", хотим мы того или нет.

Tolli, советую прочесть материал на эту тему, который, как мне кажется, достаточно полноценно отвечает на Ваш вопрос. в 1-м томе моей книги, в главе "Пылающий мост страдания". Уверяю Вас, там есть совсем не тривиальные вещи.

Всего доброго. ВМ.