Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Советы по медитации из книги Ильи Беляева \"Свобода быть\".

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kadykoff

Илья Беляев написал новую книгу "Свобода быть". Скачать можно у него на сайте.
Советы по медитации.

Садясь в медитацию, не медитируй ни на внутреннем, ни на внешнем. Не вспоминай о прошлом и не стремись заглянуть в будущее. Не сосредотачивайся и на том, что ты чувствуешь или переживаешь прямо сейчас. Не обращай внимание ни на то, что происходит в теле, ни на движении потоков энергии. Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся. Не регулируй собственное дыхание – позволь ему быть естественным, забудь о нем.

Не обращай внимание ни на какие ощущения: переживания жара или холода, увеличения или уменьшения тела в размерах, чувство тяжести или легкости, ощущение полета или погружения в бездну. Не придавай значения ни вспышкам света, ни переживанию вибрации, пронизывающей все тело.

Если тобой овладеет сонливость, не гони ее и не борись с ней. Она ─ твоя дорожка в твою собственную темную глубину. Осторожно пойди по ней, бережно держа в руке маленький фонарик осознанности. Осознавай, как засыпаешь, далее ─ осознанно спи. Такой сон не будет бессознательным провалом, темной ямой. Сознательный сон ─ это уже не сон, но новое измерение сознания.

Продолжая медитацию, не вспоминай прочитанные книги, советы других или свой собственный прошлый опыт. Не пытайся вернуть и пережить заново когда-то испытанные тобой медитативные переживания, отпусти это все. Не обращай внимания на видения, картины или образы, если они возникнут в твоем уме. Они бесследно исчезнут, им на смену придут новые или все растворится в бесконечном свете – не беспокойся по этому поводу!

Не направляй свое внимание ни на что. Не медитируй ни на чем. Не представляй ни божеств, ни мастеров, ни учителей, ни безличный Дух. Ни к кому не обращайся и ни у кого ничего не проси. Не старайся войти в свет, наполниться светом или раствориться в нем. Не беги и от тьмы, если она поглотит тебя.

Не устремляйся вверх, не погружайся вниз, но и не оставайся на месте!

Не смотри ни внутрь, ни наружу.

Смотри!

Не повторяй ни мантр, ни молитв, ни заклинаний. Не обращай внимания ни на внутренние, ни на внешние звуки. Не прислушивайся к внутреннему голосу или каким-либо другим голосам.

Ни на что не надейся и не думай, что ты занимаешься каким-то возвышенным делом. Не привязывайся к практике. Не думай, что сидя в медитации, ты занимаешься чем-то особенным. Возможно, ты делаешь это, потому что больше ничего не умеешь.

Не поддавайся ни боли, ни скуке, ни унынию, ни тоске, ни отчаянию. Если они пришли к тебе, не избегай их. Они бесследно уйдут и растворятся там же, откуда пришли.

Не поддавайся сомнению и ощущению бессмысленности своих усилий. Не верь голосу, который нашептывает тебе, что все равно ничего не получится.

Не привязывайся к переживанию пустоты, если она придет к тебе. Не отталкивай, но и не удерживай это переживание. Не стремись погрузиться в пустоту, раствориться в ней, исчезнуть. Не думай, что пустота ─ это истина.

Если, напротив, возникнет ощущение полноты, расширения своего я, единства со Вселенной – отсеки это одним беспощадным ударом, раз и навсегда! Не фиксируй свое внимание ни на чем, при этом оставаясь спокойным и внимательным. Не забывайся.

Когда придут радость, счастье, восторг и блаженство – не привязывайся к ним и не стремись их удержать. Не воспринимай их как награду за свои усилия или как милость свыше. Будь как мертвый. Так пройдешь дальше.

Если возникнет ощущение таинственной власти, сразу же стряхни это, как налипшую грязь. Не привязывайся к состояниям экстаза, любви ко всему миру, ощущению единства со всеми, всемогущества или всезнания, если они возникнут. Наплюй на все это. Будь свободен от любых состояний. Будь свободен и от этой свободы и пройди все насквозь. Или не проходи. Пройдешь ты или нет ─ не имеет никакого значения. Ни то, ни другое неважно.

Пойми, что важно!

Не поддавайся соблазну мистической силы, если почувствуешь ее приближение. Не пытайся использовать или направить её на что бы то ни было. Смотри на эти проявления, как на призраки с кладбища твоих старых желаний.

Не верь приходящим мыслям, не сливайся с ними и не позволяй им утаскивать тебя. Не борись с мыслями и не старайся их остановить. Также, не пытайся не думать. Ум не нужно ни направлять, ни контролировать, ни растворять. Просто оставь мысли в покое, и они оставят тебя.

Но не привязывайся и к тишине ума, если она настанет. Штиль на океане не лучше бури, но и не хуже. Странно предпочитать одно другому. И то, и другое прекрасно!

Не концентрируйся ни на чувстве «я», ни на его отсутствии. Не старайся расшириться, охватить собой все и стать единым с Космическим сознанием. Также не стремись к уничтожению своей индивидуальности, к растворению в Высшем. Не пытайся слиться с высшей волей или отдаться божественному потоку – все это мыльные пузыри твоего старого эго.

Не старайся снискать милость или благодать. Не пытайся и просто «быть здесь и сейчас». Ведь ты и так уже есть. Разве ты не видишь этого? Не стремись что-либо обрести, добиться, получить или постичь ─ ты будешь пытаться до тех пор, пока не увидишь, что это невозможно и не нужно и не оставишь все это.

Не силься что-либо понять, осознать или пережить. Не стремись ни к Богу, ни к высшему Я. Не желай войти в Нирвану или достигнуть просветления. Не старайся обрести самадхи, поднять Кундалини, ощутить единство с бесконечным Брахманом или открыть свою подлинную природу. Не желай познать Дао или постигнуть Ригпа. Все это – миражи твоей уставшей души.

Не пытайся продлить свою жизнь или обрести бессмертие. Не бойся сбиться с Пути, умереть или провалиться в ад. Не бойся ничего.

Никогда.

Не старайся избавиться от желаний. Освобождаешься ты от них или нет – нет никакой разницы. Также не имеет никакого значения, сбываются твои желания, или нет. Ты скован не желаниями, а неведением.

Не стремись очистить свою карму, стать мудрее и совершеннее. Не старайся стать лучше ─ когда-нибудь ты поймешь, что это невозможно и не нужно. Вместо этого постарайся увидеть, кто ты и что ты прямо сейчас!

Но можешь этого и не делать. Ты свободен делать всё, что угодно, или не делать ничего. Ты свободен.

Не ожидай никаких результатов от своей медитации. Не считай также, что твои искренность и устремленность будут вознаграждены. Не обращайся ни к кому за помощью. Полностью изживи привычку надеяться на что-то или на кого-то ─ и на тонком плане, и в жизни. Когда карма созрела, помощь приходит автоматически. Или не приходит. Однако ни то, ни другое не имеет никакого значения.

Что же имеет значение? Увидь это сам. Если не увидишь, не расстраивайся. Видишь ты что-то или нет, абсолютно неважно.

Поэтому, если ты занимаешься медитацией, не медитируй. Просто – тихо сиди.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Вот моя рецензия. Точнее критический анализ этих рекомендаций:
Садясь в медитацию, не медитируй ни на внутреннем, ни на внешнем.
Конечно же, это просто невозможно. Если речь идёт о безобъектной медитации (осознание), то мы всегда осознаём как внешнее (медитация присутствие), так и внутреннее (самонаблюдение).
Другое дело, что это осознание происходит естественны, а не намеренным образом. нет никакой необходимости принуждать себя именно к восприятию внешнего либо внутреннего. Но ведь это настолько очевидно, что нет никакой необходимости давать подобные советы.

Кстати, избыток информации, особенно если эта информация даётся не столько "по делу", сколько "для красоты" затрудняет правильное понимание не в меньшей степени, чем её недостаток.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Не вспоминай о прошлом и не стремись заглянуть в будущее.
Совершенно верно. Намеренно вспоминать о прошлом или думать о будущем не надо. Это уже будет не медитация, а работа ума. Но давать такую инструкцию без разъяснений не следует, поскольку она может быть неправильно понята. Нужно также сказать, что во время медитации самонаблюдения в сфере актуального осознания непременно появляются мыслеформы, относящиеся как к прошлому, так и к будущему. Но изгонять их ("не вспоминай") будет означать их вытеснение, И это будет неправильным.
На самом деле намеренно думать о чём-то не надо, но если нечто всплыло, появилось в сфере актуального сознания, то изгонять это тоже не надо. Нужно просто осознавать всё, что есть.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Не сосредотачивайся и на том, что ты чувствуешь или переживаешь прямо сейчас. Не обращай внимание ни на то, что происходит в теле, ни на движении потоков энергии
. Прежде всего, следует упрекнуть Илью Беляева за некорректное употребление слова "сосредоточение". При обсуждениии проблем медитации мы не должны забывать, что две наиважнейших и качественно различающихся разновидности медитации - это медитация сосредоточения, она же Сабиджа Самадхи (медитация с объектом) и медитация свободного осознания, она же Нирбиджа Самадхи (безобъектная медитация). В случае медитации сосредоточения у нас имеется постоянный объект, на котором нам следует фиксировать своё внимание. В случае медитации свободного осознания у нас нет такого постоянного объекта, так что и употребление слова "сосредоточение" будет неуместным.

Далее, во время медитации самонаблюдения (свободного осознания при закрытых глазах), нам как раз и следует делать именно то, что Илья Беляев нам делать не велит. В медитации всегда имеется определённая медитативная внутрипсихическая установка. В случае медитации самонаблюдения она заключается в том, чтобы созерцать неоднородность ощущений собственного тела, а также то, что мы в данный момент переживаем на психоэмоциональном уровне. Другое дело, это то, что мы не отождествляемся со всем этим содержимым собственной психики.
Таким образом, процитированная рекомендация Ильи Беляева является ошибочной. Похоже, что у него отсутствует понимание необходимости медитативной установки и конкретного, пригодного для использования, её изложения.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся.
Довольно безответственное заявление.
На самом деле, есть категория людей (довольно многочисленная), у которых великое множество зажимов, как на мышечном, так и на психическом уровне. И таким людям совершенно необходимо в начале медитации специально поработать над тем, чтобы обеспечить надлежащее, благоприятствующее медитативной практике фоновое состояние Для этого им, безусловно нужно перед медитацией некоторое время посвятить настройке на расслабление и успокоение.

Другая, противоположная категория людей, это те, кто во время медитации слишком расслаблен. При этом нарушается обязательное требование прямой постановки позвоночника и вырождение правильной медитативной позы в уродливую и неприемлемую для медитации аутотреннинговую "позу кучера".

Илье Беляеву следует хорошо запомнить слова Б.Г. Ананьева " Ценность абстракции определяется возможностью её конкретизации". То, что он рекомендует - всего лишь общие слова, лишённые конкретного содержания, а следовательно непригодные для практического использования. Пустые слова. Слова, наполненные гелием и даже хуже того - вводящие людей в заблуждение.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Не регулируй собственное дыхание – позволь ему быть естественным, забудь о нем
.
Правильная рекомендация. Действительно, во время медитации осознания на дыхание не нужно обращать внимания и не дышать согласно какому-либо методу, иначе это будет уже дыхательная практика. Но вместе с тем. если внимание само, без какой-либо намеренности с нашей стороны, пришло к осознанию дыхательного процесса, тогда сопутствующие дыханию телесные ощущения вполне можно осознавать наравне со всем прочим. Кстати, у людей, имеющих проблемы с лёгкими и дыхательной функцией (не только при серьёзных заболеваниях, но и при любой затруднённости дыхания) непроизвольное внимание постоянно будет приходить именно к дыхательному процессу. И запрещать себе этого не надо. Не нужно ни специально направлять внимание на дыхание, ни препятствовать осознанию дыхания, если это происходит ненамеренным и самоестественным образом.

Вот, рассмотрел только один абзац, но уже столько серьёзных замечаний. Далее уже так подробно разбирать не буду, но некоторые общие критические замечания последуют.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Amigo

Илья Беляев написал новую книгу "Свобода быть". Скачать можно у него на сайте.
Что-то он все усложнил, а смысл четко, ясно и понятно не передал.

Не сосредотачивайся и на том, что ты чувствуешь или переживаешь прямо сейчас. Не обращай внимание ни на то, что происходит в теле, ни на движении потоков энергии. Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся.
Что вообще делать то в ней, если по тексту получается, что нет ни осознаваемого материала, ни осознающего начала?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Недоумение Амиго совершенно понятно и естественно. Илья Беляев здесь сам себя перемудрил. В этом пассаже он даёт совершенно ошибочные инструкции. Да ведь суть медитации самонаблюдения (самосозерцания) в том и состоит, чтобы именно обращать внимание и сохранять состояние бдительной внимательности ко всему, что происходит в теле, в психике, в окружающем мире (звуки при самонаблюдении), в энергетике. должно осознаваться всё, что мы чувствуем, воспринимаем и переживаем сейчас и здесь. Другое дело, выполнять самосозерцание следует спокойно, безмятежно и невовлечённо.

Далее Илья Беляев пишет: "Не пытайся расслабиться, но и не напрягайся."

Ну что за дурная манера давать противоречивые и невыполнимые инструкции! Очень напоминает Кришнамурти, который так же пытался давать инструкции , в то же время избегая давать инструкции. В результате получается нечто совершенно запутанное и маловразумительное, а читатели неизменно остаются в состоянии глубокого недоумения и неудовлетворённости.

На самом же деле всё не так. Расслабляться и снимать ненужное напряжение абсолютно необходимо, о чём всегда говорили все традиционные восточные учителя. В самом начале медитации нужно озаботиться созданием правильного фонового состояния расслабления и спокойствия и только потом перейти к собственно медитации. Затем, в процессе самой медитации нужно периодически проверять наличие этого фонового состояния (чтобы не сидеть в состоянии физического и психического окоченения) и при необходимости возобновлять его.

Илья Беляев неправ, надо проверить, не зажат ли я, надо расслабиться, надо создать в себе надлежащее, благоприятное для медитации фоновое психосоматическое состояние расслабленности (при сохранении правильной позы) и спокойной безмятежности.

У меня такое впечатление, что Илья Беляев более озабочен тем, чтобы выглядеть загадочным мудрецом, изрекающим не вполне понятные для читателей парадоксы, более озабочен самопрезентацией (в роли мудрого наставника), чем тем, чтобы ясно и понятно изложить практическую суть медитации. Дело в том, что для того, чтобы произвести впечатление великого мудреца, ни в коем случае нельзя говорить ясно и понятно. Для этого лучше всего говорить парадоксально, загадочно, малопонятно. Как говорят китайцы - "напустить туману на сто ли в округе". Мудрец должен вещать возвышенно и малопонятно. Вот тогда это и есть настоящий мудрец. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Беляев начинает озвучивать правильные вещи, но увлекается, слишком старается говорить красиво и возвышенно в ущерб пониманию.. Я же всегда стремлюсь в первую и во вторую, и в третью очередь именно к ясности и понятности, чтобы передать суть метода практики предельно понятно и недвусмысленно, ну а стилистические и поэтические красоты - только по остаточному принципу.

К тому же, посетив его сайт и ознакомившись с содержанием его семинаров, нахожу, что он всё-таки чрезмерно всеяден - наряду с прекрасными классическими методами медитации много и разных мантр, и религиозности, и даже фантазийности. К сожалению строгие критерии отбора у него отсутствуют.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Психотехника "Резинка". Из книги Беляева "Свобода быть".
" Одно движение резинкой по бумаге или влажной губкой по исписанной доске – и поверхность опять белая и чистая. Точно так же, выйдя откуда-то, закончив встречу или разговор, тут же сотрем закончившуюся ситуацию, стряхнем ее, очистим сознание, сделав легкое внутреннее движение. Так мы проводим резинкой по исписанному листу бумаги. Сделаем это движение, как только заметим, что в нашем сознании крутятся и плавают ошметки прошлого. Результатом практики будет ощущение свежести и чистоты."
Мой комментарий:
Эту психотехнику И. Беляев даёт также на своих семинарах Она рекомендуется им для повседневной жизни. Однако. нетрудно заметить, что это уже вариант фантазийной медитации, приводящий не столько к подлинному очищению сознания, сколько к вытеснению содержимого собственной психики.

В такой практике, на самом деле нет никакой необходимости коль скоро мы практикуем посильным образом сохранение осознанности в повседневной жизни (для тех, кто пока ещё не втеме, рекомендую прочесть соответствующие материалы из моей книги:
kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/57-2115.html

По этому поводу хорошо высказался мастер Сото Дзен по имени Мендзан Дзенъи:
«Если вы думаете, что вы сможете отсечь иллюзорную мысль вместо того, чтобы понять, как плавится эмоция-мысль, эмоция-мысль вернется, как если бы вы отрезали стебель былинки или ствол дерева и оставили живым корень».
Странно, почему Илья Беляев этого не понимает.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Вот ещё пример фантазийной медитации, рекомендуемой И. Беляевым в книге "Свобода быть":

"● Психотехника «Погружение камня»

► Сядем в медитативную позу, расслабимся, прикроем глаза и сделаем несколько глубоких медленных вдохов и выдохов ─ «продышимся». Чем медленнее и глубже мы дышим, тем лучше. Задерживать дыхание ни на вдохе, ни на выдохе не нужно.
►После этого сосредоточимся на весе нашего тела. Почувствуем его тяжесть, ощутим притяжение земли и мягко уступим этой силе, влекущей нас вниз.
► Затем, почувствуем собственную психическую тяжесть. Наша психика тоже имеет вес. Это тяжесть нашей кармы и груз нерешенных проблем. Сосредоточимся на этой тяжести, соединим её с ощущением веса нашего тела и начнем погружаться вниз.
► Представим себя большим тяжелым камнем, который погружается в океан. Камень идет вниз сам, безо всяких усилий, просто за счет собственной тяжести.
Движение вниз и погружение в собственную глубину происходят на расслаблении, которое становится все более глубоким. Представим огромный океан, в который погружается камень. Почувствуем бездонную глубину этого океана и продолжим погружение.
► И вот, когда камень погрузился уже очень глубоко, он начинает растворяться. В конце концов, от камня ничего не остаётся. Остаётся только бескрайний океан, океан сознания в котором мы полностью растворяемся. Мы чувствуем безграничный простор и мощь безбрежного пространства. Это пространство – мы сами."
Мой комментарий (ВМ):

Человек, достигший понимания сути духовного развития (развития сознания) не может делать столь грубых ошибок. Он не может не понимать того, что опираться на любые, даже самые замечательные читта-вритти (мысли, образы, эмоциональные состояния) и использовать их в медитативной практике - НЕПРАВИЛЬНО. Это уже будет фантазийная медитация.

Таким образом, у Беляева наряду с полезными материалами о практике осознания, также предлагаются и фантазийные и даже религиозные практики и психотехники.
Меня сильно разочаровала такая некритичность и всеядность.

Понимание глубочайшего различия между фантазийными и реалистическими методами медитации является основополагающим. По моему скромному разумению, если такого понимания нет, то, фактически, человек даже не стал на Путь подлинного духовного развития. В этом случае он никак не может быть наставником Йоги сознания. Как он сможет обучать вещам, которых сам не понимает?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Ещё в его новой книге меня покоробило то, что заявив "Лао-Цзы сказал:", он вовсе не цитирует, как было заявлено, Дао Дэ Цзин, а, грубо говоря, лепит жуткую отсебятину по мотивам Лао Цзы. Как-то неприлично для серьёзного автора. Так не делается.

И ещё, в его первой книге "Тоша - русский Будда" (которая в целом мне понравилась) и которая носит документально- автобиографический характер (т. е. отнюдь не заявлена как художественное произведение), он позволил себе большую вольность. В разделе, посвящённом его попытке отшельничества в грузинских горах, он для завлекашки и большей интересности навыдумывал встречу с таинственным отшельником, дающим ему мудрые наставления. Причём сей загадочный отшельник жил в пещере, рядом "тысячелетней мумией древнего Йога, сидящего в позе лотоса сложив свои руки в медитативную позицию." Далее следует описание встречи с призраком погибшего мальчика на горной тропе. Не хватает только пришельцев, прилетевших на летающей тарелке и встречи со снежным человеком, обитающим в тамошних горах. Конечно у меня нет никаких доказательств того, что это неправда и чистая выдумка, предназначенные для пущей завлекательности книги; так что читатель имеет полное право меня заклеймить и попинать на вербальном уровне. Да, это моё, сугубо субъективное мнение. Но, как говорил Станиславский Немировичу-Данченко, "НЕ ВЕРЮ!". Здравый смысл и та, пусть и несовершенная интуиция, которая у меня всё-таки появилась благодаря почти 30-летней практтике медитации самонаблюдения, категорически протестуют. Извините, враньё это. Вымысел и неправда.

В принципе в такого рода фантазировании на духовные темы нет ничего плохого, Только при условии, что книга не заявляется как документально-биографическая. Вот Андрей Сидерский тоже написал книгу, повторяющую ту основную схему, которая имеется в книгах Кастанеды (неожиданная встреча с загадочным наставником, далее поучения, обучение и т.п.). Но к Сидерскому никаких претензий. Он и не претендовал на документальность и строгую жизненную правду, а использовал такой художественный приём для удобства озвучивания своих взглядов на Йогу, на Путь развития человека. А вот Илья Беляев, получается, коль скоро я прав, обманул своих читателей. А у меня есть такая слабость - не люблю, когда меня обманывают. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Olga

Здравствуйте! В.М. читаю книгу И. Беляева "Пространство сознания" , и вот что он пишет:

"Абсолютно всё является проявлением бесконечного океана сознания, в том числе ощущение усталости. Если мы поймем это, то сможем использовать ее энергию. Когда мы устали, то вместо того, чтобы тупо забыться сном, поработаем с усталостью. "

Это имеется в виду медитация самонаблюдение?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Использовать "энергию усталости"?

Одна из типовых особенностей недостаточно компетентных и неуверенных в себе эзотерических учителей - это страх показаться банальным. Из-за этого они часто совершают ошибки и дают не вполне адекватные советы и рекомендации.

Вообще-то, усталость - это как раз недостаток энергии, её отсутствие.
Когда накатывает усталость и сонливость, медитация самонаблюдение получается плохо. Я рекомендую вместо медитации в таком состоянии практиковать релаксацию, а если она перейдёт в сон - ничего в том плохого не вижу.

Со словами Ильи Беляева "тупо забыться сном" не могу согласиться. Сон -это естественный процесс восстановления сил. Поспать часок-другой в середине дня намного полезней, чем вымучивать медитацию, толку от которой всё равно будет мало.

Как теоретик Илья Беляев местами (далеко не всегда) неплох - те же базовые вещи, что и в нашей школе. Но как практик он слабоват (прежде всего, в силу своей методической всеядности). Также он, к сожалению, плохо разбирается в энергетике человека.

А такое отношение ко сну и к усталости у него некритично заимствовано из махаянского буддизма.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Maksim

Мне кажется , что и в базовой теории имеются сильные разногласия.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

Такие важные принципы как осознанность и умственная тишина у нас совпадают. Но, Вы безусловно правы, при переходе к конкретным методам и методике обнаруживаются серьёзные различия. В ПБИ задаётся цельная и единая, непротиворечивая по отношению к основным принципам система, тогда как у Беляева всеядность и жуткая эклектичность.

В то же время, в его книгах можно найти много интересного и полезного. Только читая его тексты, важно сохранять должный уровень самостоятельности и критичности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Oleg

Добрый день!

Во мне действительно сидит бредовая идея о том, что заниматься саморазвитием – это правильно. Предпринимал попытки двигаться в определённых направлениях, но пока топчусь на месте. Обращаясь на форум - несколько поторопился, но в том числе и благодаря ответам, наконец сформировал представление о том, как и чем заниматься (хотя в книге приведено много информации, некоторые моменты не сразу проясняются).
Возможно опять чего-то не понял, но суть самонаблюдения (только при открытых глазах) хорошо передана в книге Ильи Беляева “Пространство сознания”:
“Теперь об "абсолютной осознанности". Это погружение сознания в свою собственную ясность и растворение в ней без остатка. Прежде всего, важно четко уяснить, что это значит. Для этого нужно открыть в нашем сознании ту его часть, которая не засорена мыслями, переживаниями, воспоминаниями и эмоциями. По сути, это - просто спокойное восприятие себя и происходящего, но без сосредоточенности, которая вызывает напряжение и последующее поглощение мыслями.
Мы просто осознаем собственную осознанность. Она естественно является внимательной, ясной, чистой и открытой. Мы обращаемся к самой сути нашего осознания, к его центру. Этот центр похож на светлое прозрачное окно, распахнутое в небо.
Это ключевой момент. Если мы не сможем обнаружить центр осознания и проникнуть в его глубину, смысл практики ускользнет от нас.
В центре осознанности ничего нет, вниманию там не за что зацепиться. Это, скорее, ощущение того, что мы проникаем в сердцевину, в самую суть нашей способности осознавать и остаемся в ней без напряжения и усилий. Библейское "Я есмь" точно передает это состояние.
И в эту осознанность мы погружаем все постороннее, все возникающие отвлечения. Мысли и отвлекающие эмоции начинают "тонуть" или растворяться в поле чистого осознания. Само состояние осознанности при этом углубляется и становится все более устойчивым.
При внимательной работе мы обнаружим, что состояние ясной осознанности лучится. Оно испускает тончайшие, невидимые обычным зрением, но отчетливо ощущаемые лучи. Излучение распространяется во всех направлениях.
Нужно погрузиться в эту светимость и позволить ей распространиться по неосвещенной, тусклой периферии сознания. Буквально залить окраины сознания светом, исходящим из центра осознанности. В этой лучистой основе надо растворить все остальные составляющие нашего восприятия без остатка. Это означает буквально стать лучистой осознанностью.
Процесс выглядит следующим образом:
[*]Обнаружить центр осознанности. [*]Проникнуть в него. [*]Открыть качество светимости. [*]Погрузиться в светимость, распространить ее по всему полю осознания. [*]Растворить все отвлечения, возникающие на периферии сознания. [*]Полностью слиться с лучистой сущностью осознания, стать ею.
При этом может возникнуть ощущение либо растворения, либо расширения нашего "я". Растворение "я" приводит к покою, переживание "я есть все" - путь к обретению сиддх. И то, и другое указывает на движение в правильном направлении. Могут также возникнуть состояния устойчивости, открытости, ясности, прозрачности, облегчения, внутренней радости. Все это хорошие признаки. Они указывают на то, что солнце осознания начинает восходить.”
Вот с чем-то подобным мне нравитcя и у меня получается работать.

Если не ошибаюсь, что-то подобное описывает Сэкида Кацуки в книге “Практика дзэн” (на мой взгляд замечательная книга). Правда не понимаю, почему этот процесс должен быть мучительно тяжёлым (чем тяжелее процесс, тем более плодотворна тренировка). Были вопросы и с медитацией присутствием, пока не вычитал, что медитация самонаблюдение и присутствие одно и тоже, с той лишь разницей, что при самонаблюдении внимание направлено вовнутрь, а при присутствии наружу, и суть медитации одинакова: наблюдение и растворение. Результат показан в отрывке: “Растворение "я" приводит к покою, переживание "я есть все" - путь к обретению сиддх”. Так или иначе направление указано, и… может быть даже принято.

mr_Hriublin! Благодарю за поддержку! Позволю себе не согласиться, в том числе и с мнением Владимира Михайловича, что подменяю медитацию думанием. Пока попробую заниматься по типовой схеме.
Приятно осознавать, что при возникновении сложной ситуации тебе помогут.

С уважением, Олег!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Илья Беляев пишет:
Процесс выглядит следующим образом:
[*]Обнаружить центр осознанности. [*]Проникнуть в него. [*]Открыть качество светимости. [*]Погрузиться в светимость, распространить ее по всему полю осознания. [*]Растворить все отвлечения, возникающие на периферии сознания. [*]Полностью слиться с лучистой сущностью осознания, стать ею.
В результате такой, изобретённой И. Беляевым, техники медитации, от осознания ничего не остаётся. Ведь то, что он даёт - это уже фантазийная медитация! Подлинная медитация - это неделание, а здесь сплошное делание медитации, причём на алгоритмической основе.: "Обнаружить... Открыть... Погрузиться... Распространить... Растворить... Полнотью слиться..." Да ничего подобного в настоящей медитации осознания - самонаблюдения делать не надо. Нужно просто созерцать себя и более ничего.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Kargopolov

Олег, к сожалению. всё не так. Практикуя согласно рекомендациям Ильи Беляева, Вы привносите в своё "самонаблюдение" слишком много ментальной активности. На самом деле в самонаблюдении нет пустоты, даже относительной, а есть огромный психосоматический континуум, воспринимать который Вам мешают Ваши собственные мысли по поводу медитации, мысли,с которыми Вы отождествляетесь и которых Вы не замечаете. Нет никакой "пустой зоны", а есть неоднородность ощущений собственного тела. Нет намеренного "сопровождения объекта наблюдения", более или менее длительного. Нет и объекта наблюдения. Нет никаких "слоёв", с которыми надо работать.

Вся эта ментальная "работа с отягощениями" совершенно излишня. Всем этим вообще не надо заморачиваться. Суть самонаблюдения очень проста: нужно спокойно и невовлечённо созерцать всё, что есть, то есть всё, что наличествует в поле сознания. А у Вас огромное количество умственной активности, решений, выборов, оптимизаций и т.п. Это совсем не то, чем является подлинная медитация самонаблюдение.

Всего доброго. ВМ.