Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Интегральная Йога Шри Ауробиндо Гхоша.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Ошо (Бхагаван Шри Раджнеш) про Шри Ауробиндо.
( из книги "За пределами просветления.)


"И он нес чепуху не только по этому вопросу, он нес чепуху по многим вопросам".
Еще одним из его страстных желаний было физическое бессмертие; он работал над тем, чтобы человек мог стать физически бессмертным. Естественно, вы подумаете, что сам он уже стал физически бессмертным — это естественное предположение. И его последователи во всем мире стали распространять великую весть, благую весть, что Шри Ауробиндо стал физически бессмертным: “Сейчас он ищет методы, с помощью которых каждый человек может стать физически бессмертным”. А затем в один прекрасный день он умер.

Один из моих друзей жил тогда в ашраме Шри Ауробиндо. Я сразу же позвонил ему по телефону и спросил: “Что случилось?”

Но такова слепота... он сказал: “Здесь в ашраме все были потрясены. Но мать ашрама сказала нам, что он просто вошел в продолжительное самадхи. Он не умер; это — часть его проекта обретения бессмертия. Он уже все нашел, но для получения последнего, недостающего звена ему пришлось войти в глубокое самадхи, глубоко погрузиться в океан”. И он сказал мне, что все поверили в это!
Три дня они не приступали к кремации или захоронению его тела, так как они верили, что он вернется. Но через три дня тело начало попахивать. Тогда они испугались, что, если распространится весть о том, что его тело смердит...

Этот человек был мертв, он не собирался возвращаться. Через три дня они поместили его тело в мраморную гробницу.

Они так и не сожгли его тело, ведь он может вернуться в любую минуту. Действительно преданные его последователи до сих пор верят, что в один прекрасный день он вернется. И центр веры переместился на мать — она была его партнером в деле обретения бессмертия для человечества. И было похоже на то, что сама она уже обрела его, потому что она к тому времени прожила уже почти сто лет. Представлялось вполне вероятным, что она обрела бессмертие. И она говорила, что будет жить вечно.

В этом-то и прелесть духовности: я могу сказать вам, что буду жить вечно, а на следующий день могу умереть — кому вы будете предъявлять претензии?

И в один прекрасный день мать умерла. Снова повторилось то же самое: три дня они ждали, а когда тело начало пахнуть, его поместили в другую гробницу, рядом со Шри Ауробиндо. И преданные им последователи до сих пор каждый день сидят у этих гробниц, ожидая их возвращения. Мало-помалу количество преданных уменьшается. Надежда превращается в безнадежность, в отчаяние. Может быть, они еще не нашли недостающее звено в создаваемой ими цепи.......
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Конечно же, требование физического бессмертия от духовного учителя само по себе нелепо и неадекватно. Но Шри Ауробиндо - особый случай, поскольку он провозгласил возможность достижения физического бессмертия через практику разработанной им Интегральной йоги. Однако жизнь показала явно мифологический и сказочный характер этой идеи.

Впрочем, нелепость идеи физического бессмертия совершенно очевидна с самого начала. Для любого разумного и адекватного человека достаточно простой мысли, что то, что имеет начало, всегда имеет и свой конец; То, что рождено, непременно должно погибнуть.
Кроме того, для любого здравомыслящего человека, имеющего ликбезовский минимум эзотерических знаний, является очевидной вся нелепость поисков физического бессмертия, поскольку человек уже есть бессмертный дух, воплощённый в физическое тело (наш биологический скафандр) и эволюционирующий в процессе многократных воплощений согласно учению о реинкарнациях.

Столь сильная озабоченность бессмертием в физическом теле, на мой взгляд, является чётким диагностическим критерием, указывающим на чрезмерное (до патологического уровня) отождествление с собственным физическим телом. При этом не имеет никакого значения то, что сам человек может говорить совершенно правильные вещи относительно тела и духа. Важно другое - то, что у него в психике наличествует сильный страх смерти, проявляющийся в постыдной для духовного наставника озабоченности физическим бессмертием.

Сразу же отмечу, что предложенная Шри Ауробиндо медитация на пространстве над головой (в полном соответствии с изобретённой им концепции всепреобразующей Нисходящей Силы) как раз и приводит к сильнейшему угнетению тех энергетических каналов, которые связаны с повышенной тревожностью и страхами. А страх смерти, согласно моим представлениям, является следствием отождествления с физическим телом и основой для любых других страхов (фобий).

С полной уверенностью, основанной на многолетнем опыте обучения людей энергомедитативной практике, заявляю, что предложенная Шри Ауробиндо медитация на Нисходящую Силу, приводит не к духовной трансмутации, а к таким формам психической патологии, как повышенная тревожность и навязчивые страхи; как аутизм и нарастающая интраверсия по шизоидному типу, как зашоренность сверхценными идеями и нарастающая общая неадекватность. На соматическом уровне медитация на пространстве над головой при усердных занятиях может привести к развитию таких заболеваний, как желчекаменная болезнь, заболевания поджелудочной железы, заболевания мочеполовой сферы ( для мужчин типична варикоцема яичка и другие урологические проблемы, для женщин типична фибромиома матки), варикозные вены ног. Всё это типичные признаки того симптомокомплекса, который я называю нижним энергетическим перегрузом.

К счастью, большинство последователей Шри Ауробиндо предпочитают читать его многочисленные трактаты на духовно-философские темы, обсуждать эти вопросы, но не практиковать предлагаемую им медитацию. Их выручает спасительная лень, благодетельница и защитница неразумной, а следовательно и большей части человечества.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Выдержки из критической статьи о Шри Ауробиндо и его учении, взятые из сайта Лотоса (форум "Эзотерический рынок: кто есть кто"). Автор скрывается под псевдонимом "Ad extremitates".

Ещё при жизни, Шри Ауробиндо в Индии был признанным духовным авторитетом. А после своей кончины этот авторитет с течением времени утверждался всё больше и больше, пока не достиг статуса "великого" религиозного реформатора, философа мирового масштаба, поэта и святого йога. Так называемый эффект исторической мифологизации и преувеличенных заслуг - у людей имеется психологическая потребность создавать себе кумиров, идеализировать отдельные личности, гиперболизируя их достижения.

В настоящее время полное собрание сочинений Шри Ауробиндо составляет целых 30 томов (плюс 13 толстых томов записок Матери)! Его идеи известны всему научно-философскому и религиозному миру, а его йогу практикуют как самостоятельно, так и в йоговских центрах многих стран. Книги Шри Ауробиндо увлекают, вдохновляют, приближают к Истине...

Но где взять духовному искателю чистого света сознания, чтобы понять - авторитет Шри Ауробиндо - дутый, это мыльный пузырь, а так называемая "интегральная йога" нелепа и никуда не ведёт!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

О графоманстве Шри Ауробиндо свидетельствует то, что его полное собрание сочинений составляет целых 30 томов! При этом самому главному - описанию основной духовной практики, медитации согласно "Интегральной Йоге". посвящено ничтожно малое количество текста. В основном же тексты Шри Ауробиндо - это сплошное резонёрство, бесплодное рассуждательство о высоких абстракциях, выражаясь словами С. Радхакришнана "бесплодное хлопание крыльями в пустоте абсолютного". Огромное количество пустых, высокопарных и многозначительных слов. Увы, слов, наполненных гелием.

Вот что пишет автор цитируемой статьи (из предыдущего поста) о творчестве Шри Ауробиндо:
Обратим внимание на манеру или стиль его письма. Все его тексты являются энергетически весьма "рыхлыми", разреженными, для них характерна бесплодная ментализация и повторяемая детализация, размытость изложения. Попробуем вчитаться в писания. Из основного труда Гхоша "Синтез йоги" (1931 г.):

"Характерное преимущество, которым пользуется Дух, есть его самосуществующее совершенство и неизменно присущая ему бесконечность бытия. Он всегда, по принадлежащему ему от вечности праву, обладает бессмертием, которое есть только цель Жизни, и владеет совершенством, которое есть только цель Ума. Обретение Вечного и осознание того, что оно во всех вещах и за пределами всех вещей, что всё равно исполнено блаженством в универсуме и вне его, что Истина не запятнана несовершенствами и недостатками форм и энергий, в которых она пребывает, - в этом состоит триумф духовной жизни..."

Какое малозначащее нагромождение возвышенных слов! Какая бессмысленная напыщенная интеллектуализация! Гхош (на фоне других духовных описаний) совсем ничего не открыл своему духовному читателю, кроме давно известного и очевидного, а целый, энергетически слабый абзац, можно заменить всего одним коротким, простым и точным предложением: "Дух совершенен, вечен и вездесущ".
Ну, а далее, в ходе прочтения мы можем узнать, что "вода - мокрая", а "масло - масляное". Во всём толстенном томе "своего синтеза" - основного труда своей жизни, у "великого" индийского учителя мы обнаружим всего-навсего несколько десятков идей - но и для их поиска на фоне пространной туманности и в нагромождении словесных конструкций нам потребуется усилие, а все эти идеи можно было бы изложить в небольшой брошюре. Да и сами эти идеи отнюдь не оригинальные и не новые... Вот ещё одна, весьма типичная цитата из сочинений Шри Ауробиндо:

"Борьба Разума за возвышение жизни есть обещание и условие покорения жизни тем, что выше самого Разума.
Эта высочайшая вещь, духовная жизнь, имеет отношение к Вечному, но именно поэтому она и не вполне чуждается преходящего. Для духовного человека мечта разума об идеальной красоте реализуется в форме вечной любви непреходящего блаженства, которые не зависят от внешних объектов и одинаковы во всех объективных феноменах; его мечта об абсолютной Истине - в высшей, само собой существующей, самоочевидной и потому вечной Правде, которая никогда не меняется, но объясняет и представляет собой тайну всех перемен и цель всякого развития; его мечта о совершенном действии - во всемогущем и самоуправляющем Законе, который всегда присущ всем вещам и проявляется здесь в переменном ритме миров. Как мимолётное видение, так и постоянное творящее усилие в сверкающем "Я" представляют собой вечно существующую Реальность и "Я", которое знает Господина и само есть Господь..."

Подобные писания следует определить не иначе как духовное словоблудие или высокоумие человека, очевидно не постигшего ту самую Истину, которую он пытается выразить...
Ещё пример словоблудия по Шри Ауробиндо:

"Не может существовать Йога Знания без человека - искателя знания, высшего субъекта знания, без божественного использования индивидом космических даров духовного, эмоционального и эстетического наслаждения; как не может быть Йоги Труда без труженика-человека."

Ауробиндо очень свойственна схоластическая патетика, а приведённая выше цитата подобна утверждению того, что человек не может существовать без головы - так мыслит "великий" мыслитель...

"Человек в своей основе - умственное существо, живущее в неком уме мира, но в определённом физическом существовании; его ум закован в Материю и обусловлен Материей. Поэтому он действует, исходя из физических чувств..."

"Поднятие уровня сознания от ума до Сверхразума и последующее преобразование существа из умственного состояния до сверхразумной Пурушы (Духа) должна принести собой полное преобразование всех частей Природы и всей её деятельности. Ум в целом - не просто канал для сверхразумных активностей, канал их истекания в жизнь, тело для выхода или связи с внешним миром и материальным существованием - но он есть, сам по себе, вместе со всеми своими инструментами - сверхосмысление..."

В другой книге "Супраментальное проявление на Земле" (они написаны в последние годы жизни, в 1949-1950 гг.) у Шри Ауробиндо мы наблюдаем всё тот же духовный пафос и псевдозначительность...
Ещё несколько цитат из его сочинений:

"Всегда будут оставаться впереди запредельные пространства, всё большие высоты, куда бесконечный Дух ведёт развивающуюся природу, и движения освобождённого овладевают Высшей Реальностью, Высшим существованием, Сознанием и Блаженством... В этом восходящем, поднимающем движении Духа могло бы присутствовать одновременно, или как следствие, нисходящее движение триумфа одухотворённой Природы, включающее в себя всё преобразование, в котором произошла бы трансформация материи, физического сознания, физической формы и действия, о котором мы можем говорить не только как о тотальном, но и высшем совершенстве тела..."

"В то же время, способность воспринимать и сублимировать все движения земной жизни, которые могут быть одухотворены, трансформация первоначальной животности и действий, безвозвратно засорённых или, по крайней мере, какое-то спасительное очищение, некоторое одухотворение их сознания и мотивов, воодушевляющих их к проявлению, отбрасывание того, что нельзя изменить, даже трансформация того, что можно назвать инструментальной структурой их функционирования и организации, должны быть подчинены полному, а потому беспрецедентному контролю и сопутствовать или быть следствием тотальной перемены."

"В рождении ума Света и его восхождении к своей высшей сущности и Истинному статусу должно быть, по самой природе вещей и природе эволюционного процесса, какими они являются сейчас, две стадии. На первой мы можем увидеть ум Света выбирающимся из невежества, собирающим свои составные элементы, строящим формы и типы, пусть несовершенные вначале, и продвигающим их к совершенству, пока они не смогут перейти границу невежества и войти в Свет, свой собственный Свет. На второй стадии мы можем увидеть, как он развивается в этом естественном Свете, принимая Высшие свои формы, присоединяется к Высшему Разуму и живёт как его подчинённая часть или делегат. На каждой из этих стадий он будет определять свои ступени и проявлять порядок существ, которые будут воплощать его, давать реализованную жизнь"

Какая расплывчатость формулирования своей мысли - и это философ мирового уровня!
И подобными, явно резонёрскими рассуждениями наполнены все его многочисленные работы! Все 30 томов, написанные Шри Ауробиндо и 13 томов, написанных его ближайшей сподвижницей Матерью Миррой представляют собою бесконечные перепевы и повторы на разные лады одних и тех же мыслей. Творчество Шри Ауробиндо - ярчайший пример псевдодуховного графоманства.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Терентий Смирнов пишет о творчестве Шри Ауробиндо:
Терминология учения Ауробиндо составлена из смеси понятий европейской философии, психологии и индийских религиозных выражений - супраментал, витальность, психическое существо, Ишвара, Шакти, Читта... Она претендует на учёность. Тексты индийского "реформатора" пестрят также и такими духовными понятиями и словами, как "Любовь", "высшая устремлённость", "Дух", "Свобода", "Всевышний", "спиритуальность", "Божественная Сила", "Истина", "самоотдача"... И это будто бы также должно отвечать высокому духовному уровню автора, но...
При внимательном исследовании все книги Ауробиндо - это, во многом, только показное жонглирование красивыми словами и известными понятиями, одними и теми же духовными идеями и затянувшимися оборотами; это - казуистика и тавтология (опять-таки на фоне других духовных откровений и индийских трактатов). Содержание всех 30-ти томов "великого йога" вполне можно было бы вместить всего в несколько книг, которые искателю, незнакомому с индийской философией, возможно, стоило бы полистать.
Книги Ауробиндо квазирелигиозны, это труды человека, определённо не прикоснувшегося к Свету Истины. Этот факт дополнительно можно проследить и на примере его наставничества, руководства своими "садхаками", при этом уровень его учеников полностью отвечает заблуждениям и духовной дезориентации "учителя"...
Ауробиндо очень свойственна схоластическая патетика...

«Существует одно основное понимание, которое необходимо приобрести на пути к интегральному знанию или многостороннему познанию этого Бесконечного. Оно состоит в постижении Божественного в его сущностном «Я» - в Истине, неизменяемой внешними формами и феноменами…»

Из такой «воды», во многом, и состоят духовные писания Ауробиндо, у него очень много повторений, а повторять одно и то же - довольно глупо. Например, тезис о соединении с Духом и об отказе от своего «эго» и привязанностей в книге «Синтез» повторяется более тридцати раз (!). При этом практика такого отказа описана довольно пространно. Вообще одни и те же идеи перетираются и всячески муссируются с использованием разнобразных затянувшихся лингвистических оборотов и конструкций. Во всех книгах Ауробиндо – проявлении его сознания - слов очень много, идей – мало. А манера его изложения очень похожа на какую-то ментальную пародию или карикатуру на интеллект. Интеллект, пускающий пыль в глаза и гордо утверждающий сам себя ради самого себя. Шри Ауробиндо бессознательно (или намеренно) как бы выстраивает привлекательный внешний фасад в виде набора значительных, возвышенных слов и прячется за этим красивым фасадом, надеясь, что его духовный инфантилизм обнаружен не будет...
(взято отсюда: www.proza.ru/2013/12/07/1550 ).

Конечно, Терентий Смирнов не совсем прав, поскольку Ауробиндо Гхош не только многословно и занудно повторяет общеизвестные духовные истины, но и сообщает вдумчивому читателю много нового. К сожалению это новое не выдерживает ни профессионального философского критического рассмотрения, ни проверки с точки зрения практического опыта. В целом же творчество Шри Ауробиндо Гхоша полностью соответствует оценочному высказыванию: "Что верно, то не ново, а что ново, то неверно".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Шри Ауробиндо и энергетическая двойственность.
Самоцитирование. (Путь без иллюзий, том 1-й):

kargopolov.spb.ru/book/volume1/part3/37-1302.html
"Грамотная и полноценная энергомедитативная практика должна быть построена в строгом соответствии с методологическим принципом Тай-цзи. Это значит, что она должна включать в себя как методы воздействия на восходящую ветвь микрокосмической орбиты, так и методы воздействия на её нисходящую ветвь. Такая методика основана на концепции замкнутого и целостного энергетического кольца, именуемого микрокосмической орбитой.

К сожалению, до сих пор имеют широкую популярность ущербные и односторонние концепции духовного и энергетического развития либо только через восходящую ветвь энергосистемы (Кундалини-йога), либо только через нисходящую ветвь энергосистемы (Интегральная йога Шри Ауробиндо).

Очень кратко рассмотрим концепцию Кундалини-йоги и основанную на ней йогическую практику. В этой системе постулируется, что в Муладхара-чакраме (основание позвоночника, область копчика) в непроявленном, дремлющем состоянии скрывается великая космическая энергия, именуемая Кундалини-Шакти (змеиная сила). Практика этой йоги заключается в том, чтобы сначала пробудить эту дремлющую вселенскую силу, а затем провести её вверх от чакрама к чакраму, вплоть до Сахасрара-чакрама (макушечного центра). По достижении самого верхнего (макушечного) чакрама, йогин достигает великого освобождения (Мокша) - конечной цели Кундалини-йоги. В Сахасрара-чакраме осуществляется великий союз Космического Сознания - Шивы и его Божественной супруги - Космической энергии Кундалини-Шакти.

Таким образом, весь процесс духовной эволюции в Кундалини-йоге основан на концепции восходящей силы. Согласно этой концепции, продвижение пробудившейся энергии - Шакти на каждый последующий (вышестоящий) уровень сопровождается прогрессивным развитием сознания. Что касается методики энергомедитативной практики, то, оказывается, что в Кундалини-йоге чёткой и ясной методики не существует. При более глубоком изучении рекомендаций адептов Кундалини-йоги, обнаруживается отсутствие строго фиксированных правил и огромное разнообразие применяемых методов. Создаётся впечатление, что на самом деле Кундалини-йога как точная и пригодная для практического использования методика - просто не существует. Оказывается, что под это родовое название подпадает весь широчайший спектр существующих методов энергомедитативной практики: статические формы - асаны, динамические упражнения - вьяям, дыхательные упражнения (пранаяма) и различные формы медитации. Таким, образом, я расцениваю Кундалини-йогу как концепцию, малопригодную для успешной практики по следующим причинам.

а) концепция Кундалини-йоги имеет дело только с восходящим энергопотоком и совершенно не учитывает того, что энергосистема человека представляет собою замкнутое кольцо (микрокосмическую орбиту), состоящее из восходящей и нисходящей ветвей, в идеале функционирующих как единое целое.

б) теоретическая ущербность Кундалини-йоги сочетается с отсутствием точной и удобной для практического использования методики.

Есть и другие причины, на которых я сейчас не буду останавливаться, но которые будут вполне очевидны для читателя после прочтения раздела, посвящённого энергосистеме человека (концепция прямого и обратного режимов циркуляции жизненной энергии человека).

Другой, столь же ущербной и однобокой системой является весьма популярная в прошлом столетии Интегральная йога Шри Ауробиндо Гхоша. Йога Ауробиндо Гхоша отвергает Кундалини-йогу, основанную на восходящей Силе. Вместо этого Шри Ауробиндо предлагает концепцию нисходящей Силы, открывающей те же самые центры (чакрамы), что и Кундалини-йога, но в направлении сверху вниз. Шри Ауробиндо полагает, что нисхождение Божественной преобразующей Силы действует значительно более мягко и гармонично, по сравнению с более грубым и более опасным для практикующего восхождением Кундалини-Шакти.

Как в Интегральной йоге Шри Ауробиндо (йоге нисходящей преобразующей Силы), так и в Кундалини-йоге (йоге восходящей преобразующей Силы) мы имеем дело с концептуальной дуалистической ущербностью, на практике приводящей к энергетической двойственности. И в том, и в другом случае отсутствует понимание того, что энергосистема представляет собой замкнутое кольцо энергетической циркуляции, включающее в себя как восходящую, так и нисходящую ветвь, каждая из которых в равной степени важна и необходима."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Человек как общежитие для разных субличностей.

Отрывок из книги ПБИ
kargopolov.spb.ru/book/volume1/part2/35-1207.html
"В интегральной йоге Шри Ауробиндо выделяются три следующих оболочки:

1. Физическое тело. Согласно буддийской концепции, физическое тело человека - не что иное, как сгустившаяся карма, материализовавшееся сознание прошлого.

2. Витальное тело (Шри Ауробиндо даже называет его "витальное существо" (!)) - это тело низшего порядка, близкое к физическому, и роднящее нас с животным миром. Это тело страстей и желаний. Оно связано с физическими нуждами и утилитарными потребностями. Кратко говоря, витальное тело - это тело страстей, инстинктов и животных побуждений человека.

3. Ментальное тело. Опять же, Шри Ауробиндо тяготеет к приданию ему статуса субличности, так же как и витальному телу. Он именует его "маномайя пуруша" - ментальное существо.

Согласно Ауробиндо, ментальное тело - это тело разума, основной функцией которого является познание посредством мышления. Кратко говоря, ментальное тело - это тело мыслей и идей. Ментальное тело, по Шри Ауробиндо, является последней оболочкой и непосредственно примыкает к Духовному ядру, для обозначения которого Шри Ауробиндо не стал использовать традиционные индийские термины Пуруша или Атман, а изобрёл новое слово: супраментальное (сверхмысленное, скрывающееся за ментальным телом). Оно же - Божественное или Истинное Я. Супраментальное (сверхразумное) - это, по словам Шри Ауробиндо, "божественная Реальность, сокрытая за нашим существованием и совершенная идеальная Личность, заключённая внутри нас"16.

Итак, по Шри Ауробиндо, существует только три тела (оболочки): физическое, витальное и ментальное, за которыми (непосредственно за ментальным) скрывается Супраментал или Божественное. Важно отметить, что эти тела, по Шри Ауробиндо, представляют собой существа (используется термин Пуруша) или субличности. Таким образом, человек, согласно Шри Ауробиндо, представляет собою конгломерат субличностей. На мой взгляд, такая концепция человека совершенно неприемлема. Она не только не согласуется с классической индийской философией, но и противоречит здравому смыслу. Нет никакой необходимости превращать сознание человека в переполненное общежитие."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Ещё одна выдержка из моей книги:
"Я не понимаю, что такое "витальное тело" (тело страстей, желаний, инстинктов), что такое "эмоциональное тело" (тело эмоций), что такое "ментальное тело" (тело мыслей). Такого рода классификация - следствие великой путаницы, когда смешивают совершенно разнородные вещи. Авторы таких классификаций путают субстрат (оболочку) с информационными потоками, через этот субстрат проходящими, то есть с информационными процессами. Витальное тело, ментальное тело, даже Анандамайякоша (тело блаженства) или Праджнямайякоша (тело мудрости) - разве это тела? Разве это субстанциональные структуры, разве это субстратные образования? Нет, это всего лишь различные формы психической информации, идущей сквозь субстрат. Несомненно, эта информация, проходя через сознание человека и реализуясь на определённой субстратной основе, влияет, и порой очень сильно, на сам субстрат. Тем не менее, она им не является. В противном случае можно утверждать, что и физическое тело человека вовсе не единственно, что на самом деле существуют три тела: тело белков, тело жиров и тело углеводов, а некоторые авторы смогут пойти ещё дальше и заявить о существовании тела витаминов, тела микроэлементов и т.д. Конечно же, это не тела, а то, что идёт через наше тело, проходит через пищеварительный тракт, оказывая при этом сильное влияние на само физическое тело и, тем не менее, им не являясь. Так же обстоят дела и с содержимым нашего сознания. Мысли, эмоции, ощущения - всё, что проходит через нашу психику, это не тело, не субстрат, а информация; это то, что идёт сквозь наши тела, то, что циркулирует внутри них, обеспечивая необходимый энергоинформационный обмен с окружающей средой.

Таким образом, я полагаю, что не существует отдельного витального или эмоционального, или ментального тела. Все эти псевдотела - не более чем умозрительная фикция, продукт недоразумения (в подлинном смысле этого слова)."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

В Интегральной Йоге, своём мировоззренческом новоделе, Шри Ауробиндо подвергает весьма легкомысленной ревизии самый главный постулат древнеиндийской традиции - учение об Атмане - индивидуальном духовном начале человека. Взамен он предлагает концепцию, согласно которой человек представляет собою конгломерат из субличностей-пуруш. С точки зрения классической индийской духовности (всех шести Даршан индуизма), это немыслимая ересь.Лично я думаю, что Шри Ауробиндо заимствовал эту идею из очень популярных в то время западноевропейских психолого-психиатрических исследований множественных личностей.

Многие европейские последователи как-то упускают из виду, что на самом деле Ауробиндо Гхош не является индусом, получившим традиционное классическое образование в области индийской философии. Также он никогда систематически не обучался искусству Йоги у какого-либо индийского наставника (краткое эпизодическое общение с наставниками Йоги отнюдь не повлияло на то, что, фактически, он всю свою жизнь был сам для себя наивысшим авторитетом). Фактически, по менталитету и образованию он никакой не индус, а скорее европеец индийского происхождения. С 7летнего возраста он жил в Англии, получил там классическое европейское образование. В Индию он приехал только в возрасте 21 года, практически не зная ни одного из индийских языков.

Несмотря на его широчайшую известность ( как правило, у людей, не омрачённых знанием классической индийской философии) лично мне он неинтересен, его мировоззрение я считаю ошибочным, а предлагаемый им путь и методы духовной практики - опасными и неприемлемыми.
Кстати, то, что я излагаю в ПБИ, в философско-мировоззренческом отношении является изложением классической индийской философии в том виде, который удобопостигаем для нашего времени.
Шри Ауробиндо назвал свой новодел учением "Интегральной Йоги", однако при этом он отвергает учение об единственном (не множественном) индивидуальном духовном начале (Пуруше или Атмане). Так что на самом деле, его учение никакого отношения к классической индийской Йоге не имеет.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Невозможно отрицать тот факт, что выдуманная Шри Ауробиндо теория резко отличается от традиционного индийского мировоззрения и таким образом является новоделом. В индийской духовной традиции нет никакого "психического существа", нет никаких субличностей, типа витального или ментального Пуруши. И термины, используемые в его работах, типа "супраментала", "психического существа" и т. п., не относятся к традиционной индийской Йоге, а выдуманы самим Ауробиндо.

Далее, невозможно отрицать того, что у Шри Ауробиндо не было индийского Учителя, ознакомившего его с духовной традицией. На самом деле он всего лишь ужасающе самоуверенный самоучка, волею обстоятельств получивший всемирную, но увы, совершенно незаслуженную популярность.
Ну да, были у него кратковременные эпизоды общения с наставниками Йоги, однако они, как говорится, погоды не сделали. Никого из них он не принял как своего почитаемого Учителя (в традиционном смысле). Для него они были всего лишь информационными официантами, не более того.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

Максим Садовник пишет:
"Но практика нисходящей силы - не является другой стороной дуальности, потому что практика нисходящей силы раскрывая центры сверху вниз в итоге раскрывает также и нижние центры, что автоматически активирует восходящую силу кундалини. "
Это ваше утверждение является грубой ошибкой. Я это утверждаю со всей ответственностью, как человек имеющий личный 30-летний опыт и собственной практики (цигун и медитация), а также руководства групповыми и индивидуальными занятиями обращающихся ко мне людей. При этом являюсь не только учителем , обучающим цигун и медитации, но и цигун-терапевтом. Основываясь на своём многолетнем опыте смею утверждать со всей ответственностью, что практика медитации, основанная на концепции нисходящей силы является методически несбалансированной и для 30 процентов людей, ею занимающихся, просто опасной. Речь идёт о о людях с хроническим нижним перегрузом (имеется в виду энергетический перегруз). У таких людей усердная практика по Шри Ауробиндо чревата следующими неприятностями:

По соматике:
-желчекаменная болезнь с последующим удалением желчного пузыря
- заболевания почек
- заболевания половой сферы (у женщин миома матки, у мужчин варикоцема яичка)
-варикознное расширение кровеносных сосудов ног
-заболевания поджелудочной железы

На психоэмоциональном уровне:
- тревога, страхи, панические атаки
- нарастающая интроверсия по шизоидному типу (патологический уход в свой внутренний мир с разрывом связей с окружающей действительностью).
- также (но реже, чем предыдущее) депрессия.

Медитация по Шри Ауробиндо подходит не более, чем для 30 процентов занимающихся, - для лиц с выраженным верхним энергетическим перегрузом (для этих людей типичны такие симптомы, как повышенное давление, головные боли, хроническая астения в сочетании с эмоциональной возбудимостью). Для таких людей она, безусловно, будет очень полезной. Но только на время (не более полугода). Сначала эта медитация будет подтягивать отстающие звенья энергосистемы до нормы и общее состояние человека значительно изменится к лучшему, но потом произойдёт переразвитие и начнут появляться те нехорошие симптомы и заболевания, о которых я говорил ранее.
Таким образом, необходима предварительная диагностика, что в системе Ауробиндо просто отсутствует, а также необходим дополнительный метод практики для снятия неизбежных обострений.
Будучи практиком с многолетним опытом, в отличие от многих безответственных теоретиков, Я ОТВЕЧАЮ ЗА СВОИ СЛОВА.

Слава богу, многие последователи Шри Ауробиндо, являются таковыми только на словах, на деле же они духовными практиками "нисходящей силы" занимаются мало и нерегулярно, иначе они давно уже получили бы серьёзные проблемы. Их выручает спасительная лень-матушка.

Для незашоренного человека невозможно не увидеть того простого и очевидного факта, что вся концепция "нисходящей Силы" находится всецело в рамках методической и энергетической двойственности, а следовательно является ущербной и малоприемлемой.

Однако, как обычно, верующий человек никаких доводов воспринять не может, на то он и верующий.
Так что ваши возражения мне не показались сколь-либо убедительными.

Также позволю себе утверждать, что и сам Шри Ауробиндо, и его последователи, очень плохо разбираются в традиционной индийской философии. Об этом я уже говорил.

Далее, совершенно очевидно полное невежество этого модного эзотерического автора в вопросах биоэнергетики. Наконец, его подход к медитации поражает своей бедностью и своим примитивизмом. Конечно замаскированным плотной завесой из множества "умных слов" и псевдонаучных терминов, большей частью им же самим и изобретённых.

Однако, чтобы всё это увидеть, нужно иметь серьёзные познания в этой сфере (биоэнергетика, методы медитации, типология личности, цигун-терапия, знание связей между соматикой и психикой, с одной стороны, и энергетикой с другой стороны). Ничего подобного невозможно найти ни у самого Шри Ауробиндо, ни у его последователей.

То, о чём я сейчас пишу, является совершенно очевидным для всех, кто занимается энергомедитативной практикой в нашей Школе.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

А вот что пишет Ошо:
"Философия Шри Ауробиндо приобрела мировую известность по той простой причине, что он говорил своим ученикам, что возможно достижение физического бессмертия. И в тот день, когда он умер, его ученики не могли в это поверить. И действительно, один из моих друзей, бывший тогда в его ашраме, сказал мне позднее, что в течение трёх дней факт смерти Шри Ауробиндо держался в тайне, потому что это было невероятно. Когда спросили Мать, она сказала: "Он ушёл в глубокое самадхи. Это не смерть. Как он может умереть? Он физически бессмертен". Но через три дня, когда тело стало смердить, им пришлось его захоронить. Потом они стали верить, что бессмертна Мать. Но однажды Мать умерла тоже. Теперь эти дураки верят, что они оба отправились в иной мир, чтобы принести оттуда некие тайны, и что они скоро вернутся с тайнами физического бессмертия! Бессмертия души достаточно. Нет нужды в бессмертии тела!"
"Бессмертия души достаточно. Нет нужды в бессмертии физического тела!"
Абсолютно согласен с этими словами Ошо! Более того, для меня всякого рода эзотерические школы, ставящие главной своей целью достижение физического бессмертия, являются сектами, от которых следует держаться подальше. По причине их сугубой неадекватности. Как концептуальной, так и методической. Яркими примерами являются - сектантское учение Грабового, псевдодаосская секта Учителя Великого Ян, учение о бессмертии Б.В. Болотова и многие другие. Сюда же относится и Интегральная Йога Шри Ауробиндо с явно шизофреническими идеями "супраментализации клеток" и достижение через это физического бессмертия.

На самом деле, за таким чрезмерный интересом к физическому бессмертию скрывается страх смерти, который вполне справедливо можно считать основополагающим страхом, той основой, на которой вырастают всевозможные фобии. Таким образом, столь сильно выраженный интерес к достижению физического бессмертия, доходящий до уровня сверхценной идеи, требующей своей практической реализации, является симптомом серьёзной психоэмоциональной патологии и глубокой неадекватности наставников этих сектантских школ. Каждому разумному человеку должно быть изначально ясно, что то, что имеет начало, имеет и неизбежный конец; то, что рождено, непременно должно погибнуть. Бессмертным может быть только нерождённое духовное начало. Мы и без того уже являемся бессмертными духовными существами. Тогда зачем стремится к, в равной степени невозможному и ненужному, бессмертию в физическом теле?
Такое нелепое и неадекватное стремление не только говорит об отсутствии подлинной духовной мудрости, но и о глубокой неадекватности, доходящей до уровня настоящей психической патологии.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Amigo

Максим Садовник написал:
Вы говорите о нисходящем потоке и болезни яичек - но нисходящий поток никакого дела не имеет к физическим органам. В отличии от восходящего потока который первым входит в 1 нижнюю чакру, отвечающую за физическое тело, нисходящий поток входит в 7 чакру отвечающую за высшее духовное тело человека, потом идет нисхождение потока в разум и далее. В то время как яички это уже последний совершенно этап вхождения нисходящей энергии в физическое тело в районе промежности.
Вы пишите о микроскопической орбите из традиции цигун, в то время как это каналы и мередианы 2 тела после физического - они совершенно не имеют отношения к нисходящему потоку и его потенциалу.
Вот те раз. Вы отвергаете опыт видимо всех экстрасенсов, которые единогласно считают, что состояние тонкого тела напрямую влияет на физическое тело, отвергаете китайскую медицину с ее описанием каналов и их воздействия на тело.
И выдумываете (или Ауробиндо) взамен какие-то закономерности взаимосвязи между чакрамами и телом и иными оболочками. Этого в помине нет, это простая выдумка. Каждый чакрам, а также каналы (это нити, исходящие из чакрама) питают органы физического тела, а не только нижний чакрам.
Так что скорее всего под нисходящим потоком, да и восходящим, вы вообще не подразумеваете ветви микроскопической орбиты, а что-то свое, со "световыми кодами" и иной мне непонятной терминологией. Зачем так все усложнять?
Есть энергия, есть пути, по которым она проходит и есть влияние на психику человека и его физическое состояние в зависимости от состояния этих путей.
А все эти фразы: что
"нисходящий поток идущий с поля Атмана несет в себе универсальный набор световых кодов и когда он входит в нашу природу, то он передает качества Атмана нашим телам: гениальность мышления, свет и покой разуму, абсолютную безусловную любовь телу чувств, блаженство и экзальтацию эмоциональному телу. Ореол нисходящего потока растворяет ложные и негативные вибрации на тонком уровне взаимодействия и дает защиту и устойчивость света телам - и еще много каких преобразований."
Это всего лишь сказки, которые к практике и реальному опыту не имеют никакого отношения.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Максиму Садовнику.

А что, это от своего "первого учителя Бхаскара Леле" Шри Ауробиндо получил знания о множественности Пуруш, живущих под одной крышей, о Йоге нисходящей силы, о клеточном разуме, супраментализации тела и достижении физического бессмертия? В том то и вопрос, что на самом деле Шри Ауробиндо был сам себе учителем и изобретателем новой "Интегральной Йоги".

P.S. Известно, что Сам Шри Ауробиндо умер от тяжёлого заболевания мочеполовой сферы. Лично знаю одного из из российских учителей Интегральной Йоги, с варикозными венами ног и удалённым желчным пузырём. Совершенно уверен в том, что, если провести обследование тех, кто систематически практикует медитацию по Шри Ауробиндо, то мы обнаружим именно тот набор симптомов, о котором я написал в предыдущем (точнее, в предпредыдущем) посте.
Кстати, хочу особенно подчеркнуть, что лицам, у которых уже имеется вышеперечисленная симптоматика, Интегральная Йога Шри Ауробиндо категорически противопоказана.

Воспалённого желания непременно переубедить приверженцев Интегральной Йоги у меня нет.
Как сказал один китайский Мастер: "Почему мы должны беспокоиться о скептиках? Предоставим их собственной печальной участи".
Однако тем, кто ещё не уверовал в Шри Ауробиндо, моя информация поможет избежать неправильного выбора и сопряжённых с ним серьёзных неприятностей.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

Максим Садовник цитирует Шри Ауробиндо:
""Необходимо четко понимать разницу между эволюционирующей душой (психическим существом) и Атманом, высшим существом, чистым духом. Чистый дух не подлежит рождению и смерти, не зависит от тела, разума, жизни или других проявлений Природы. Он не связан этими проявлениями, не ограничен и не затрагивается ими, даже несмотря на то, что поддерживает их и принимает на себя условия их функционирования. Душа, напротив, хотя сама и не умирает, будучи бессмертной, воплощается в теле при рождении и проходит через смерть, то есть переходит из одного состояния в другое, с земного уровня бытия в другие миры и обратно к земному существованию
Центральное существо (атман) контролирует и управляет земными рождениями человека, следующими одно за другим, но само остается вне плана земных воплощений, так как не переходит в тело воплощенного существа, оставаясь всегда сверху, над ним."
Как видим, Шри Ауробиндо утверждает, что человек, это совокупность разных Пуруш (сущностей или субличностей), включая витального Пурушу, ментального и, наконец супраментального Пурушу. Человек как этакое переполненное общежитие Пуруш. Далее, по Шри Ауробиндо, кроме Пуруш также существует и Атман, духовное начало, вынесенное за скобки и расположенное наверху, за пределами тела воплощённого существа ("оставаясь всегда сверху над ним"). К сожалению, просветлённый Мастер Шри Ауробиндо напрочь не понимает базовой эзотерической истины, согласно которой "Природа Будды не знает Запада и Востока" (Хуэй-Нэн), не знает также верха и низа. Также неправильно думать, как полагают некоторые наивные христиане, что Бог(иже еси на небеси) и райские обители расположены наверху, тогда как ад, со всеми его подразделами и филиалами, расположен внизу (преисподняя, геенна огненная, в кою ввергают грешников). Вообще-то у Бога нет и быть не может верха и низа, поскольку в Нём (если говорить на языке христианского вероучения) имеет место выход за пределы любых противоположностей, в том числе и пространственных.

Вернёмся к философскому новоделу Шри Ауробиндо. Конечно же, вся эта ахинея не имеет никакого отношения к классической индийской философии и к индийской духовной традиции. Даже обсуждать это лениво. Достаточно процитировать знатока индийской философии Радхакришнана, написавшего двухтомник "Индийская философия", переведенный на многие языки, в том числе и на русский:
" то, что в системе Йога и Санкхья называется Пурушей, в Адвайта-Веданте Шанкары называется Атманом".
Так оно и есть - Атман Шанкары и Пуруша Санкхьи-Йоги это одно и то же, а именно, индивидуальное духовное начало человека. Ну а Шри Ауробиндо - великий путаник и принимать всерьёз всю эту многотомную продукцию эзотерического графомана просто неразумно.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

Шри Ауробиндо:
«Наша йога начинается там, где все другие заканчиваются».

Вот такая "скромная" заявка на собственную гениальность, неповторимость и исключительность..
Увы, совершенно не обоснованная. И ведь многие, прочитавши уверовали...

Метафизические претензии Шри Ауробиндо непомерно велики, настолько велики, что читатель его трудов поставлен перед выбором - либо признать автора величайшим гением всех времён и народов, либо же отвергнуть эти претензии, как неадекватные, чрезмерные и необоснованные (король - то голый!).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
А вот что пишет Ошо (Раджнеш) о книгах, написанных Шри Ауробиндо:
«Шри Ауробиндо постоянно толстел, и это всё. Раньше он был худощавым и изящным молодым человеком, но постоянное писание и чтение, писание и чтение… А результат его творчества хуже не бывает. Одно предложение занимает почти целую страницу. Дойдя до конца предложения, забываешь о его начале. В конце страницы надо опять возвращаться к началу страницы, чтобы увидеть, какими словами начиналось предложение.

Книги Ауробиндо плохо читаемые, педантичные, многословные. Он использует длинные слова, так как думает, что, чем длиннее слово, тем реже оно используется людьми, то значит более таинственное. Так и происходило – люди были мистифицированы. Очень странные люди: их впечатляют вещи, которые они не понимают. Если они что-то понимают, то это их не впечатляет. Их логика проста: “Если я могу понять это, значит в этом нет ничего особенного”. Пока они не почувствуют: “Я не могу ничего понять”, - они не будут верить, что есть что-то возвышеное, что-то потустороннее. Манера, в которой писал Ауробиндо, имело своей целью мистифицировать читателя. Не надо писать одно предложение на целый абзац или целую страницу. Это просто смешно, что таким образом вы хотите, чтобы ваше слово дошло до читателя. Но нет, он хотел мистифицировать людей.

Я прочитал все его книги и очень сильно пострадал. Вы не можете представить, как я страдал от таких людей. Я прочитал все его книги просто для того, чтобы понять, что этот человек старался сделать. В этих книгах ничего нет. Перекапываешь целую гору и не находишь даже и крысы! А эти огромные тома, тысячи страниц; и на каждой странице длинные слова. И он был достаточно умён, чтобы изобретать значительные слова, например, “супраментальный”. "
Когда Раджнеш пишет:"Я прочитал все его книги и очень сильно пострадал.", я ему не верю. Не верю и тому, что он в самом деле прочёл всё эти 30 томов, а также не верю тому что он страдал. Думаю, что он, скорее, развлекался, просматривая по диагонали все эти бесконечные напыщенные фразы о возвышенном и духовном.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Творческая продукция Шри Ауробиндо Гхоша, к сожалению, подпадает под такие диагностические определения. как графоманство и резонёрство.

Резонёрство - это научный термин из области психопатологии. Вот его стандартное и общепринятое разъяснение:
"Резонёрство — один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправлености мыслительного процесса. По классификации нарушений мышления Б.В. Зейгарник, резонёрство (наряду с разноплановостью и разорванностью) относится к категории нарушений мотивационно-личностного компонента мышления.

Клиническая феноменология
Резонёрство — «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И. П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонёрством не важно, понял их собеседник или нет. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление становится аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). "
Именно это мы и видим в сочинениях Шри Ауробиндо - действительно, "словесная опухоль" и "философическая интоксикация".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Nadina

Спасибо Вам, Максим, что встали на защиту учения Шри Ауробиндо! Но как видите, если человек исходит только из ментально-логических рассужлений - это в самом деле превращается в два монолога и массу искаженной информации. Бога умом не понять...Он находится вне ментальных конструкции и наш узкий ум не способен просто так взять - разложить всё по полочкам и постичь этот Абсолют. При том текст товарища Каргополова пестрит выражениями: Я думаю, Мне кажется, Я знаю, Я полагаю. Я, я, я - опять это маленькое Я...О, Боги, когда же человек наконец-то выйдет из этой тюрьмы: Эго-Ментал, Витал, Телесное!
Как писал, Шри Ауробиндо - эта йога не для каждого.... и что бы её понять и принять нужно "дорасти".
И этим - всё сказано.
Но Я не сомневаюсь - Будут на Земле Новые Небеса!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Igolarin

Nadina написала:
При том текст товарища Каргополова пестрит выражениями: Я думаю, Мне кажется, Я знаю, Я полагаю
.Эти выражения указывают на то, что человек опирается на свои опыт и мысли, а не повторяет услышанное или прочитанное где то, интерпретированное несовершенством собственного сознания. Это очень ценно.
В коротком высказывании одарить комплиментами обе стороны дорогого стоит.
С уважением к дипломатическим талантам. Игорь.