Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Пратьяхара.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Dimid

На сколько я понимаю теорию йоги по Патанджали, Пратьяхара это 5-я часть 8-мичасной системы самообуздания (йога=иго=ярмо) индивида. Суть пратьяхары заключается в наблюдении внутренних ощущений имеющих место в психосоматике (тело/ум), с попыткой исключения из сферы внимания любых внешних раздражителей, воспринимаемых посредством шести органов чувств (5 + блуждающий ум).
Таким образом, внимание автоматически фокусируется на наиболее актуальной проблеме в психосоматике и наблюдая, растворяет/рассасывает её своим "лучом" частично или полностью, после чего автоматически переключается/прилипает, к новой наиболее весомой/актуальной проблеме на текущий момент и наблюдая, "разрешает" уже её, скользя таким образом по своему носителю, диагностируя (дефрагментируя, выражаясь по компьютерному) и восстанавливая (исправляя дефекты) его же (психосоматики).
Процесс Пратьяхары включает в себя череду мини-процессов непроизвольной Дхараны (6-й части йоги по Патанджали) и служит цели расчистки "внутренних завалов" психики, в конце-концов подготавливая базу для подлинной Волевой Дхараны, которая возможна лишь в условиях приемлемого уровня внутренней психосоматической тишины адепта .

Верно ли я понимаю теоритичскую базу этой части "йоговской науки" по Патанджали?
И какие условия наиболее благоприятны для реализации Пратьяхары на практике?

Задаюсь вопросом ключевого принципа Пратьяхары довольно давно, т.к. она практически сразу стала для меня "тёмной лошадкой" в процессе изучения йоговского инструментария...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Здравствуйте Dimid!

Не только для Вас Пратьяхара является "тёмной лошадкой". С этой проблемой отсутствия ясности и понятности, сталкиваются практически все, изучающие знаменитую Йога Сутру. Причиной тому - интеллектуальная робость и неспособность к самостоятельному познанию, свободному от гнёта авторитета Патанджали и его великих комментаторов (Кто Патанджали и великие мудрецы, разъясняющие его сутры, и кто такой я?).

На самом же деле в своих попытках представить Пратьяхару как особый метод практики, как особую разновидность медитации, мудрые комментаторы уподобляются незадачливому ныряльщику, прыгающему в воду с обрыва и предполагающему, что там глубокий омут, тогда как на самом деле там мелководье. Но об этом позже.

Сейчас же я хочу указать на Вашу, весьма серьёзную, ошибку. Вы пишете:
Суть пратьяхары заключается в наблюдении внутренних ощущений имеющих место в психосоматике (тело/ум), с попыткой исключения из сферы внимания любых внешних раздражителей, воспринимаемых посредством шести органов чувств (5 + блуждающий ум).
Таким образом, внимание автоматически фокусируется на наиболее актуальной проблеме в психосоматике и наблюдая, растворяет/рассасывает её своим "лучом" частично или полностью, после чего автоматически переключается/прилипает, к новой наиболее весомой/актуальной проблеме на текущий момент и наблюдая, "разрешает" уже её, скользя таким образом по своему носителю, диагностируя (дефрагментируя, выражаясь по компьютерному) и восстанавливая (исправляя дефекты) его же (психосоматики).
Пратьяхара, как отвлечение ума (образ черепахи, втягивающей под панцирь свою голову и ноги) - это правильно, это классическое определение Пратьяхары. А вот наблюдение внутренних ощущений (тело/ум), как Вы пишете - это уже голимая отсебятина. Это уже никакая не часть Пранаямы, а отдельный метод медитации - самонаблюдение, он же Нирбиджа Самадхи, признаваемая тем же Патанджали как наивысший метод практики. Да, это действительно так, в одной из сутр Патанджали (сразу после разбора восьмой составной части - Самадхи) Патанджали чётко указывает, что всё-то, что рассматривалось до сих пор, это Сабиджа Самадхи, но есть и следущая, более высокая, наивысшая практика - это Нирбиджа Самадхи (которую Вы умудрились разместить как атрибут и составную часть Пратьяхары). :D

Вот Вы меня спрашиваете о Пратьяхаре, а между тем даже не потрудились внимательно, а не по-диагонали, прочесть главу 14 во втором томе моей книги (глава называется "Хатха Йога и духовное развитие) и главу 10 "Медитация сосредоточение".
.
Что касается собственно Пратьяхары, то у Патанджали она раасматривается в контексте обсуждения метода сосредоточения на избранном объекте. Этот метод сосредоточения у Патанджали называется термином Самьяма, тогда как Дхарана, Дхиана и Самадхи - это разные стадии развития одного и того же медитативного процесса Самьямы.

Ну а с Пратьяхарой на самом деле всё очень просто. Пратьяхара - это требование неотвлечения внимания на всё постороннее во время медитации сосредоточения. Это два взаимодополняющиз требования к успешной практике медитации: с одной стороны нужно сосредоточиться, а с другой - не отвлекаться. Одним аспектом является Экаграта (однонаправленность ума), а другим, другой стороной одной и той же медали - Пратьяхара, суть которой состоит в том, чтобы не отвлекаться на всё постороннее. Вот и всё! А сколько вокруг этого нагромоздили всяких домыслов!
Одновременно многомудрых и никчемных. :D

Как сказано в басне дедушки Крылова: "А ларчик просто открывался!"
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Ещё раз повторюсь: не для Вас одного Пратьяхара является "тёмной лошадкой". Практически у всех возникает недоумения относительно того, как её практиковать.Вот моё мнение по этому поводу *ПБИ, 2-й том, 1-я часть, глава 10 "Медитация сосредоточение":
"На мой взгляд, отнесение пятой «ступени» йоги - Пратьяхары к группе внешних средств, совершенно неоправданно. На самом деле, она имеет самое прямое отношение к процессу Самьямы и должна быть отнесена в ту же группу «внутренних средств», что и Дхарана, Дхиана, Самадхи.

Далее, комментаторы Йога-сутры единодушно повторяют явно ошибочный тезис о том, что Пратьяхара является самостоятельной йогической техникой, особым методом абстрагирования от внешнего мира с отключением органов чувств от внешнего восприятия.

На мой взгляд, Пратьяхары как отдельного самостоятельного метода нет и быть не может, подобно тому, как невозможно намеренно не думать о белом медведе или о жёлтой обезьяне. Чем больше мы будем стараться абстрагироваться, отключиться, скажем, от звуков внешнего мира, тем больше мы будем к ним прислушиваться. Однако установка на отключение от всего прочего (и не только от внешнего мира, но также и от ощущений, идущих от физического тела, и от собственной психики - мыслей, эмоций, переживаний) весьма полезна и просто необходима в контексте медитации сосредоточения на одном объекте. Говорить о Пратьяхаре без Самьямы (сосредоточения на одном) просто нелепо. На самом деле, медитация-сосредоточение состоит из двух взаимодополняющих технических моментов, которые надлежит постоянно контролировать в течение всего периода медитации. Это:

а) точечная заострённость медитации;
б) отвлечение (абстрагирование) от всего прочего - от всего, что может быть воспринято в собственном теле, в психике и в окружающем мире.

Таким образом, если пункт (а) говорит нам о необходимости полноценно присутствовать в объекте сосредоточения, то пункт (б) говорит о необходимости полноценно отключиться от всего прочего. Как видим, Экаграта (однонаправленность ума) и Пратьяхара (способность «вобрать индрии внутрь себя», способность отключиться от всего постороннего) - это всего лишь два аспекта одного и того же процесса медитации-сосредоточения (Самьямы).

Таким образом, Пратьяхара самостоятельной техникой йоги не является, а все попытки представить Пратьяхару в качестве отдельного метода практики, на мой взгляд, оказались совершенно неубедительными."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Dimid

Владимир Михайлович, исходя из текста Вашей книги, я сделал вывод что Пратьяхара вполне может соответствовать "общему" методу медитативной практики - внимательному самонаблюдению/осознаванию, при этом под "втягиванием индрий" понимается ослабление рективных качеств органов чувств, но не полная "деактивация" последних, то-есть втягивая индрии внутрь, мы гасим в себе побудительные рективные импульсы, возникающие в процессе наблюдения за объектами внешней/внутренней среды. В результате чего происходит трансмутация и преображение психосоматики.
В таком случае Пратьяхара вполне способна быть самостоятельной практикой "медитации-осознанности", в перспективе ведущей практиканта к искомому состоянию Самадхи, в её нирбиджа-форме...

Под внутренним - же путём Йоги, представленным в Самьяме следует понимать специализированный комплекс мер влючающий использование сугубо индивидуального Биджа-семени, пригодного для взращивания на конкретной "внутренней" психосоматической "почве" прктикующего. В результате которых становится возможным достижение Самадхи в своей сабиджа-форме...

Таким образом, Внешние и Внутренние методы Йоги по Патанджали вполне могут соответсвовать Общим и Частным приёмам ЭМП по Вашей классификации...

Как Вы считаете, на сколько верны мои предполжения в прояснении вопроса о сущности йоговской Пратьяхары?
В любом случае исключение Пратьяхары из йоговской дисциплины мне кажется излишне опрометчивым шагом...

С уважением Димид.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Вы, Dinid, уж извините, насочиняли отсебятины. Хорошо видно, что Ваши рассуждения носят спекулятивный характер (отвлечённое умствование, не основанное на собственном практическом опыте). Пратьяхара как отдельный метод практики? Вы сами то пробовали? Вот такой вопрос на засыпку.

Вот Вы пишете:
" ... исходя из текста Вашей книги, я сделал вывод что Пратьяхара вполне может соответствовать "общему" методу медитативной практики - внимательному самонаблюдению/осознаванию, при этом под "втягиванием индрий" понимается ослабление рективных качеств органов чувств, но не полная "деактивация" последних, то-есть втягивая индрии внутрь, мы гасим в себе побудительные рективные импульсы, возникающие в процессе наблюдения за объектами внешней/внутренней среды."
"... Пратьяхара вполне способна быть самостоятельной практикой "медитации-осознанности".
Нет, не может! У первоисточника, Патанджали, ни полслова не сказано о том, что Пратьяхара - это медитация осознанности! Пратьяхара вообще не имеет никакого отношения к медитации свободного осознания. Медитация - осознание это и есть Нирбиджа Самадхи, т. е. наивысшая форма медитации, согласно Патанджали, идущая после перечисленных им восьми составных частей Йоги. Т.е. это уже, подробно им не рассмотренная, девятая "Анга".

Осознавая, мы отпускаем осознающее внимание на волю, ничем его не ограничивая, тогда как в Пратьяхаре речь идёт о прямо противоположном - о невосприятии, об отключении всех органов чувств. Как можно не видеть и не понимать того, о чём говорится прямым текстом!

Пратьяхара вообще не является самостоятельной практикой, а всего лишь важным, но не единственным аспектом медитации сосредоточения. Вы сделали абсолютно неправильный вывод. Вы попросту не понимаете, о чём пишете. Я бы Вам советовал вообще воздержаться от теоретизирования на подобные темы. Не надо заниматься сочинительством. Вы нафантазировали своё собственное представление о Пратьяхаре, крайне неадекватное и находящееся в противоречии с сутрами Патанджали (кстати, в Йога Сутре Пратьяхаре посвящено только две сутры).

Вы, молодой человек, сильно переоцениваете свои познавательные возможности. Ну не Ваш это уровень! Своими высказываниями Вы демонстрируете полное невежество (отсутствие минимально необходимого знания первоисточников), отсутствие культуры мышления и всё это в сочетании с удивительной самоуверенностью.

Ну надо же, прочитал по диагонали книгу Каргополова, при этом в знакомстве с классическими трактатами по Йоге не был замечен, но тут же выдал на гора собственное понимание того, что означает термин Пратьяхара! И ещё осмеливаемся дискутировать! :D

Так и вспоминается гениальный Достоевский со своим высказыванием:
Дайте русскому школьнику карту звёздного неба, которую он ранее никогда не видел и наутро он вернёт вам её в исправленном виде".
Понимаю, такое выслушивать крайне обидно. Однако это чистая правда. Далее с Вами на эту тему дискутировать не буду по причине неприемлемо низкого уровня дискуссии.

На этом обсуждение данной темы закрываю. Обжалованию не подлежит. :D