Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Мантра Праджняпарамиты, мантра Гаятри.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Макс

На протяжении нескольких лет, у меня сложилось впечатление, что с духом книги Владимира Михайловича "Путь без иллюзий" очень хорошо, естественно и гармонично сочетается мантра Праджняпарамиты. Приведу её текст:

ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРАГАТЕ ПАРАСАМГАТЕ БОДХИ СВАХА

В связи с этим есть несколько вопросов:
1) Подскажите, какие могут быть рекомендации/противопоказания по её использованию?
2) Что больше она приносит: энергии или сознания?
3) Как она может сочетаться с Савитри (Гаятри) мантрой?

Спасибо за внимание.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Знаете, Макс, должен Вас разочаровать - и та, и другая мантра, на мой взгляд, не годятся для практики. Я их никому не рекомендовал и не рекомендую. Да, с точки зрения смысловой, они выражают прекрасные идеи, особенно мантра из Сутры Сердца (гате, гате...), особенно призыв к "переступанию пределов"), но они слишком длинные и скорее напоминают текст молитвы. С точки зрения воздействия на сознание и обеспечение состояния умственной тишины они и в подмётки не годятся простой, краткой и могучей Пранаве - мантре ОМ. Я бы сказал, что на самом деле, как объект медитации, эти мантры ничем не лучше Махамантры кришнаитов (Хари Рама, Хари Кришна...).
Моя позиция относительно мантра-йоги сформулирована здесь:
" Дело в том, что, пожалуй, нет ни одной религиозной традиции где бы, наряду с формальной религиозностью, не присутствовало бы мистическое направление. Эзотерическая сторона религии никогда не бывает достоянием большинства. Большей частью обычные верующие и не знают о её существовании, а официальная церковь относится к ней с недоверием и подозревает в ереси. Эзотерическим направлением в иудаизме является Каббала, в исламе - учение суфиев, в христианстве - исихазм, с его традицией "умного делания". Главное отличие эзотерической или мистической религии от формальной религии, сводящейся к усвоению догмата и исполнению ритуала, заключается в использовании психотехник, имеющих много общего с восточными энергомедитативными практиками. Основной психотехникой, используемой в различных религиозно-мистических традициях, является длительное (по несколько часов ежедневно) повторение священных слов или кратких молитв (мантра-йога). В индуизме - это медитативный метод повторения священного слога "Ом", либо каких-либо других мантр, которых в индийской традиции существует великое множество. В мистическом христианстве - это Иисусова молитва "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного". В тибетском буддизме - мантра "Ом мани падме хум" и великое множество других мантр. В буддизме Махаяны (школа Чистой Страны) – мантра (молитва) Амитабхи Будды. Основной метод этой буддийской школы - многократное повторение имени Амитабха-Будды. В суфизме (мистическое направление в исламе) - метод непрерывного памятования Аллаха, при котором также используются различные священные формулы, постоянно повторяемые вслух либо "про себя". Наконец, нельзя не упомянуть получившую в последнее время широкое распространение как в России, так и в странах Запада, новую школу индуизма - кришнаитов или, как они себя называют, вайшнавов, главным методом в которой является так называемая "маха-мантра" (великая мантра), состоящая из различных имён Господа Кришны: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Легко увидеть, что различные формы мантра-йоги (длительное повторение кратких словесных формул с полным сосредоточением внимания) являются разновидностями медитации-сосредоточения. Во всех случаях мистическая практика повторения священных слов имеет следующие общие черты:

• непременное включение имени (имён) Бога в состав молитвы-мантры;

• длительное многократное повторение молитвы-мантры с использованием чёток для контроля объёма медитативной (молитвенной) практики;

• требование полного сосредоточения внимания на священной формуле, являющейся, таким образом, объектом медитации;

• краткость молитвы-мантры.

Последнее требует некоторого разъяснения. Дело в том, что для вхождения в состояние глубокого медитативного погружения, требуется "однонаправленность ума", то есть его полная сосредоточенность на одном объекте. И этот объект должен быть как можно более простым и целостным (атомарным). Вот почему длинные молитвы "не работают", так как задают не один объект, а множество объектов. Отсюда легко увидеть, что чем короче молитва-мантра, тем сильнее её медитативный эффект.

Фундаментальным фактом является то, что сосредоточение на одном объекте, выполняемое регулярно, в достаточных объёмах времени и с полной мобилизацией произвольного внимания, с неизбежностью приводит к йогическим трансцендентальным результатам независимо от выбора объекта сосредоточения. Любой объект сосредоточения представляет собой врата в сферу тонкоматериального. Прилежная практика, создающая однонаправленность ума, каким бы ни был объект этой фокусировки внимания, метафорически выражаясь, высверливает отверстие в тонкий план, в сферу, запредельную грубоматериальному, явленному миру. Из этой сферы тонкоматериального в практикующего поступает неограниченная энергия, прежде всего проявляющая себя как состояние благодати (санскрит - Ананда)."
(текст из моей книги "Путь без иллюзий").
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Вот текст Гаятри мантры:

ОМ БХУР БХУВА СВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Для меня вполне очевидно, что эта мантра фактически является молитвой и совершенно непригодна в качестве объекта медитации - сосредоточения хотя бы по причине слишком большого количества слов (объект сосредоточения должен быть атомарным, "работающая"мантра должна быть краткой).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Мантра Праджняпарамиты дана в знаменитой и высокопочитаемой в буддизме Махаяны Сутре сердца Праджняпарамиты (Праджняпарамита Хридайя сутра). Вот цитата из этой сутры:

"...праджня-парамита — это великая божественная мантра, это мантра великого пробуждения, это наивысшая мантра, это несравненная мантра, которая может отсечь все страдания; она наделена истинной сутью, а не является пустопорожней. Поэтому и называется она мантрой праджня-парамиты. Эта мантра гласит: “Гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха!”

Я перевожу её следующим образом:
" Иди, иди, переступай пределы, переступай пределы самого себя и да наступит Просветление!"
Га - это санскритский корень, который значит "идти", "двигаться" (русские слова: нога, дорога, гать, телега и другие слова содержат этот общий для русского и санскрита корень). В данном случае речь идёт о движении по Пути духовного развития, т. е. о духовной практике, ведущей к Просветлению.

Этой мантре приписываются волшебные свойства, утверждается, что её "провозглашение" приводит к обретению Запредельной Мудрости-Праджни и к достижению Просветления.
Конечно, на самом деле это не так. Для достижения Мудрости-Праджни требуется совсем иная духовная практика, а именно - медитация самонаблюдения (она же Нирбиджа Самадхи, она же Сатипаттхана, она же Випашьяна, она же - чаньская Сикан-Тадза).

Что же касается мантры Праджняпарамиты, то она никак не может быть основной духовной практикой, но является второстепенным, чисто вспомогательным средством, без которого, в принципе, вполне можно обойтись. Это всего лишь ритуальное настроечное благопожелание, адресованное самому себе и выполняемое единожды непосредственно перед основной медитативной практикой.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Ещё одна цитата из ПБИ:
"Любая форма медитации-сосредоточения в конечном счёте оказывает влияние на соответствующий ей энергетический канал и его чакрам. Это происходит даже в том случае, если практикующий о них вообще ничего не знает. Так, например, любая мантра непременно соотносится с определённой зоной нашей энергосистемы, с определённым каналом и чакрамом. Чакрам (энергетический центр) является свое-образным мотором, энергетическим сердцем данного канала. Таким образом, любая форма медитации-сосредоточения, после определённого периода практики, превращается в сосредоточение на чакраме, биджей (семенем, санскр.) которого она является. Когда практика повторения мантры достигает определённой зрелости, автоматически происходит соединение этой мантры с сосредоточением на её центре. Другими словами, мантра начинает произноситься из центра.

Не существует метода медитации, который не влиял бы вполне определённым, специфичным для этого метода, образом на энергосистему человека. Поэтому любые методы медитации-сосредоточения, в конечном итоге сводятся к воздействию на определённую часть нашей энергосистемы, на определённый энергетический канал. Не бывает медитации, которая влияет только на психику, на сознание и при этом не затрагивает энергосистему человека. Вот почему правильнее будет говорить не о медитации, а об энергомедитативной практике."
Т. о. длинная (многословная) мантра неэффективна как объект сосредоточения, а краткая мантра как правило является специализированным методом практики, имеющим свои показания и противопоказания. Удивительным исключением является самая знаменитая и самая почитаемая мантра индийской традиции - мантра ОМ, но даже и она имеет определённые противопоказания.

Полагаю, что я исчерпывающим образом разъяснил, почему эти мантры не входят в арсенал методов моей школы.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Макс

Да, я не совсем полно сформулировал вопрос. Эти мантры я никогда не использовал как объект медитации, а только в периодически и в качестве "помощников", которые запускают или усиливают мои "собственные" процессы растворения разного рода загрязнений тонкого характера , которых я почему-то накопил просто в промышленных масштабах.
Так же и с текстами, после чтения Нисаргадатты Махараджа некоторое время присутствует эффект какого-то светлого влияния "издалека". После (и во время) чтения текста ПБИ добавляется влияние, которое я бы охарактеризовал как более сильное и конкретное. Эффект носит устойчивый характер. Одноко я предполагаю, что испытывая эти влияния, тем самым я как бы подсаживаюсь на чужую энергетику, чего бы мне категорически не хотелось делать. Поэтому я и занят выбором подходящих "освобождённых сущностей", для которых помощь людям - это их смысл существования.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Вы пишете:
Поэтому я и занят выбором подходящих "освобождённых сущностей", для которых помощь людям - это их смысл существования.
На мой взгляд, это совершенно неправильный подход. Вместо того, чтобы самому работать над собственной энергетикой и собственным сознанием, Вы ищете помощь и поддержку вне себя.
Эти два подхода к духовному развитию диаметрально противоположны. Пытаться одновременно осуществить и то, и другое (и помощь извне, и работу с самим собой) - всё равно, что пытаться сидеть сразу на двух стульях.

Это явное пребывание в двойственности (по отношению выбора пути духовного развития). На мой взгляд, это нездоровая и неправильная установка. Надо либо обратиться к силам вне себя и полноценно стать на путь религиозного поклонения ("без Бога не сможем ничесоже", "человек слаб и всё в руце Божией"); либо же полноценно работать над собою, взяв всё в свои руки и в собственном развитии полагаться только на себя (Учитель даёт только надлежащее информационное обеспечение Пути).
Не нужно искать место Силы. Самое лучшее на свете место Силы - то самое, на котором ты сидишь во время медитации.

Не нужно искать Учителя, в надежде, что он решит за тебя все твои проблемы. Самый лучший на свете Учитель - это твоё собственное сознание, когда ты сидишь в медитации.

Не нужно искать волшебные амулеты и предметы Силы. Самый могущественный предмет Силы - это твоё собственное тело, когда ты выполняешь дыхательную практику.

Не нужно бегать по белу свету в поисках истинного Пути, подобно тому, как ошпаренный пёс бегает по двору. Наивысший Путь уже находится здесь, прямо под твоими ногами.
Я бы ещё добавил, персонально для Вас:

Не нужно искать "освобождённых сущностей" в надежде, что они вам помогут своей Благодатью, своей Силой и своей Милостью. Не нужно искать ни места Силы, ни предметы Силы, ни тексты Силы, ни людей Силы.

Как говорят Дзен буддисты, в вашем собственном животе спит Будда. Ищите его в самом себе. Не ищите его вне себя. Ищите его в собственном сознании. Разбудите его с помощью медитации. Этот Будда пребывает в вашем собственном сознании. Не ищите его за пределами собственного дхармового тела.

Не бегайте по духовным посиделкам-Сатсангам. Не уподобляйтесь человеку, который ходит по городу и выпрашивает милостыню, тогда как в его собственном доме зарыто сокровище.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Макс

Благодарю Вас, Владимир Михайлович. Кстати, кроме "ОМ" есть ещё и мантра "А", но она почему-то не в ходу.
Немного о мантре "А". Текст взят из библиотеки центра www.kunpendelek.ru

Праджняпарамита-экакшара сутра.
(Сутра победоносной Запредельной Мудрости, Матери всех Татхагат, в Одну Букву).

Так я слышал однажды.
Победоносный пребывал в Раджагрихе, на Орлиной горе вместе с большим собранием монахов-бхикшу, со 120 монахами и с великим собранием бодхисаттв.
В это время Победоносный обратился к достопочтенному Ананде, сказав так:

"Ананда, восприми на благо и спасение всех живых существ эту Запредельную Мудрость в Одну Букву, а именно букву "А".

Так проповедовал Победоносный. Преподобный Ананда, большое собрание монахов, великое собрание бодхисаттв и [существа] во всей Вселенной со всеми богами, людьми, асурами и гандхарвами возрадовались и восхвалили проповедь Победоносного.
Мантра "А" - это тибетский аналог "ОМ"?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

В индийской духовной традиции является общепризнанным особое и уникальное воздействие мантры Ом. По своей значимости она просто несопоставима со всеми прочими мантрами, коих в Индии и Тибете насчитывается сотни, если не тысячи разновидностей. Так что ставить на одну плоскость сравнения мантру Ом и мантру А некорректно. Мантра А никоим образом не является аналогом мантры Ом. Мантра А - это биджа-мантра, имеющая строго специализированное воздействие, а стало быть имеющая свои показания и противопоказания.

А количество разных сутр, трактатов и комментариев в буддизме является запредельным. Это письменное наследие настолько огромно, что если тратить на чтение все 24 часа в сутки и при этом жить сто лет, прочитать всё, что написано буддистскими монахами и наставниками просто невозможно. Кроме того, эта информация является весьма разнородной и противоречивой, так что не стоит относится к ней слишком серьёзно. Мы ведь здесь всё-таки не верующие буддисты и для меня буддийские сутры - отнюдь не священное писание, не подлежащее кощунственному критическому рассмотрению.

А вот, великий Наставник, великий Мастер сказал то-то и то-то. Ну и что, что сказал? Для меня позиционирование некоего Мастера как великого и просветлённого никак не является аргументом и доказательством истинности его поучений. Вот, к примеру, "великий" Шри Ауробиндо для меня таковым не является, а предлагаемая им практика Нисходящей Силы ярко свидетельствует о его вопиющей некомпетентности в качестве Учителя. Сосредоточение на макушке и пространстве над головой не является духовной панацеей и имеет свои показания и противопоказания, о которых ни Шри Ауробиндо, ни Сат Прем, ни другие его последователи не имеют никакого представления. То же самое относится и ко многим другим знаменитым восточным Учителям.

Кстати, вообще говоря, во всех традициях мантры предназначены для длительного медитативного повторения. А для контроля объёма практики (количества повторений) используются чётки.
Что касается мантры А, то она узко специализирована и не идёт ни в какое сравнение с мантрой ОМ. В Индии с незапамятных времён именно мантра ОМ почиталась как наивысшая и наилучшая.

И что это Вы так зациклились на мантрах? Вы отдаёте себе отчёт, что таких мантр сотни и тысячи? Как говорят мудрые даосы: "И маленькие тропинки бывают заманчивы, но не стоит заходить по ним слишком далеко". Подразумевается, что кроме малых тропинок также имеется большой, великий Путь.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Макс

Это не я зациклился, это жизненные ситуации постоянно меня к этому подталкивают, как и к тому, чтобы зарегистрироваться здесь. Вообще-то я не писатель, а читатель. К тому же я очень скромный - я же не спрашиваю Вас про настоящие боевые мантры.
Вот например, мой сосед сверху всю жизнь занимается какой-то энергетической практикой (выкосив вокруг себя почти всех) и, как я понимаю, видит некоторые тонкие планы. Иногда проявляет скотство своего характера, бормочет какие-то проклятья, иногда в мой адрес, топает и т.д. После применения мантры Савитри (мысленно) - ни звука от него не доносится, тишина.
Соседская пара сбоку - та же картина, только хуже, последний год каждый день стучат, сверлят перфоратором, целый день "чертей гоняют". После начала тотального применения с вечера прошедшего воскресенья мантры Праджняпарамиты - у них наступает ремиссия, тишина и покой. Впервые за последний год, что удивительно. С понедельника тишина в доме! И это при том, что эти мантры я применяю не вслух. Так что это у меня как бы не от хорошей жизни или желания какой-либо экзотики.
Мантр, конечно, много, поэтому и хочется выбрать получше и побезопаснее.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Макс

Я целиком и полностью согласен с Вашей точкой зрения. Просто окружающие условия диктуют применение мантр. Магией я не занимаюсь, фантазиями стараюсь не сорить. За прошедшее время (порядка недели) мантра Праджняпарамиты показала очень хороший результат. Заодно попробовал мантру Будды Медицины, она тоже работает, причём очень мощно, но на соседей-сверлунов уже не действует, ну и ладно, у неё другое назначение.
Наверное, потому, что у меня нет Дхармы, приходится использовать мантры. Возможна ли практика совсем без Дхармы?
Я имею в виду, что когда человек занимается ЭМП в составе какой-либо школы, монастыря и т.д., то большую помощь ему оказывает так называемый эгрегор, Дхарма или Учение школы или монастыря, к которому он оказывается "подключен".
Мой пойнт в том, чтобы избавиться от всех подобных подключений и не создавать новых на постоянной основе. А то мне уже давно самому надоело, похоже, это ещё с прошлых жизней какую-то немного надоедливую карму с собой тащу.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

И снова у меня возникает категорическое несогласие с таким подходом.
На мой взгляд нет никакой необходимости в "подключении" к эгрегору, к Дхарме. Всё, в чём человек нуждается, это надлежащее информационно методическое обеспечение для собственной энергомедитативной практики. Именно в этом и заключается ценность наставника.

Вот Вы говорите, что не занимаетесь магией и вообще относитесь к ней отрицательно. Но Ваши высказывания, Ваша озабоченность вопросами "подключения", будь то к эгрегору и Дхарме, или к высшим сущностям, каналом соединения с которыми являются такие мантры, как Гаятри и Праджняпарамита, всё это и есть явная магическая компонента. И это очень сильно отличается от подхода моей Школы. Снова и снова видно Ваше стремление получить благодатное воздействие извне, тогда как нужно полностью отказаться от этого желания и, не отвлекаясь на эти, магические и религиозные по своей сути, духовные практики, полноценно начать работу над собою.

В основе любой обусловленности (Школой, доктриной, учителем и т.п.) лежит определённое содержание ума, определённые умственные стереотипы и навязчивости. Однако, если в качестве наиважнейшего метода практикуется медитация самонаблюдения, растворяющая любые содержания ума, никакой опасности нет. Так что, если Вы занимаетесь по методам нашей школы, беспокоиться нечего - чем больше Вы практикуете, тем более становитесь свободным. В том числе и от школы. и от учителя, и от любых доктрин. В моей школе для нас важным является не информационное содержимое сознания, а правильное функционирование сознания. Как пишут в рекламе, "почувствуйте разницу".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Фактически, когда Вы произносите такие сложносоставные мантры, как Гаятри или Праджняпарамита-мантра, характер их действия драматически отличается от кратких биджа-мантр, таких, как Ом, Рам, Хрим и т. п. Практика последних является разновидностью медитации сосредоточения, тогда как практика первых - разновидностью молитвы.

Настораживает тот факт, что у Вас как-то не очень "работает" мантра Ом, а вот Гаятри и Праджняпарамита сразу же дают сильный эффект. Почему так происходит? Дело в том, что у Вас с этими мантрами связано очень богатое эмоционально образное и смысловое содержание. Оно накладывается на чисто звуковое исполнение этих мантр и работает как разновидность фантазийной медитации. Поскольку это содержание носит позитивный характер и Вы на него открыты, Вы с ним отождествляетесь. В итоге эта мантра оказывает на Вас выраженное благотворное воздействие через создание соответствующей внутрипсихической доминанты. (почитайте в ПБИ главу "медитация фантазийная и медитация реалистическая).

Нечто подобное, только со знаком минус, происходит при восприятии соседа-колдуна. Так уж сложилось (и наверное, для этого были какие-то реальные предпосылки, не буду исключать и такую возможность), что восприятие этого человека для Вас оказалось сильно загруженным негативными образами и ассоциациями (образ чёрного мага, злонамеренно воздействующего на окружающих). Если такой негативный образ постоянно раскручивается в сознании, он напитывается энергией нашего внимания и превращается в патологическую доминанту. В результате человек сам себе делает сглаз и при общении с таким человеком получает негативный результат, полностью соответствующий содержанию этой внутрипсихической доминанты.

Такое довольно часто наблюдается у людей с сильным разбалансом между энергетическими и информационными параметрами (когда энергетическое развитие очень сильное, а информационное запаздывает, а следовательно пропускная способность канала сознания оказывается недостаточной).
Для таких людей самая важная практика - сидячая медитация, содержанием которой является сочетание(чередование) мантры Ом и медитации самонаблюдения. Именно сидячей медитации, простое сохранение осознанности в повседневной жизни без практики специальной сидячей медитации - это очень вредная иллюзия, с которой следует расстаться.

В заключение практический совет. Перед медитацией, а также периодически во время самой медитации мысленно сказать себе следующее:
"Пусть этот человек, которого я называю колдуном, воздействует на меня как хочет и сколько хочет. Я отказываюсь с этим бороться, я не буду от этого убегать. Я с этим согласен, я это принимаю. Согласен, принимаю".
После этого сразу же перейти к медитации самонаблюдения (чередуя с мантрой Ом).
Без такой предварительной техники медитация просто не получится.
Будет трудно, будет отводить, будет то, что я называю медитативным сопротивлением (сильно выраженное нежелание практиковать наиболее неприятный, но и наиболее полезный метод). Такой период надо просто перетерпеть.

Удачи!