Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Нуждается ли классическая медитация самонаблюдения в усовершенствовании?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Amigo

Здравствуйте, Владимир Михайлович!
Практикуя медитацию-самонаблюдение, заметил у себя следующее:
когда появляются какие-то воспоминания дня, мысли, я начинаю вовлекаться в этот процесс эмоционально и мысленно - начинаю развивать ход событий в голове самостоятельно, тем самым, вроде и наблюдаю за этим вот "участием ума", но фоном, и при этом сам и принимаю в этой деятельности активное участие. Когда спохватываюсь, мысли резко пропадают, в голове пустота - как будто сам принудил себя остановить весь этот ход мыслей - получается и уже не принимаю активное участие, но при этом уже и наблюдать в голове то нечего - спугнул. В этот момент тишина - я перехожу к наблюдени тела, фоном - эта тишина в уме. Потом появляется какая-то мысль, планирование, воспоминание и вновь, я начинаю в это дело эмоционально вовлекаться, как бы хватая спасательную веточку, чтобы избежать самонаблюдения. И так продолжатся минут 30, пока мыслей не становится уже немного и хоть что-то получается наблюдать - обычно это бессвязные картинки, мелкие мысли - их наблюдать получается проще, а вот что-то жизненное - уже не могу. Обычно, если справляюсь с этими мыслями и их кол-во уменьшается, после 40-50 мин уже становится хорошо, спокойно. Правда иногда эти мысли меня так заводят, что проявляется после медитации только раздражение и усталость. Мне кажется, Владимир Михайлович, я что-то в своей практике упускаю. Как в этом случае мне быть, может настройка неверная?
С уважением, Саша.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Здравствуйте Саша!
Когда есть полноценная осознанность, мыслей нет и наблюдать нечего (имею в виду именно мысли, телесные ощущения всегда есть). И наоборот, когда есть мысли, осознанность утрачивается. Это вполне закономерно, я об этом писал в ПБИ. Метод состоит в том, чтобы мысли отнаблюдать задним числом. И ещё один вспомогательный приём, когда мысли слишком сильные и приставучие и с ними трудно разотождествиться, сделайте 2-3 раза освобождение плеч и переключите своё внимание на выполнение этого упражнения и осознание сопутствующих ему ощущений. Ещё лучше помогает пропевание вполголоса мантры ОММ (1-2-3 повторения вполне достаточно). Затем вновь возвращаетесь к самонаблюдению. Однако не будем забывать, что эта техника (мантра ОММ) может практиковаться только на обратном круге. Для даосского она не годится.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Mr. Hriublin

Здравствуйте, Саша! Вы пишете:
Потом появляется какая-то мысль, планирование, воспоминание и вновь, я начинаю в это дело эмоционально вовлекаться
А Вы пробовали отнаблюдать свою реакцию на эти мысли/воспоминания? Обычно любые мысли или образы, которые эмоционально вовлекают, дают определённую реакцию, некое состояние. Вернее, обычно их два - определённое состояние и субъективно противоположное ему. Одно из них является чем-то приемлемым, другое - наоборот. Соответственно, далее три варианта - либо "беготня" от неприемлемого, либо отождествление с приемлемым, либо внимание заостряется на неприемлемом, но производятся попытки что-то сделать с этим неприятным состоянием не наблюдением, а тем, что привычно и приемлемо. В общем, попытки навести баланс и разрешить проблемы привычными способами, которые не очень-то и годятся.

Кстати, что касается понятия "состояние", то оно, как мне представляется - составное. В одно состояние могут входить множество связанных эмоций, мыслей, телесных ощущений, образов.

Обычно, если отнаблюдать реакции, то выпячивается какое-то одно из этих состояний, и "фоном" проходит второе. Но тут интересное дело - если даже Вы заостритесь вниманием на привычном и приемлемом, то наблюдение за этим через некоторое время позволит увидеть уже не в качестве фона, то, что порождает Ваше эмоциональное вовлечение.
Вы вот написали "увиливаю от наблюдения" - возможно, неслучайно такое впечатление проскользнуло в Вашем восприятии.

Если происходит "увиливание от наблюдения", т.е., фактически, увиливание от того, что приведёт к тому, что то другое состояние "выйдет из тени и ему придётся заплатить за то, что так долго скрывалось", то будет иметь место при медитации борьба с тем, что происходит отождествление с мыслями и образами. Эта борьба - вторична по отношению к той, что есть между основным двумя состояниями. Причём борьба эта происходит непроизвольно. Соответственно, если есть, с чем бороться, то есть и двойственность, противоположности. В данном случае как вторичная борьба, могут проходить "состояние наблюдения" и "состояние отождествления", с определённым эмоциональным зарядом между этими полюсами. Кстати уточню - это Ваши личные "понятия о наблюдении" и "понятия об отождествлении".

В таких случаях я придумал свой метод, правда, концепцию его нагло спёр у Славинского
Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше.

Второй вариант - нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение (реакция может не прийти мгновенно), затем - намерение почувствовать противоположное состояние (тоже реакция может не прийти мгновенно). При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию. Телесные ощущения в этом случае - своего рода якорь этих состояний. Причём, заметьте - делаем не так, что "представляем себе это состояние", или используем воображение. Именно ненавязчивое намерение, которое даст реакцию. Т.е. никакой фантазийной медитации тут нет. В случае с "наблюдение - отождествление": можно сказать себе (хотя вообще говоря говорить что-то необязательно, намерение вообще порой словно где-то вне оформленных мыслеформ) "наблюдение" - смотрим реакцию. Далее говорим "отождествление" - смотрим реакцию. Далее - "наблюдение и отождествление" - смотрим реакцию. Упор на телесные ощущения и тонкие перетекания в теле и пространстве вокруг него.

Та же история с любыми другими состояниями, с которыми боремся, как "первичными", так и "вторичными".

Звучит, возможно, сложно, и первые разы будет, возможно, непривычно, но потом это будет делаться практически на автомате. Действует довольно хорошо, если исходить из моего собственного опыта.
Ну и рекомендации Владимира Михайловича этот метод, мне кажется, хорошо дополнит.

Я это всё пишу исключительно из собственного опыта. Ежели возникнет какая-либо критика у кого-либо, буду ей рад.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Amigo

Спасибо, mr_Hriublin, за отклик!

Предлагаемый Вами метод интересен, но как я понимаю МС (медитацию самонаблюдение), с ней он несовместим. Объясню почему - для меня МС - это именно попытка удержаться посреди реки, не прибиваясь ни к одному из берегов, и при этом плыть по течению (метафора из ПБИ), тут же я вижу, что я искусственно вывожу себя на "наблюдение-отождествление" через намерение, возможно даже раньше времени, когда я сам еще до этого не созрел. В МС же, как я считаю, должно происходить наблюдение без зацепления и активных действий с моей стороны, как у Вас "наблюдаю-отождествляюсь".
А Вы пробовали отнаблюдать свою реакцию на эти мысли/воспоминания?
Нет, только задним числом, т.к. когда я вовлечен в этот процесс, осознание процесса вовлечения отсутствует, а когда оно появляется мысли сбегают.

Остальной топик для меня содержателен. Спасибо.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Mr. Hriublin

Как это несовместим? А когда Вы настраиваетесь на "спокойствие", когда иногда нужно говорить "принимаю", "доверяю жизни", и далее наблюдать реакцию? Это тогда откуда и что, тоже с М-С несовместимо? Это тоже активные действия?
Активные действия в моём понимании - это всё, что уводит от наблюдения как самих "берегов", так и всего, что между ними. Т.е. когда Вы пытаетесь наблюдать - Вы активно пытаетесь пришвартоваться к какому-то берегу, причём так, как сами этот берег понимаете. Уж скорее это - активное действие, чем то, что Вы и так видите, что хотите наблюдать, но отождествляетесь, и можете начать этому сопротивляться. Этот метод вообще говоря, на мой взгляд, тем и хорош, что исключает субъективного оценивания, а ведёт напрямую к непосредственному наблюдению.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Amigo

Хорошо, возможно я не правильно выразился. В методике, что предлагаете Вы, внимание направляется самим человеком (пусть и кратковременно), когда я считаю, что нужно лишь создать условия, чтобы следить за тем, куда движется внимание само по себе (непроизвольное внимание) и не влезать в этот процесс.
Конечно, установки "Принимаю, доверяю Жизни ", установки на спокойствие есть, но они создают условия расслабления, именно условия и ничего более.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

В обсуждении этого спорного вопроса я всецело на стороне Amigo.

Настройки на расслабление и спокойствие используются только для создания и поддержания должного фонового состояния и не более того. К самой технике медитации самонаблюдения они никоим образом не относятся. Для опытного ученика они вообще не нужны.

Любые другие установки, такие например, как "Согласен, принимаю" либо "Доверяю жизни" также не относятся к базовой технике медитации самонаблюдения, а являются вспомогательными текстами, предназначенными для людей с определёнными проблемами (первый - для людей с повышенной критичностью и нетерпимостью, а второй - для тревожных людей).
Важно то, что они не предназначаются для всех и на постоянной основе, в отличие от предлагаемой Вами модификация психотехники Славинского.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Mr.Hriublin пишет:
В таких случаях я придумал свой метод, правда, концепцию его нагло спёр у Славинского .
Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше.
Второй вариант - нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение (реакция может не прийти мгновенно), затем - намерение почувствовать противоположное состояние (тоже реакция может не прийти мгновенно). При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию. Телесные ощущения в этом случае - своего рода якорь этих состояний. Причём, заметьте - делаем не так, что "представляем себе это состояние", или используем воображение. Именно ненавязчивое намерение, которое даст реакцию.
Не могу согласиться с такой техникой медитации по причине неоправданного усложнения классического самонаблюдения и загромождения своего внутреннего пространства дополнительными психотехническими приёмами.
Вместо того, чтобы просто, бесхитростно и безыскусно созерцать "всё что есть", то есть всё, что на данный момент находится в поле осознания, Вы понуждаете себя выполнять некие дополнительные внутренние действия по определённому алгоритму. Ещё раз цитирую:
"... нужно создать намерение почувствовать одно состояние, отнаблюдать реакцию на это намерение, затем - намерение почувствовать противоположное состояние... При этом упор делаем на телесные ощущения. Далее необходимо создать намерение почувствовать оба состояния одновременно, и наблюдать реакцию."
На самом деле никаких таких намерений, да ещё идущих в предписанной алгоритмической последовательности, создавать не нужно. Классический метод самосозерцания в этом не нуждается, будучи вполне завершённым методическим шедевром. Любые попытки улучшить то, что уже является совершенством, с неизбежностью только портят его. Для людей с выраженным интеллектуальным началом, к которым относитесь и Вы, уважаемый Mr. Hriublin, очень свойственно попадаться в эту ловушку - вместо того, чтобы бесхитростно практиковать самонаблюдение - незаметно для самого себя вовлекаться в активную деятельность ума. Либо вводя в медитацию работу ума под предлогом усовершенствования медитации, либо вообще подменяя собственно медитацию размышлениями о медитации.

Mr. Hriublin также пишет:"
Один вариант - наблюдать процесс борьбы, но это дольше. "
Но в классической медитации самонаблюдения нет такого варианта, который мы выбираем. Мы вообще не выбираем что именно наблюдать - что есть в поле сознания, то и наблюдаем! И это принципиальная вещь! Самосозерцание не имеет намеренности, не имеет выбора, полностью исключает активное внутреннее "делание медитации".

Недовольство качеством своей медитации, своего осознания и желание как можно быстрее его улучшить - психологически вполне понятны. Однако лучше всего не суетиться, а спокойно отнестись к вполне естественному несовершенству своей медитации. Нужно спокойно осознавать так, как осознаётся, так, как на данный момент посильно и естественно. Чрезмерное старание только ухудшает качество вашей медитации. Со временем, самоестественно и самопроизвольно, незаметно для самого практикующего, качество и сила его осознания будут расти.

Есть такая знаменитая древнекитайская притча под названием " Помогать всходам расти." Впервые она встречается в «Мэнцзы» в диалоге между мудрецом Мэн-цзы и его учеником Гунсунь Чоу. Учитель рассказывает:
"Один человек из царства Сун был удручен тем,что всходы на его поле растут слишком медленно.Стал вытягивать всходы руками, решил помочь. Много так потрудившись, он вернулся домой и сказал домашним:"Как же я устал! Я целый день помогал всходам расти". Его сын побежал смотреть на всходы, а они уже засохли."
Далее Мэн-цзы говорит:
"В Поднебесной мало таких, которые не помогали бы всходам расти. Но пользы всходам не только не приносят, а губят их, как те, кто не пропалывает их, полагая, что в этом нет пользы, и оставляет их на произвол судьбы, так и те, кто подтягивает руками ростки из земли, якобы помогая этим их росту".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Живорад Славинский абсолютно прав на теоретическом уровне, но когда начинается методическая конкретизация он впадает в непродуктивное системотворчество. Его методики порождаются теорией, что чревато ошибками по типу:"рисовали на бумаге, да забыли про овраги". Теоретически красиво, вполне логично, но для практики медитации малопригодно. Амиго прав в своих сомнениях по этому поводу.

Здесь разворачивается сложная и на мой взгляд, слишком громоздкая и неуклюжая психотехнология, в которой намного больше думания, чем чистого (без какого-либо интеллектуального делания) самосозерцания. Вы, Hriublin попались в ловушку собственного ума, который бежит от простого, "слишком простого и скучного" "примитивного" самонаблюдения.

Природа ума такова, что он постоянно жаждет новизны, разнообразия, сложности и усовершенствований. А Вы ему потакаете. Практикуя по Славинскому, Вы делаете медитацию, включая при этом активную работу ума. Но медитация это не то, что мы сами делаем, а то, что с нами происходит. Это не усилия гребца, ворочающего вёслами, а безусильные усилия рулевого.

Вы только посмотрите, что Вами написано в предыдущих постах! Попробуйте взглянуть на этот материал глазами начинающего. Это же просто мрак какой-то! Медитация - самонаблюдение в Вашем изложении превращается в нечто ужасающе сложное и вообще неподъёмное с точки зрения её освоения.

На самом же деле эта медитация проста и бесхитростна. Вся её суть укладывается в следующую инструкцию, которой, в принципе вполне достаточно для успешной практики:
Спокойно созерцать всё, что есть, не вовлекаясь в процесс думания. Не думать, просто сидеть при закрытых глазах и созерцать всё, что наличествует в сфере сознания.
И это не простая простота . Даже стихотворная форма пришла в голову:
Нет, не простая простота! И не пустая пустота.

В этой простоте базовых методов великих восточных традиций глубины и смысла намного больше, чем во всевозможных новомодных системах развития человека, которых появилось очень много в последние десятилетия. Ведь в основе той системы, которую я предлагаю, лежат непревзойдённые фундаментальные методы великих восточных духовных традиций. Это Саматха и Випашьяна, они же- Чжи и Гуань, они же - сосредоточение и самонаблюдение.

Пытаясь их улучшить, мы на самом деле их портим, поскольку подключаем работу своего ума. Любая попытка усовершенствования классического метода медитации- самонаблюдения на самом деле приводит к резкому ухудшению качества медитации.

(продолжение следует)
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Вот цитата из ПБИ. Здесь разъясняется, что работа по преодолению двойственности уже изначально заложена в обычную практику медитации - самонаблюдения и никаких специальных добавлений в технику этой медитации и не нужно. Всё здесь уже есть.
Познавательная двойственность.

Познавательная двойственность - неотъемлемое свойство дискурсивного мышления и речи. Человеческий разум в своих основных проявлениях (речь и мышление) всегда может быть сведён к двоичному коду (0 - 1, плюс - минус, да - нет), а это и есть самое что ни на есть наглядное выражение двойственности. Практика медитации-самонаблюдения, в конечном счёте, приводит к прорыву сознания, преодолению двойственности и появлению сверхспособности познания - интуитивной Мудрости-Праджни. Таким образом, медитация-самонаблюдение является непревзойдённым и уникальным методом трансцендирования познавательной двойственности.

При самонаблюдении свет нашего осознания действует подобно той силе, которая возвращает маятник из крайней позиции. Независимо от того, в какую сторону отклонился маятник, эта сила всегда направлена к центру равновесия.

Любая наша мысль, любая эмоция, ощущение, образ - всё это "читта вритти" (умственные вихри, санскрит). Все они представляют собою различные конкретизации. Вообще всё, что существует на грубоматериальном плане, имеет свойство конкретности, определённости, оформленности, а значит и неизбежной односторонности. Любой тезис, самим фактом своего принятия в качестве истинного, означает исключение противоположного высказывания (антитезиса). Таково всё информационное содержимое нашей психики. Оно относится к информационным процессам грубоматериального плана (по крайней мере, до тех пор, пока мы находимся в пределах первого сознания). Когда в сознании присутствует в ярко выраженной форме Инь, тогда в бессознательной сфере в латентной (скрытой) форме непременно наличествует Ян, имеющий равноценный энергетический заряд. Например, если в сознании культивируется идея Любви и соответствующие этой идее требования к себе, тогда в бессознательной сфере непременно присутствует равноценный заряд вытесненной агрессивности (сжатая пружина, которая непременно выстрелит, когда ослабнет самоконтроль, или же когда создадутся условия для социально приемлемого канализирования агрессивной энергии).

Только тогда, когда мы посредством медитации-самонаблюдения растворим ярко представленный в сознании Ян (положительный комплекс), только тогда мы сможем увидеть скрытый за ним и вытесненный в бессознательную сферу отрицательный комплекс Инь. Когда Инь выйдет из тьмы и сделается доступным нашему осознанию, тогда мы сможем растворить и его, используя свет нашего осознания. Только когда мы растворим представленную в сознании мыслеформу, только тогда мы сможем осознать и её противоположность, скрытую в тени бессознательного. В конечном счёте, такая практика приводит к трансцендированию этих двух противоположностей и к очередному шагу вперёд.

Таким образом, медитация-самонаблюдение полностью соответствует принципу Тай-цзи и древнему методическому правилу "Один раз Инь, один раз Ян - таков Дао-путь".
Как видите, классическая медитация самонаблюдения имеет свои скрытые глубины и не нуждается в специальной проработке полюсов противоположностей. Скрытым образом такая проработка изначально в ней уже заложена.

Всякие намеренные искусственные манипуляции с содержимым своего сознания, включая по Славинскому "тезис, антитезис, синтез" не нужны. Они идут "от ума", тогда как самонаблюдение обеспечивает естественное и самопроизвольное, а не искусственно-натужное трансцендирование познавательной двойственности.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
С.

Добрый день Владимир Михайлович. Это С. ,который был у вас в начале июня.
У меня сформировалось несколько вопросов, вы могли бы уделить минутку?
Первый больше психологического харрактера:
На протяжение этого времени я делал 2 раза в день медитацию самонаблюдение. Иногда 1, но в среднем в день минимум час сидел.
Последние 2 недели медитация дается тяжеловато, больше 30-40 минут просидеть не мог. Медитация сопровождалась сильными ощущениями, похожими на легкое жжение в области груди (соплетения) и ниже, так-же горло и немного голова, но они менее ощутимы.

Маленькое лирическое отступление:
Параллельно я иногда (раз в месяц, не чаще) прорабатываю негативные эмоции у знакомого. Проработки сопровождаются негативными эмоциями а так-же ощущениями в теле. Метод заключается в том, что я говорю какая у меня эмоция, и дальше мы находим фильтр. К примеру я испытываю чувство вины перед девушкой за то, что не могу её обеспечить достойно. Эмоция - чувство вины, фильтр - несостоятельность. Проговариваем 3 раза: Я принимаю связь между своим чувством вины и несостоятельностью. Дальше проверяем если чувство вины осталось и если да - ищем новые фильтры. Но это все вкратце, чтоб не запутывать сильно, конечно там много нюансов. Могу сказать, что это очень помогает в определенных случаях, прямо расслабляются места в теле и проработанные негативные эмоции после этого смоделировать или испытать невозможно.

Так вот, на днях мы затронули несколько тем, касаемо работы, которое перетекло в отношения и потом в одну проблему с мамой.
На протяжение всей проработки сопровождались точно такие-же неприятные ощущения в теле, как во время медитации только сильнее. Проработку не закончили, т.к. я очень устал и мы не могли найти фильтр подходящий. По приходу домой очень сильно хотелось сесть в самонаблюдение. Просидел часа 3 с перерывами и в конце испытал одно из самых пугающих меня состояний из детства. Невероятный приступ УЖАСА, как-будто что-то огромное ускоряется и поглощает меня. В детстве (3-4 года) мама меня водила по психологам разным, но оно прошло само собой. И в тот вечер снова всплыло и продолжалось на протяжение 5 минут. Я наблюдал за этим и старался сохранять осознанность. После того как закончилось - ощущения в теле стали намного легче, но на следующий день и по сей день они сохранились, каждый раз в медитации и даже вне её ощущаю в груди и ниже жжение и неприятные ощущения гораздо сильнее, чем раньше. Но меня как-будто тянет постоянно сидеть в самонаблдение сейчас

В связи с этим появилось несколько вопросов:
1) Продолжать ЭМП или сделать перерыв?
2) Продолжать проработки или пока прекратить? Есть ощущение, что они мне помогают и часто подталкивают к серьезным психологическим моментам в жизни.
3) Может быть не совсем уместный вопрос, но что такое медитация самонаблюдение? Имею ввиду - что она делает? Почему я это испытываю? Это такие-же проработки, только более основательные и долгие? Но я в этот момент не работаю мозгом, а просто наблюдаю, тогда врядли это аналогичные проработки, верно? Может я бегу впереди паровоза, но к чему это приведет в краткосрочной перспективе? В долгосрочной - я прекрасно все помню, перечитывал главу и форум несколько раз. А вот именно счас что происходит и что с этим делать?

Вообще очень волнует сегодняшняя ситуация, в теле как-будто все кувырком и в психике. Жду ответа и советов от вас.

С наилучшими пожеланиями, С.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Здравствуйте С !

Психотерапия в разных вариациях полезна и даже необходима, когда имеется серьёзная и мучительная проблема в открытом проявленном виде. Если же этого нет и психотерапия предназначается для общего личностного развития и пытается докопаться до скрытых, на данный момент непроявленных проблем, то у меня отношение к ней отрицательное по следующим причинам:

Медитация самонаблюдение, сама по себе уже является наилучшим и непревзойдённым методом развития личности и, более того, методом духовного развития. Для понимающих людей нелепа сама мысль, что следует искать нечто лучшее. К тому же это совершенно безопасный метод практики, в отличие от всевозможных современных развивающих психотехник

. Дело в том, что сам тот факт, что проблема вытеснена, уже говорит о том, что она непосильна для имеющегося уровня осознанности. Она вытесняется и инкапсулируется именно для того, чтобы не допустить тяжёлых повреждений психики. Таким образом, вытеснение представляет собой полезный и спасительный защитный механизм. А обсуждаемая нами психотерапия эту закономерность игнорирует и пытается вскрыть психику как консервную банку, чтобы достать скрытую в ней психоэмоциональную проблему.

Намного лучше простая медитация самонаблюдение, которая работает естественно и безопасно, посильно для нашего наличествующего уровня развития сознания, для его способности пропускать эмоционально заряженную информацию. Это похоже на "раздевание" капустного кочана - сначала снимается верхний, ближайший лист, затем следующий и так пока мы не дойдём до сердцевины, попутно вскрывая и разрешая многочисленные неотработанные психоэмоциональные проблемы.

Разница, по сравнению с психотерапией, очень существенная. В самонаблюдении проблема сама всплывает тогда, когда наше сознание к этому будет готово, а в Вашей психотерапии Вы эту проблему насильственно выковыриваете, а потом удивляетесь почему так хреново и мучительно.

Не только Вам, но и очень многим людям, интересующимся современной практической психологией и разными психотехниками развития, кажется, что эти психотехники представляют собою нечто большее, более "научное", более "продвинутое" и более эффективное, нежели такая простая и "примитивная" медитация самонаблюдение. Это не так. На самом деле самонаблюдение на порядок глубже и эффективнее. Оно обеспечивает безопасное и постепенное созревание сознания гармоничным и весьма эффективным образом. Просто новички далеко не всегда это понимают.

Так что просто практикуйте медитацию, а через полгода прочитайте мою книгу заново. Правильное понимание происходит не столько за счёт получения ответов на свои вопросы, сколько благодаря перерастанию этих вопросов и обнаружению ошибочности самой их постановки.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Практика медитации осознания проста, но при этом неисчерпаема по своей содержательной глубине.
Всевозможные развивающие психотехнологии всегда сложны, имеют сложные алгоритмы и сценарии, но на самом деле всего лишь скользят по поверхности, не проникая в глубину. У неискушённого человека возникает ложное впечатление их превосходства, тогда как для понимающего человека они выглядят очень примитивными и даже убогими по сравнению с медитацией "простого" самосозерцания. Сложные системы и психотехнологии - порождение ума. Тот, кто их практикует - в рамках ума и остаётся, это нашему уму нужна сложность, нужен богатый информационный материал, который ум будет бесконечно перемалывать. Ум боится простого и стремится к сложному. Наш подход совсем иной - простота и пустота. Но непростая простота и непустая пустота.

Психотехническое системотворчество неприемлемо именно потому, что опирается на умственные построения, на умственные конструкции. Тот, кто в работе над собой опирается на ум, в рамках ума и остаётся. Единственным, навысшим и несравненным Путём трансцендирования ума, т. е. выхода за его пределы, является медитация самосозерцания. Сам факт увлечения всевозможными психотехническими системами, такими, например, как "селекция привлекательных состояний", однозначно говорит об отсутствии подлинного понимания. Имеет место сочетание познавательной двойственности и эмоциональной двойственности.
Обо всём этом подробно и достаточно ясно рассказывается в ПБИ.