Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Лекционный цикл завершён, больше лекций проводить не планируется. Видеозаписи лекций опубликованы здесь.

Медитация присутствие в столбовом стоянии.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kadykoff

Во время медитации-присутствия стою лицом к окну. Даже несфокусированный взгляд все-равно останавливается на какой-либо точке.
Вопрос: лучше остановить взгляд на уровне окна и присутствовать в пределах комнаты или смотреть на какую-то точку за окном, как бы выходя присутствием за пределы стен?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Re: Медитация присутствие.

Kargopolov

Практика медитации - присутствия на протяжении долгого времени имеет своим основным содержанием осознание собственного тела при открытых глазах. Пока тело не "отработано", выйти сознанием в пространство не представляется возможным. И только тогда, когда тело "растворится" и станет "прозрачным" (это уже не метафора, а буквальное описание очень необычного восприятия собственного тела в результате успешной практики медитации) - появится возможность полноценного пространственного осознания.

Поэтому не нужно вообще заморачиваться, куда направлен мой взгляд. Нужно просто отнаблюдать собственную озабоченность этой псевдопроблемой. Ваш вопрос говорит о том, что Вы, вместо того. чтобы осознавать себя и своё тело, убегаете вниманием вовне. Но ведь наше тело и есть та часть пространства, которая является самой доступной для осознания и с которой нам и следует начинать освоение пространства.

Даже если бы Вы уже прошли весьма долгий начальный этап "растворения тела" и начали прямую работу пространственного осознания, вопрос о том, где должен быть взгляд, является излишним и озабочиваться этой проблемой ненужно. В этой медитации нет комнаты, нет окна, нет ничего и за пределами окна - ни домов, ни деревьев, вообще ничего. Всё это - "субстанция сна", всё это игнорируется. Есть только объёмное панорамное восприятие пространства, как пустого вместилища всех объектов и процессов, при полном игнорировании всего, что его наполняет. Совершенно очевидно, что при таком подходе Ваш вопрос не имеет никакого значения.

Вывод: Не пытайтесь найти правильный ответ на неправильный вопрос. Этот вопрос, сам по себе не имеет смысла. Просто снимите его с повестки дня. Не перескакивайте через ступень, которая Вами не пройдена. Работайте с осознанием тела при открытых глазах.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: Медитация присутствие.

Kadykoff

Большое спасибо за ответ!
Теперь до меня дошло, что я очень мало времени уделял осознанию тела, пытаясь осознавать окружающее пространство...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: Медитация присутствие.

Charles

Получается я тоже неправильно понял практику присутствия. Созерцание ощущений тела и мыслей по возможности выполнял, а потом, ближе к концу практики по своей воле пытался "воспринимать" окружающее пространство. Вот накладки "заочного" обучения . :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: Медитация присутствие.

Kargopolov

В конце практики как раз будет правильным сделать попытку пространственного осознания. Но именно в конце. Так что здесь ошибки нет, при условии, что основной объём времени медитации занимает осознание собственного тела.

В практике осознания всегда наиболее важным является осознание собственного тела (неоднородности ощущений собственного тела). Это ключевой момент. Если мы практикуем самонаблюдение ( осознание при закрытых глазах), тогда наше физическое тело представлено как часть внутреннего мира. Если же мы практикуем медитацию-присутствие (осознание при открытых глахах), тогда наше физическое тело представлено как часть внешнего мира. Ведь, действительно, именно пространство, занимаемое нашим физическим телом - это ближайшая зона пространства, с которой должно работать наше осознающее внимание.

И только после того, как такая медитация "растворит" наше физическое тело и оно станет "прозрачным", только после этого становится возможным полноценный выход сознания в окружающее пространство.

Другими словами, на достаточно продолжительном начальном этапе медитация присутствие представляет собою простое осознание тела, но при открытых глазах.


Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Re: Медитация присутствие.

Amigo

Спасибо Большое за развернутый ответ, Владимир Михайлович!! При чтении книги кажется, что все понимаешь - что "все это майя" и взгляд не должен быть фиксирован на всем, что видишь, но когда дело доходит до практики, то вот и выясняется, что стараешься активно выйти в пространство, еще не отнаблюдав свое тело, и, конечно, из этого ничего путного не получается.

Теперь ясно, что лишь при отнаблюдении тела автоматически "выходишь" в пространство без каких-либо чрезмерных усилий.

С уважением, Амиго.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: Медитация присутствие.

Amigo

Скажите пожалуйста, а какие будут рекомендации, моменты, на которые необходимо обратить внимание Новичку, чтобы успешно выполнять медитацию-присутствие.
Что делать, если источником помех являются именно мысли?
В этом случае я выполняю медитацию-осознания при открытых глазах вплоть до того, пока мысли не растворятся, затем отслеживаю их задним числом и вновь перехожу к медитации пространственного осознания (переход от ощущения пространства к ощущению тела, если осознание схлопывается на себе и наоборот)
Верно ли я поступаю?

С уважением, Амиго.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Re: Медитация присутствие.

Kargopolov

Хороший и полезный вопрос, Амиго!

Если источником помех является наплыв мыслей, тогда лучше всего закрыть глаза и перейти к самонаблюдению. Закрытые глаза резко усиливают внутреннее осознание.
Это можно делать не только в положении сидя, но и в столбовом стоянии. Есть китайские школы цигун, в которых столбовое стояние выполняется именно при закрытых глазах.
Самонаблюдение выполнять до тех пор пока мысли не растворятся, затем снова открываем глаза и возвращаемся к медитации пространственного осознания.
 

amigo

Модератор
#9
Re: Медитация присутствие.

Arbiter

Уважаемый Владимир Михайлович, прочие менее опытные Медитаторы, Приветствую. Так как это первый мой пост, хотелось бы в первую очередь написать, что книга Путь Без Иллюзий произвела неизгладимое впечатление (хотя в последствии и была отработана в меру сил и возможностей во время самонаблюдения) в своем философском возрении многих явлений ранее казавшихся... ВЕРными.

Прочел книгу недавно, теперь начинаю читать второе издание с самого начала, согласно рекомендации. И неделю назад начал практическую часть. Но в ходе практический занятий возникли кое какие вопросы, одна из которых заключается в том, что совершая Медитацию Осознания Внешнего Мира, в момент когда следует внимание от своего тела распространить во Внешний Мир, она без особых проблем простирается вперёд, влево и вправо (делается именно в таком порядке), но возникают проблемы во время попытки осознать заднее пространство. На первых трех можно зрительно сосредоточиться и никаких проблем, но вот последний... все, что сзади как будто засасывается чёрной дырой и исчезают и звуки исходящие сзади - единственный намёк на то, что там таки "есть жизнь". И именно эти звуки и есть единственное, за что я могу зацепиться осознавая "сзади". Была идея медитировать перед зеркалом но это создавало весьма парадоксальную ситуацию, когда даже осознавая то, что находится сзади я все-равно осознавал только переднее пространство или пытался воображением предствить заднюю картину, но судя по Книге, этого делать не следует. И таким образом, только основываясь на звуке заднее пространство сильно отстаёт от остальных. Что если верить Книге, не Путь Дао ибо на "один раз Инь" мы плучаем "0,25 раз Янь", а это не есть хорошо.
Владимир Михайлович, Медитаторы опытные в освоении Внешнего Мира, как вы решили эту проблему? Я прекрасно осознаю, что подобный вопрос мог задаваться и раньше, но я учёл, что материал в форуме довольно обширен и на поиск уйдёт несколько дней, а ответ нужен прямо на завтра. Будьте любезны, кто-нибудь, укажите где дан ответ на этот вопрос ибо полагаю он должен был возникнуть у многих.
Очень спасибо.
 

amigo

Модератор
#10
Re: Медитация присутствие.

Kargopolov

Практика медитации - присутствия на протяжении долгого времени имеет своим основным содержанием осознание собственного тела при открытых глазах. Пока тело не "отработано", выйти сознанием в пространство не представляется возможным. И только тогда, когда тело "растворится" и станет "прозрачным" (это уже не метафора, а буквальное описание очень необычного восприятия собственного тела в результате успешной практики медитации) - появится возможность полноценного пространственного осознания.

Поэтому не нужно вообще заморачиваться этим вопросом. Нужно просто отнаблюдать собственную озабоченность этой псевдопроблемой. Ваш вопрос говорит о том, что Вы, вместо того. чтобы осознавать себя и своё тело, убегаете вниманием вовне. Но ведь наше тело и есть та часть пространства, которая является самой доступной для осознания и с которой нам и следует начинать освоение пространства.

Так что спокойно работайте с осознанием тела при открытых глазах и не заморачивайтесь непременным выходом сознания в пространство. Это произойдёт в своё время самопроизволно и самоестественно.

Успехов! ВМ.
 

amigo

Модератор
#11
Re: Медитация присутствие.

Amigo

В дополнение к предыдущему посту приведу еще посты В.М., которые я сохранил у себя в файле заметок:
Если медитация - присутствие выполняется правильно, то размеры комнаты и обзор не имеют решающего значения. Кроме того, на длительном начальном этапе мы не столько работаем с пространством, сколько с осознанием тела при открытых глазах.
Конечно же, дыхание не может быть заменой медитации - присутствия, точно так же как и наоборот.
Если при практике много непроизвольных движений - это означает, что энергонаполнение идёт хорошо, но эта энергия не успевает гармонично распределиться по энергосистеме. В таких случаях нужно практиковать не медитацию - присутствие, а медитацию - самонаблюдение, чтобы подтянуть отстающее информационное развитие.
Деконцентрацией заниматься не стоит. Техника деконцентрации по Бахтиярову состоит в том, чтобы удерживать внимание одновременно на 4-х точках (вверху, внизу, справа, слева), максимально возможно "растянув" и заполнив зону обзора между этими точками так, чтобы не было "мертвых" слепых секторов. При деконцентрации получается так, что возможно несфокусированным периферическим зрением видеть одновременно большое количество вещей, но как фон, не концентрируясь ни на одной.
Однако проблема с этой деконцентрацией состоит в том что это специализированный метод, имеющий свои показания и противопоказания, о чём ни сам Бахтияров,ни его последователи не имеют представления. Ежели говорить конкретно, то эта деконцентрация активизирует зону межбровья. С точки зрения практической это означает, что эта практика очень хороша при астении и депрессии, но при отсутствии таких проблем легко может привести к паранойяльному развитию личности, а у людей с проблемной психикой может спровоцировать психотическое состояние.

Подлинная "деконцентрация" известна давным - давно. В индийской Йоге это Нирбиджа Самадхи, в буддизме Тхеравады - это Випассана, в китайском буддизме это Гуань. В моей книге этот метод изложен под названием медитация самонаблюдения. К сожалению, у Бахтиярова (кстати, глубоко религиозного человека) отсутствует как сам этот метод, так и его понимание.
Таким образом, специально выходить в пространство не надо. Это произойдёт само собой в своё время. Но время от времени такие пробные попытки можно делать, однако не упорствовать, если не получается. Попробуйте медитацию внутренней остановки при открытых глазах. Она приводит к пространственному осознанию и даёт сильнейшее энергетическое развитие.

А зрительная деконцентрация, в отличие от той медитации присутствия, которая дана в моей книге, всё-таки является специализированным методом практики, имеющим свои показания и свои противопоказания, о которых ни Бахтияров, ни его последователи,, конечно же не имеют никакого представления. Более того, даже в том случае, когда такие показания имеются, эта практика, сначала действует благоприятно, но при переразвитии даст тяжёлые и неприятные обострения (патологическое развитие личности по паранойяльному типу).
Медитация присутствие вообще не должна начинаться с работы над выходом осознающего внимания в пространство. Начинается она с осознания тела. Без отработки физического тела, оно будет представлять большую помеху, сильно препятствующую освоению сознанием окружающего пространства. Наше физическое тело с одной стороны, является частью внутреннего мира, с другой - частью внешнего мира. Поэтому освоение сознанием пространства должно начинаться с той, самой близкой и доступной для нас части пространства, которую и представляет наше физическое тело. Когда благодаря практике осознания при открытых глазах мы "растворяем " своё тело, создаются условия для естественного, а не натужного выхода сознания в окружающее пространство.
Сам же я нахожусь на стадии "растворения тела".