Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Творчество.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Little A

Здравствуйте, Владимир.
Хотелось бы услышать ваше мнение по одному вопросу...

Как вы оцениваете такое явление, как творчество?
Многие методики саморазвития декларируют ценность осознанности, постоянного пребывания в "здесь и сейчас". Однако любое произведение исскуства несет в себе некий заряд энергии, свое настроение и свою историю. Более того, чем талантливее произведение, тем этот заряд сильнее, тем сильнее книга/картина/кинофильм/музыка "уводит отсюда".
Непонятно, как воспринимать произведения исскуства, не отождествляясь с ними.

Тот же вопрос возникает не только при "потреблении" чужого творчества, но и при создании своих произведений. Музыкант или художник на пике вдохновения далек от того, чтобы быть "никаким", он полностью захвачен своим творением...

Слегка коряво написал, но думаю, мысль ясна... Как совместить творчество и неотождествленность?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Bon

Что значит здесь и сейчас?! что такое - здесь?! Если мы пришли в концертный зал, то музыка будет играть именно там, а не где-то в "ином мире", в который как считается она уводит. Эта метафора "музыка словно уводит вас с собою..." сделала свое "мокрое" дело - вы стали считать, что играющая музыка она не здесь и сейчас. Я считаю, что музыка и звуки в частности, как явление материальное(колебания воздуха), всегда "здесь и сейчас", и если они "полны энергии", то это соответственно подстраивает, изменяет, ваш "внутренний мир", что создает иллюзию "улетания".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
LittleA

То что музыка как колебания воздуха звучит именно "здесь и сейчас" сомнений не вызывает, но я говорю не о физической, а об эмоциональной составляющей музыки или любого другого произведения. Цель произведения - вызвать эмоции у зрителей/слушателей, т.е. пресловутые читта-вритти, от которых вроде как надо избавляться.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Здравствуйте, Little A ! Был в отпуске, отсюда и задержка с ответом. В меру сил и возможностей постараюсь прояснить свою позицию по поводу соотношения творчества и Йоги сознания.

Прежде всего, хочу сказать, что сама постановка Вашего вопроса уже говорит о серьезном отношении к проблеме. Чтобы правильно сформулировать вопрос, уже требуется определенная познавательная зрелость. Так что Вам не стоит комплексовать по поводу "корявости" изложения. Вы всё изложили достаточно хорошо и понятно.

Прежде чем говорить о творчестве и восприятии художественных произведений в связи с медитативной практикой осознания, сначала о фундаментальных принципах, отталкиваясь от которых можно идти дальше.

Нужно ли избавляться от читта-вритти?
Пытаться изгнать из своего сознания мысли, образы и эмоции и установить таким образом умственную тишину так же неправильно, как и выращивать, культивировать в своём сознании благие, духовные мыслеформы.

Хуэй-нэн говорил, что неподвижное сидение и искоренение из сознания различных мыслей не являются правильной духовной практикой. "Занятие такой практикой уподобляют человека бесчувственным вещам и создают препятствия для Дао-Пути. Но Дао-Путь должен течь свободно, как можно ему препятствовать?" (Сутра Помоста).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov
"Но что значит трансцендировать ум, трансцендировать дискурсивное мышление? Что такое состояние ум­ственной тишины, внутреннее безмолвие, о котором так на­стойчиво говорят эзотерики всех времён и народов? Значит ли это полное отсутствие в поле сознания любых «модифи­каций ума» (мыслей, образов, эмоций)? Да, такое состояние возможно, но только как состояние конечного осуществле­ния, как плод долгих многолетних усилий, как результат длительной медитативной практики. Но сам процесс меди­тации, ведущий к состоянию внутреннего безмолвия, вовсе не является своеобразным впадением в транс, при котором полностью блокируется восприятие реальности. Напротив, медитация-самонаблюдение означает спокойное и невовлечённое созерцание всех объектов, всех читта-вритти, всего, что находится в поле сознания.

Поскольку это созерцание является отрешённым, то есть имеет своей целью разотождествление с объектами, в результате резко возрастает про­пускная способность канала сознания. При медитации мы не стремимся достичь отсутствия мыслей – это будет означать ошибочную технику вытеснения, а не растворения содержи­мого нашей психики. В самонаблюдении мы всего лишь спо­койно созерцаем всё что есть. И этого оказывается вполне достаточно, для того, чтобы избавиться от застревания мыслеформ в канале сознания.

Даже просветлённый Мастер, в состоянии медитатив­ного погружения достигающий внутреннего безмолвия, даже он, в обычной жизни видит, слышит, чувствует, общается,то есть через его сознание постоянно проходят многочислен­ные мыслеформы. От обычного человека он отличается не от­сутствием содержимого своей психики, иначе он постоянно был бы выключен из окружающего мира – глух, слеп и подо­бен бесчувственному бревну. Он отличается иным, а именно – уникальной пропускной способностью канала сознания и безинерционностью своей психики, принципиально невоз­можными для обычного человека. Другими словами, он пред­ставляет собой нормальное зеркало, в котором полностью отсутствует застревание воспринимаемых образов. Отсюда и потрясающая адекватность такого человека – следствие того, что между ним и реальностью нет искажающей стенки ума (грубоматериальной психики). Отсюда и удивительная свежесть, и незамутнённая ясность восприятия всего окру­жающего, присущие сознанию просветлённого Мастера.

Итак, там, где нет состояния спокойной и отрешённой осознанности – там всегда имеет место двойственность и её неизбежное следствие – неадекватность убеждений и жиз­ненного поведения. Для лучшего изложения этой непростой темы очень продуктивным является сравнение сознания с зеркалом. Эта метафора вполне уместна, поскольку наша психика и есть не что иное, как своеобразное зеркало, по­средством которого мы отражаем окружающий мир. Однако отсутствие внутреннего безмолвия делает рефлексирующее сознание человека похожим на такое странное зеркало, в ко­тором по инерции сохраняются ранее воспринятые образы. В результате оно не может правильно отражать реальность. Когда кто-либо смотрит в это зеркало, он там видит не толь­ко себя, но и прежние образы – своеобразную мешанину из актуального отражения действительности и ранее воспри­нятого информационного материала. При этом объективная информация, поступающая извне и отражающая состояние окружающей среды, не приходит в пустое пространство нормального безинерционного зеркала, а накладывается на субъективную информацию, поступающую изнутри и совер­шенно не связанную с текущей ситуацией."
В.Каргополов. Путь без иллюзий Том I, (стр. 396-397).

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Разве просветленный мастер ничего не слышит, не видит, не чувствует? Разве у него отсутствует способность вспоминать, мыслить, планировать и т.п.? Ничего подобного! Через его сознание, как и через сознание любого другого человека, постоянно проходят всевозможные читта-вритти. Здесь уместна аналогия с пищеварительным трактом, через который постоянно проходят различные питательные вещества.

Читта-вритти, как таковые, никоим образом не являются нашим врагом. Вся совокупность читта-вритти - это и есть питательная среда, которая обеспечивает развитие индивидуального духовного начала. Они обеспечивают необходимое питание нашей психики и нашему духу. "Глаза поили душу красотой, о мирозданья кубок золотой" (Ибн Фарид).

Со всевозможными читта-вритти дело обстоит точно так же, как и с пищей. Разве она является нашим врагом? Конечно нет. Но только в том случае, если вся физиологическая система (пищеварение-выделение) функционируют нормально. Если же нет, тогда возникают застойные явления (запор) и сопутствующее ему самоотравление. Или же несварение желудка - то, что в Аюрведе характеризуется как "слабость пищеварительного огня". То же самое и с читта-вритти. Сами они, их поступление в наше сознание, их наличие в нашем сознании, полезно и необходимо. Но их застой в информационной системе нашей психики (информационный запор) - очень вреден и опасен.

Продолжение следует. В.М.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Воздействие произведения искусства очень сильно зависит от уровня его сложности и уровня его гармоничности. Примитивное и дисгармоничное - захламляет наше сознание, порабощает, создает навязчивости. Примером таких дурных "читта-вритти", застревающих в нашей психике и нарушающих нормальное функционирование нашего сознания, является отрывок из какого-либо шлягера, который привязался к нам, как репей, постоянно повторяется и никак от него не отделаться.

Таким образом, во-первых, потребляемая нами информационная "пища" должна быть доброкачественной, а во-вторых, наше информационное "пищеварение" должно хорошо работать, пропускная способность канала сознания должна быть высокой.

Если уровень произведения искусства, оцениваемый по параметрам сложности - примитивности и гармоничности - нескладности, выше, чем уровень развития сознания слушателя (зрителя, читателя), тогда восприятие этого произведения питает и развивает его сознание. Конечно, если разрыв между ними не слишком велик - в противном случае произведение просто не воспринимается. Это все равно, как если бы малому ребёнку, преждевременно, вместо манной каши дать твёрдую пищу, которую он усвоить не в состоянии.

Если же это нечто примитивное и дисгармоничное, тогда оно отравляет и захламляет сознание человека. Примером является попсовая музыка с жёстким ритмом и примитивной мелодией.

Таким образом есть два искусства, одно - возвышающее и развивающее, другое же, по большому счёту и не заслуживает названия искусства, фактически являясь низкопробной и примитивной развлекаловкой.

Каковы признаки подлинного искусства и подлинного творчества?
Современный немецкий психолог А. Гуггенбюль-Крейг утверждает, что вопреки общераспространенному мнению, к подлинному творчеству предрасположены далеко не все люди, что такое творчество - явление крайне редкое. Он совершенно справедливо говорит, что истинный художник ставит перед собой задачи, намного превышающие самовыражение или избавление с помощью творчества от неприятных эмоций. Подлинное творчество, по его мнению, представляет собой акт трансцендентального творения, это луч света из горнего мира, источник которого находится за пределами человеческой души.

На мой взгляд, подлинное (высшее) творчество невозможно без выхода сознания творца за пределы собственной личности и, вообще, за пределы сферы грубоматериального. Поскольку основной характеристикой сферы тонокоматериального является недвойственность, то, чем более талантливо произведение искусства, тем больше в нём парадоксальности (А. Пушкин: "И гений, парадоксов друг"). Кстати, то же самое относится и к юмору ("Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах". М. Жванецкий).

Другая особенность - чем выше уровень произведения искусства, тем больше и его энергетическая насыщенность, а также информационная (смысловая) неисчерпаемость. Для плодов высшего творчества характерны: яркость, новизна, некое внутреннее сияние, возможность обращаться к этому произведению на протяжении многих лет и всякий раз находить в нём что-то новое. Это полная противоположность заезженности, скуки, серости и заурядности. Подлинное творчество характеризуется естественной (не натужной) новизной и необычностью, а также большой вдохновляющей силой. Кстати, эмоциональный отклик и вдохновляющее воздействие - феномены энергетической природы. А ведь нам уже известно, что развитие сознания осуществляется по двум направлениям. Это энергетическое развитие и информационное развитие. И всё то, что нас вдохновляет, одновременно нас энергетизирует, наполяет энергией, обеспечивает энергетическое развитие нашего сознания.

Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Подлинное творчество всегда надлично. В период творческого вдохновения личностное Я со всем его содержанием, со всеми тревогами, амбициями, со всей его суетой и мельтешением, на время уходит со сцены. Высшее творчество осуществляется по формуле: совершенная пустота порождает совершенную форму.

Но любая форма представляет собою конкретное явление. А любая конкретность, представленная в пределах сферы грубоматериального, всегда ограничена. Это как начертательная геометрия. Объёмное изображается на плоскости. Отличительная особенность гения заключается в том, что он обладает способностью ,фигурально выражаясь, на двухмерном (плоском) листе передать трёхмерное (объёмное) изображение. Гений пишет объёмное на плоском, а посредственности - плоское на плоском.

Творчество гения даёт нам уникальный шанс приобщиться к энергии и информации мира тонкоматериального, запредельного привычной нам "плоскостной" сфере грубоматериального. Метафорически выражаясь, творчество гения помогает нам выйти из "плоскостного" восприятия мира к "объёмному". Поэтому для всех нас, для нашего духовного развития, так полезна творческая продукция гения. А вот ему самому лучше всего написать - и забыть, так как всё, что им создано и присутствует в оформленном виде, значительно беднее ресурсов его собственного сознания.

Гений потому и есть гений, что он имеет уровень развития сознания намного более высокий, чем у обычного человека. В периоды творческого вдохновения он выходит за пределы грубоматериальной сферы бытия и получает доступ к сфере тонкоматериального, к её удивительным энергетическим и информационным ресурсам. Но он - не просто визионер. Подлинный творец способен выразить увиденное им на высшем уровне средствами грубоматериального уровня, так, чтобы это могло быть воспринято обычными людьми. Таким образом, гений, с помощью своего творчества, передаёт нам то, что сами бы мы, без него, не смогли увидеть.

Всего доброго, В.М.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
LittleA

Не рассчитывал получить такой развернутый ответ, информации к размышлению более чем достаточно. Спасибо!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

Развернутость и пространность ответа носят вынужденный характер. Все зависит от характера вопроса. На вопрос: "Сколько сейчас времени?" ответ займёт несколько секунд, а на вопрос, как устроен цветной телевизор, ответ может занять несколько месяцев.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Валерий

Мне показательным представился образ смерча. Говорят, в центре смерча - покой. В медитации-самонаблюдения мне удавалось достигать состояния, когда после качественного разотождествления с эмоциями, картинками ума, ощущениями тела - шло колосальное расширение сознания. Полное ощущение растворения тела. Тела нет. Становишься огромным, как Вселенная. Тебе доступно все. Да, можешь все. Потенциал огромен, но при этом ты спокоен и умировтрорен. Интересно, что в таком состоянии пропускная способность огромна. Через тебя идёт колоссальный поток энергии и информации, в том числе и яркие творческие образы, но при этом ты чётко осознаёшь, что это стало возможным только благодаря неотождествлению с ними. Такой, вроде бы обратный эффект получается. От чего отстранился, то к тебе и пришло. Можно так сказать: практика самонаблюдения - это не погоня за вдохновением, а способ сделать обратный поток - оно будет само приходить к вам. Но никогда его не надо ожидать. Просто медитируйте и оно само придёт.
Это - намного более здоровый путь, чем путь исканий творческой личности. Расплата за творческое вдохновение - зачастую постэффект депрессии. Рекомендую после долгих творческих исканий и мучений, без которых, понятно, не обойтись, отстраниться от творческого процесса и провести медитацию-самонаблюдение, как это описано в соответствующей главе в книге В.М. Отстранитесь от творческих метаний с помощью медитации. Период усиленной возгонки смените периодом спокойного самонаблюдения. Однин раз Инь, один раз Ян - таков путь творческой личности. Ещё раз обращаю внимание на то, что в медитации ничего не ждите и отнаблюдайте свои чрезмерные от неё ожидания. Это будет правильно. Будьте как смерч.

Желаю творческих успехов, Валерий.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Марина пишет:
"У меня сложилось впечатление, что творческие люди в первую очередь должны быть проводниками между миром эйдосов и миром материи." И далее: "Заказчик был очень счастлив и доволен, он с радостью мне сообщил что именно этот дизайн как будто у них был всегда. Было очень приятно, но немного грустно. Ведь я практически мало что сделала. Отсюда и впечатление о творческих людях прежде всего как о проводниках, как о правильно настроенных "антеннах". А так ли это? "
Добро пожаловать на наш сайт, Марина! Вот некоторые соображения по Вашему вопросу:

Откуда озабоченность по поводу того, проводник я или самостоятельная творческая личность? Откуда печаль при мысли,что возможно, я - всего лишь проводник, всего лишь инструмент в руках высших сил?
У всех у нас, я не исключение, имеется творческое тщеславие. Нам хочется в полной мере ощущать, что наш творческий успех - наша собственная заслуга. Это чувство питает наше Эго, наше чувство собственной значимости и от него, по большому счёту, нужно избавляться. Но избавляться не через его отрицание и вытеснение, а принятием факта его наличия и растворением с помощью медитации-самонаблюдения.
Однако, если вместо этого Вы будете культивировать мысль о том, что Вы всего лишь проводник Высших сил, это тоже нехорошо. Правильное состояние - такое, когда творческий человек вообще не думает о том, откуда берется его творческий результат.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Bock

Доброго здоровья Владимир Михайлович.

Читая Вашу книгу о Вашем отношении к фантазийной медитации, возник вопрос. Какова роль воображения в жизни человека вообще, а так же для практикующих самонаблюдение? Зачем нам эта способность создавать мыслеформы, миры, картины? Есть ли в этом что-то положительное?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Ну так и мышление-думание тоже является абсолютно необходимым инструментом в нашей познавательной деятельности. Но при этом, режим думания-размышления прямо противоположен и несовместим с медитацией (состоянием не-ума, не думания). Ну и что с того? Почему мы должны выбирать что-то одно - либо всё время лежать, либо всё время бежать?

То же самое и с работой воображения. Но ведь творческая работа воображения, либо умственные усилия учёного (инженера, конструктора. философа) медитацией не отменяются. Просто это разные и невозможные в одно и то же время режимы функционирования нашей психики. Видите, как всё просто. А Вы просто попались в ловушку нашего ума, которому непременно нужно либо всё, либо ничего. Ведь я в своей книге говорю не о научном мышлении и не о творческом воображении, а о медитации как о технологии духовного развития.

Я противник фантазийной медитации, но для художника, писателя, скульптора и других творческих профессий развитое воображение, конечно же, является необходимым рабочим инструментом.

Кстати, такое отношение к фантазийной медитации не является моим изобретением. В неявной форме оно заложено во всех великих духовных традициях Востока. И в индийской Йоге, и в Тхераваде, и в Дзен- буддизме, и в тибетской Махамудре. Разница лишь в том, что я всё это подробнейшим и наипонятнейшим образом разжевал для несведущих людей нашего времени.

Всего доброго. ВМ.