Kargopolov
Воздействие произведения искусства очень сильно зависит от уровня его сложности и уровня его гармоничности. Примитивное и дисгармоничное - захламляет наше сознание, порабощает, создает навязчивости. Примером таких дурных "читта-вритти", застревающих в нашей психике и нарушающих нормальное функционирование нашего сознания, является отрывок из какого-либо шлягера, который привязался к нам, как репей, постоянно повторяется и никак от него не отделаться.
Таким образом, во-первых, потребляемая нами информационная "пища" должна быть доброкачественной, а во-вторых, наше информационное "пищеварение" должно хорошо работать, пропускная способность канала сознания должна быть высокой.
Если уровень произведения искусства, оцениваемый по параметрам сложности - примитивности и гармоничности - нескладности, выше, чем уровень развития сознания слушателя (зрителя, читателя), тогда восприятие этого произведения питает и развивает его сознание. Конечно, если разрыв между ними не слишком велик - в противном случае произведение просто не воспринимается. Это все равно, как если бы малому ребёнку, преждевременно, вместо манной каши дать твёрдую пищу, которую он усвоить не в состоянии.
Если же это нечто примитивное и дисгармоничное, тогда оно отравляет и захламляет сознание человека. Примером является попсовая музыка с жёстким ритмом и примитивной мелодией.
Таким образом есть два искусства, одно - возвышающее и развивающее, другое же, по большому счёту и не заслуживает названия искусства, фактически являясь низкопробной и примитивной развлекаловкой.
Каковы признаки подлинного искусства и подлинного творчества?
Современный немецкий психолог А. Гуггенбюль-Крейг утверждает, что вопреки общераспространенному мнению, к подлинному творчеству предрасположены далеко не все люди, что такое творчество - явление крайне редкое. Он совершенно справедливо говорит, что истинный художник ставит перед собой задачи, намного превышающие самовыражение или избавление с помощью творчества от неприятных эмоций. Подлинное творчество, по его мнению, представляет собой акт трансцендентального творения, это луч света из горнего мира, источник которого находится за пределами человеческой души.
На мой взгляд, подлинное (высшее) творчество невозможно без выхода сознания творца за пределы собственной личности и, вообще, за пределы сферы грубоматериального. Поскольку основной характеристикой сферы тонокоматериального является недвойственность, то, чем более талантливо произведение искусства, тем больше в нём парадоксальности (А. Пушкин: "И гений, парадоксов друг"). Кстати, то же самое относится и к юмору ("Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах". М. Жванецкий).
Другая особенность - чем выше уровень произведения искусства, тем больше и его энергетическая насыщенность, а также информационная (смысловая) неисчерпаемость. Для плодов высшего творчества характерны: яркость, новизна, некое внутреннее сияние, возможность обращаться к этому произведению на протяжении многих лет и всякий раз находить в нём что-то новое. Это полная противоположность заезженности, скуки, серости и заурядности. Подлинное творчество характеризуется естественной (не натужной) новизной и необычностью, а также большой вдохновляющей силой. Кстати, эмоциональный отклик и вдохновляющее воздействие - феномены энергетической природы. А ведь нам уже известно, что развитие сознания осуществляется по двум направлениям. Это энергетическое развитие и информационное развитие. И всё то, что нас вдохновляет, одновременно нас энергетизирует, наполяет энергией, обеспечивает энергетическое развитие нашего сознания.
Продолжение следует.