Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Современная Йога: традиция или профанация?

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Этот материал взят из сайта "Самопознание".
Цитата:
За последнее время йога стала очень популярна, практически в каждом городе есть хорошие учителя. Кто-то уделяет больше внимания дыханию, медитации, кто-то основной упор делает на силовые упражнения, а для кого-то основа основ - это работа с устранением недугов, например, исправление искривленного позвоночника.
Далее идёт комментарий участника дискуссии bensterion-а:
Если речь идёт о Хатха - Йоге, то этот мыльный пузырь действительно раздут за последние десятилетия до невероятных размеров. Самое смешное, что нет никаких реальных подтверждений существования древних традиций йоги. Все реальные традиции начинаются не далее чем два столетия назад и исходят из "Гимнастики майсорского дворца".
"Существует огромная пропасть между современным интенсивным реформистским движением, пытающимся приспособить йогу для нужд обыкновенных людей, и как бы "традиционными древними идеями" о йоге- сверхчеловеке. Следует вспомнить опыт Даянанды Сарасвати проведшего в конце 19 столетия девять лет в Гималаях в безуспешных поисках хотя бы второсортного йогина, после чего выбросившего "Хатха-йога-прадипику" и другие "древние" тексты, посчитав их "искажённой компилляцией."
Так какую традицию йоги передают индийские учителя? Можно уже молчать о наших отечественных "истинных" учителях.
И что Вы думаете о современной Йоге? Особенно интересно мнение тех, кто имеет собственный опыт занятий йогой.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

ДЕЛО ЙОГИ ЗАШЛО В ТУПИК?
Интервью с Андреем Сидерским.

"- Андрей, длительный период времени ты не был замечен в проведении каких-либо тренингов, семинаров либо других мероприятий. Чем это вызвано?
- Я тщательно уклонялся, потому что пришел к заключению, что дело йоги зашло в тупик.
-?!?
- Да. Дело насаждения йоги на нашей почве, впрочем, как и не на нашей почве зашло в тупик по причине совершенно очевидной, примитивной и для всех ясной. Но почему-то мы как страусы старались зарывать голову в песок и продолжали делать то же, что и раньше и так же, как и раньше. Причем, это не только у нас здесь, индусы точно также все делают и все другие тоже.
Существует какая-то школа – школа Шивананды, Айенгара, Паттабхи Джойса, любые другие школы. В них существует определенная школьная программа, в которой определенные каноны, определенные канонические последовательности, группы упражнений. Причем речь идет не только об асанах, то же самое касается пранаямы, медитативных техник, которые осваиваются по определенной программе.
Я понял одну элементарную вещь, причем понял на практическом опыте. Это в принципе неправильный подход. Все это неправильно. И не потому что техники неправильные, а потому что они все даются для всех одинаково. И даже когда производятся попытки какой-то индивидуализации подхода, эти попытки все равно только в очень узких рамках могут разнообразить технику, комплексы, предлагаемые разным людям. И цель индивидуализации не достигается. Причем это не только у меня, это практически у всех, и даже у великих выдающихся мастеров, и даже на начальном элементарном уровне.
Одним людям практика идет очень хорошо, получается прекрасный результат. Таких людей от 7% до 10%. У процентов 70-80 – в общем-то все нормально, но время лучше было бы потратить в несколько раз более эффективно, если бы подбирать под этих людей конкретные программы. А процентов 7-10 попадают крепко – попадают к врачам, в больницы, потому что оказывается, что даже эти элементарные вещи, которые даются на подготовительном уровне, включают в себя то, что им противопоказано в соответствии с их индивидуальной психофизиологической конституцией, может из-за каких-то травм, каких-то болезней, которые они когда-то перенесли. И для них нужны другие комбинации упражнений, а некоторые просто противопоказаны.
Самое главное – почему я начал отходить от преподавания и начал думать об этом очень интенсивно – действительно ни у кого не было адекватного метода индивидуального подбора техник. Даже выдающиеся мастера, которые якобы видящие или не якобы видящие, и действительно могли бы подобрать, все равно это оказывался не подбор, а собственные интерпретации. Все равно он подбирал не то, что нужно для человека, а то, что, как ему казалось, нужно было бы для него в этой ситуации.
Получается, что 98-99, если не все 100% преподавания йоги и в СНГ, и в Америке, Европе, в Индии – везде, это, в общем-то, потенциальное вредительство, не преднамеренное, но вредительство. По крайней мере, шанс навредить очень высок. Мне это очень не нравилось, я старался от этого уйти, я наблюдал и думал, что делать."
Продолжение следует.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov
Интервью с Андреем Сидерским (даётся с сокращениями)

"- И к чему ты пришел?

- Я пришел к тому, что нужно что-то делать! И придумал способ.
Есть очень много вещей, которые лежат на поверхности, их все знают, они совершенно очевидны всем, кто имеет к этому какое-то отношение. Но по привычке копать вглубь, мы игнорируем эту поверхность, вместо того, чтобы просто воспользоваться элементарными вещами и получить качественно новый результат. Люди вкладывают в йога-тичерство очень много себя и как-то вокруг себя это все выстраивают – вокруг своих предрасположенностей, своих мух в голове. И получается, мягко говоря, не очень хорошо. Мне это надоело, точнее, мне стало все равно. К роли йога-тичера я стал безразличен, это давно перестало быть для меня критическим аспектом выживания, способом заработать, потому что я начал заниматься другими вещами. Это дало возможность отойти в сторону, взглянуть на весь этот процесс со стороны, вылезти из него, встряхнуться, и понять, что он пошел не по тому руслу. Толпы людей в залах, которые делают все одно и то же - это очень плохо, и у меня, в том числе, эти толпы людей. Это вредительство.

- Планируешь ли ты поделиться информацией, которую ты нашел?

- Я не могу сказать, что я нашел информацию. Этой информацией люди пользовались очень давно, и они ее предоставили. Просто нужно было понять, как ее использовать...

Недавно я в Каунасе проводил семинар, где все это рассказывал, и литовские и латвийские центры йоги уже начали применять методы индивидуализации практических подходов. Конечно, я буду делиться.
... я опять возвращаюсь к проведению семинаров, уже не сколько тренировочных мероприятий, сколько информационных, на которых люди смогут получить информацию для самостоятельной работы, для учительской практики. Причем, совершенно не важно, в каком стиле, в какой школе они функционируют, потому что этот метод, который я не придумал, а просто обнаружил, что этим можно пользоваться, можно приложить к любому направлению.

... Я просто придумал элементарный алгоритм, который позволяет определить данные в числах с точностью практически до любого знака, все зависит от того, сколько времени вы готовы потратить на тестирование, на калькуляцию. Для этого нужно просчитать расклад по дошам в пракрити, просчитать энергетику чакр, потенциальную врожденную и потенциальную в развитии, точно также просчитать состояние человека по дошам по потенциалу чакр на текущий момент времени, понять тенденции, понять - куда двигаться, посмотреть, прикинуть, где какие проблемы, и самое главное – подобрать индивидуальную практику. Причем, что интересно, из спектра используемых техник, я, допустим, пользуюсь порядка тысячи упражнений. И когда начинаешь работать по этой схеме, подбирать, то оказывается, что для конкретного человека максимум 15-20% из этого необходимо, а 10% – противопоказано, причем у любого человека, даже в самом классном состоянии есть противопоказания, потому что у него по рождению определенная конституция.

- Ты говоришь и о своем опыте тоже?

- И о своем, и не только о своем, я уже с некоторым количеством людей поработал и посмотрел на результаты – результаты просто поразительные! За две недели работы по индивидуализированной программе у человека полностью меняется ощущение себя, у него перестает болеть то, что раньше болело после тренировок, у него уходят какие-то проблемы, он просто начинает лучше себя чувствовать. Просто он делает то, что ему по его природе нужно делать, и то, что ему нужно делать для того, чтобы привести себя в порядок в связи в тем, что у него есть какие-то проблемы. И он не делает того, что может усугубить его проблемы.
Даже у самых выдающихся мастеров, моих друзей, которые мне очень близки, все равно у них были проблемы, связанные с тем, как подбирать под людей индивидуальную практику - в 80% случаев человек мог попадать, а в 20% - он не попадал, из которых процентов 10-15 оказывались с обратным эффектом.
Метод, который я использую, стар как мир. Это банальная элементарная биолокация. Ее эффективность сомнению не подлежит, она используется как в медицинской практике, так и в геологической - в практике геологоразведки. Эти вещи рабочие, они проверены опытом столетий. Делается это все элементарно, главное придумать алгоритм, как это сделать. Я его придумал.
- Ну что же, с нетерпением будем ждать твои лекции и семинары. "
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Little A

Одно время сильно интересовался йогой и пробовал заниматься. Серьезно заняться так и не смог, поскольку после прочтения нескольких книг в голове образовалась полная каша. Такое чувство, что многие современные авторы по йоге просто свалили в кучу все техники и хорошенько перемешали. Никакой стройной и сколько-нибудь логичной системы найти так и не удалось, что меня, "человека с компьютером в голове", сильно опечалило и разочаровало. Единственное исключение составил классической труд "Йога-сутры" Патанджали, который написан лаконично и четко. Там, кстати, слово "асана" употребляется всего один или два раза, причем в значении "устойчивая(!) удобная(!) поза, которую надлежит принять на время медитации(!)". Сравните с асанами современной йоги!
Наличие именно стройной методики, кстати, я считаю важным достоинством школы "Путь без иллюзий", немногие эзотерические учения могут этим похвастаться.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Конечно, Сидерский прав - вне всякого сомнения, занятия Хатха - Йогой (а также и любыми оздоровительными и развивающими практиками) требуют предварительной диагностики и основанного на ней индивидуального подбора методов. Без этого занятия Йогой или цигун, и вообще чем угодно, будут непродуктивными, а во многих случаях даже опасными.

Вместе с тем, удручает тот факт, что человеку понадобилось лет 30 (если не ошибаюсь) занятий Хатха-Йогой, чтобы сделать такое "открытие". Оказывается в Йоге необходим индивидуальный подход! Да это же совершенно очевидная, азбучная и самоочевидная истина. Поздравляю Андрея Сидерского с изобретением велосипеда! :D В обучении методам ЗМП (энергомедитативной практики) я уже давным -давно, (более 30 лет) использую исключительно индивидуальный подход, основанный на энергетической диагностике.

Кстати, рекомендуемое Сидерским использование биолокации для подбора упражнений в рамках индивидуального подхода к практике Хатха - Йоги, это, уж извините, просто фельдшерский уровень по сравнению с полноценной энергетической диагностикой. Той системой диагностики, которая уже много лет наличествует в моей Школе и для успешного применения которой требуются, как минимум, добротные знания о строении и функционировании энергосистемы человека, а также знания о том, с каким именно энергетическими блокировками связаны те или иные соматические и психоэмоциональные проблемы.

Ничего подобного в современной Хатха-Йоге не существует. Современная Хатха -Йога много обещает свои последователям, но результаты практики этой экзотической и изрядно мистифицированной физкультуры сильно разочаровывают.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Традиционная Йога против современной её профанации.
Статья Свами Джанешвара Бхарати.
Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Изначально йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – асанам. В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь. Целью Йоги является исключительно сама йога — как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ложь, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ йоги», «центров йоги», «классов йоги» и т. п. Это лживый тезис состоит в том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют:
«Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу».
Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Вот характерный пример подмены понятий. Аштанга-йога описывается как "система йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум."
Подобная подмена понятий приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это не так. Это заблуждение, так как практика чего-либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» — школа 4.79:
«Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения хатха-йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» — ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» — ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Когда Йога перестает быть Йогой? Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом» Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.
Мой комментарий (ВМ):

Полностью согласен с такой оценкой современной фитнесс-йоги. Только одно замечание. Наверно всё-таки не стоит приписывать всем преподавателям йоги, центрированной на асанах, исключительно коммерческие интересы. Многие из них просто невежественны и искренне заблуждаются, считая, что это и есть истинная "классическая" йога.

Так что современная западная интерпретация Йоги на самом деле является профанацией древней духовной традиции. Ярким примером такой профанации является "классическая" Йога московского йогатичера Виктора Бойко.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Mr. Hriublin

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога Прадипика» - шлока 4.79:
«Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие хатха-йогу, которые не имеют знаний в раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Что называется, не в бровь, а в глаз.

Кстати, отмечу ещё и тот факт, что повсеместное распространение этой самой "недойоги" очень лихо завибрировало в унисон с вечно недосамоутверждающимся настроем очень многих людей, особенно молодых. Может, это будет слишком уж резко сказано с моей стороны, но меня реально начинает воротить и зачастую возникает желание "сплюнуть гадость изо рта" после того, как поговорю с каким-нибудь любителем современной хатха-йоги, с пеной у рта доказывающего мне каким он счастливым и сознательным становится от того, что несколько минут находится в не самой естественной для живого человека позе. Потом, в ходе общения, когда доходит до того, что сознательности-то и толком никакой нет, начинается такой калейдоскоп эгозащитных механизмов, что хоть стой и записывай, да потом пиши курсовую по классификации этих самых эгозащитных механизмов - богатый такой эмпирический материал получается.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Matooka

Не так давно общался со знакомой преподавательницей йоги в своём родном городе, вот некоторые фрагменты из нашей беседы:

Я: "Здравствуйте! Можно поинтересоваться, как продвигается Ваша Йога?"

Она
: "Йога продвигается, недавно приехала с юга, училась у индуса. Радует то, что я преподаю правильно. У нас всё даётся точно так же, как и у индусов."

Я
: "Знаете, меня смущает на этих занятиях, что нет ни слова про энергетику человека, какие процессы при этом происходят и к чему это может привести."

Она
: "Для этого существуют семинары и если тебя интересует энергетика- то рекомендую обратиться к Кундалини йоге. В Хатха-йоге об этом как правило не говорится, потому что после часового занятия практикой асан у тебя прорабатываются все чакры."

Я: "А как узнать, что действительно все чакры прорабатываются? К тому же, может быть
некоторые чакрамы и энергетические каналы данному человеку вообще не нужно стимулировать, а некоторым наоборот нужно уделить особое внимание? И ещё вопрос: как Вы думаете, энергетика довлеет над соматикой (физическим телом) или же соматика довлеет над энергетикой человека? Что важнее и что является определяющим?"

Она: "Вопрос спорный, обсуждать можно долго и к правильному ответу не придти. Реальные, давно преподающие учителя хатха-йоги над энергетикой только усмехаются. Они скептически относятся к тому, что выполняя какую-нибудь асану, практикующий должен почувствовать раскрытие какой-нибудь чакры. На самом деле результаты практики проявляются только в хорошем самочувствии, приливе сил и отсутствии болезней."

P.S. И это говорит человек, который занимается Хатха-Йогой уже более 8 лет!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Kargopolov

Да уж! Вместо подлинной традиционной йоги, в которой понятие энергии - Праны является ключевым, публике предлагается суррогатный новодел - интерпретация йоги с позиций вульгарного материализма. У Виктора Бойко йога и "классическая" и "научная" одновременно. :D Человек выучил много умных слов и считает, что если используется научный лексикон, то это автоматически всё объясняет. Но уверенность в том, что его йога классическая и единственно верная - абсолютная и непрошибаемая.
Толпы невежественных последователей. Наряду с Андреем Сидерским - самый популярный йогатичер на постсоветском пространстве. Но Андрей Сидерский, несмотря на отсутствие понимания как работы с энергией, так и работы с сознанием (медитации), всё-таки человек думающий и намного более адекватный, чем упрямый и фанатичный Виктор Бойко.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Kargopolov

КРАМОЛА МЕТОДИЧЕСКОГО НОВОДЕЛА
Статья Андрея Сидерского от 2013.03.04.
"Вопрос: что крамольного в том, что люди, придумавшие определенные методики в рамках одного и того же технического и принципиального материала, как-то их обозначают для ясности? Та же Айенгар-йога, пауэр-йога, крипалу-йога, трай-йога, шэдоу-йога, йога корректного подхода к позвоночнику, универсальная йога А. В. Лаппы? Мне кажется, так честнее, чем прикрываться «классикой». Хотя, «классическая йога Виктора Бойко» — пожалуй, скорее уже воспринимается как персональный бренд, чем как собственно «классика».

И вообще, то ли во время чемпионата мира по йога-спорту в Дели в 2000 году, то ли годом позже в Москве — точно не помню — я как-то задал Бал Мукунд Сингху вопрос относительно того, что он считает классической йогой. Действительно, кому задавать подобный вопрос, как не преемнику великого Брахмачари, консультанту правительства Индии по вопросам, связанным с йогой? Он ответил, что они в правительственной комиссии и Институте Десаи таким термином, как «классическая йога», вообще не пользуются. Потому что учителей йоги и тренеров по хатха-йоге (он использовал именно термин «coach» — «тренер») много и они очень разные. И учат по-разному, и каждый привносит в методику и в обучение что-то свое. И это, как сказал Сингх, хорошо, так как иначе не было бы развития йоги в социуме, и она бы отмерла как явление. Просто, как и во всех областях деятельности, есть специалисты хорошие, есть не очень, а есть профаны и профанаторы. «Мы знаем, кто из учителей что собой представляет как специалист, и соответственно относимся к тому, чему и как они учат, а классическая йога у них или нет — это никому не интересно. Невозможно одинаково учить в бесплатных утренних терапевтических классах Института Десаи и на тренировках сборной Национальной Федерации Йоги по йога-спорту», — подытожил Сингх.

С тех пор я так данному вопросу и отношусь. Наблюдая за разными йогатичерами в разных странах, неизбежно приходится признать, что, как бы они ни называли свои подходы, каждый учит СВОЕЙ йоге ПО-СВОЕМУ. Даже в рамках какого-нибудь четко обозначенного методического материала, например, в очень строго регламентируемых Бикрам-йоге или Шэдоу-йоге Шандора Ремете. Ну, про кундалини-йогу, аштанга-виньяса-йогу, айенгар-йогу, дживамукти-йогу, гималайскую крийя-йогу Пилота Бабы, пауэр-йогу, универсальную йогу, крипалу-йогу, трай-йогу и говорить нечего — тут кто во что горазд. Так же, как и в нашей методике YOGA23. Более или менее радикальное приспособление каждым йогатичером любой йоги «под себя» вытекает из естественной психофизиологической целесообразности и необходимости, и является залогом эволюции явления как такового.

Никто не преподает «просто йогу». Любой человек-йогатичер, просто в силу того, что он человек, каковых больше нет, всегда неизбежно предлагает свою интерпретацию того, что перенял у других, и свой уникальный метод. Если йогатичер считает иначе — он обманывает себя. Если он говорит иначе — это просто вешание лапши на уши доверчивому обывателю. По-другому НЕ БЫВАЕТ. Поэтому при подготовке преподавателя главное — научить человека общей культуре применения техники и принципов и объяснить, что ситуации бывают разные, и «включать мозги» обычно продуктивнее, чем тупо следовать архаичным или новодельным методическим догмам, так как все равно в любой конкретной методической ситуации они будут искажены. И лучше, чтобы искажение было не непредвиденной случайной флуктуацией «под настроение» йогатичера, а грамотной интерпретацией сообразно оптимальному раскладу для данной конкретной ситуации.

У любого йогатичера всегда — свое понимание йоги и свой метод. Не признавать это глупо, ибо сие очевидно, и по-другому быть не может. Так что на самом деле таки да имеет смысл называть вещи своими именами — тогда потенциальный пользователь не будет обманываться принципиально невыполнимыми обещаниями аутентичности «чистой и ничем не замутнённой просто йоги» или, что еще веселее — некоей загадочной «классической йоги», и будет знать, на что идёт. А тем «опытным практикам», которые в курсе общего расклада, оформление методических подходов и обозначение их некими «брендовымы» названиями помогает выбрать для себя оптимальное место обучения и подходящих специалистов-йогатичеров.

Ну, и кроме всего прочего, мне кажется, что прикрываться рассказками о том, что «я преподаю обычную индийскую йогу» или «классическую йогу» — просто некрасиво и некорректно. В первую очередь — по отношению к этой самой «обычной» и «классической». Это где это кто видел «просто обычную индийскую» или «классическую»? В Москве-то, в зале Федерации? Или может, в фитнес-центре в Мытищах? Или в Тюмени в спортклубе нефтяников? А может, в Крыму в гламурном «Пальмира Паласе»? Не смешно… Кому она там нужна — просто обычная индийская в ее «натуральном» варианте или классическая, подразумевающая то же самое?

Оппа, кажется, мне уже не кажется… Пока я писал предыдущие несколько предложений, «кажется» переросло в «уверен в том», что в любом случае корректнее обозначить свой подход, а не пудрить людям мозги якобы классицизмом и заведомо невозможной в наших условиях аутентичностью. Ты в любом случае преподаёшь то, что ТЫ вынес из СВОЕГО обучения, чему бы тебя ни учили. Не будь неблагодарной свиньёй, возьми НА СЕБЯ ответственность за СВОЮ работу, не сваливай её на тех, у кого непосредственно учился, на неких абстрактных «древних йогинов», «достопочтеннных Гуру» и «великих Учителей». Кстати, самый высокий травматизм, как это ни странно, не в йоге23 — у нас наоборот, очень приличная общеразвивающая, реабилитационная и терапевтическая эффективность. Хотя, в отличие от «классиков», мы не трындим об этом на каждом углу, не ведёмся на обвинительные провокации «традиционных гонщиков» и «неоклассиков» и не заваливаем интернет «благодарными отзывами пользователей», хотя могли бы — отзывов таких более чем достаточно.. Реально очень высокий травматизм — в некоторых «условно классических» методиках. Условно — потому что, при всей своей «классичности» и причастности к национальным пра-истокам, на самом деле они в лучшем случае формировались в 60х-90х годах XX столетия… Впрочем, пальцами тыкать я не склонен, поэтому замнем для ясности…"
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Kargopolov

В этой статье Андрей Сидерский совершенно справедливо критикует московского йогатичера Виктора Бойко. Он вполне убедительно и аргументированно доказывает несостоятельность претензий Виктора Бойко на "классическую Йогу".

Также современную Хатха-йогу часто критикуют за её откровенно коммерческий, меркантильный характер. Такое и в самом деле часто имеет место. Однако, главное - не то, является ли данная школа Йоги коммерческой, главное - совсем другое. А именно, имеется ли в той системе, которой обучают, полноценная и вменяемая биоэнергетическая теория? Увы, в индийской Йоге её нет. Нет ни микрокосмической орбиты, ни двенадцати парных энергетических каналов (то, что имеется в китайской биоэнергетике). Нет и учения о даосском и обратном круге, которое даётся в моей Школе.
Далее, в современной Йоге нет ни полноценной дыхательной практики, ни полноценного понимания медитации, ни удовлетворительной методики занятий.

Почитайте главу о Хатха йоге в моей книге, там всё разъяснено.
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/56-2114.html
Путь без иллюзий, том 2-й, часть 1,, глава 14 "Хатха - Йога и духовное развитие".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Материал взят из форума "Этика йоги" сайта realyoga.ru

Московский йогатичер Виктор Бойко, обсуждая тему "Осознанность в быту", пишет следующее:
"Господа, не умножайте сущности без необходимости.
Непрерывная осознанность в быту превращает человека в животное, ибо устраняет процесс мышления, как таковой."
И далее:
" ... если человек становится созерцателем и не мыслит (тормозит ум) более чем на половину времени бодрствования, начинается что? Правильно - деградация. ума, интеллекта и личности, как таковой.
Что будет с телом субъекта, если большую часть суток он будет пребывать в физической неподвижности? Возникает мышечная дистрофия, которая через какой-то критический промежуток времени становится необратимой.
Что будет, если большую часть суток человек, находясь в сознании, будет не мыслить?
Правильно, через какое-то время он впадет в слабоумие, поскольку интеллект и мышление, как и тело, для своего благополучного состояния требуют постоянного использования, действия, эволюционно являющегося атрибутом нормального функционирования психоэмоциональной сферы. Юз ит о луз ит.
Постоянное пребывание в текущем моменте блокирует обычный способ мышления и ведет к состоянию каштха - чурбана, кретинизму. А не к каким-то вершинам духа, как считает недоразвитая прослойка любителей эзотерики, погрязшая в словесных играх.
Таково мое ИМХО. "
Сайт Реал-Йога Виктора Бойко является самым посещаемым сайтом по Йоге в России. Большое число практикующих почитают В. Бойко как несомненного авторитета в области "классической" йоги. Однако, как оказывается, у знаменитого йогатичера полностью отсутствует понимание фундаментальных вещей, без которых подлинная Йога подменяется её физкультурной имитацией.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Kargopolov

Материал взят с сайта Реал Йога, автор Asaman

Заголовок сообщения: Камень преткновения в ЙОГЕ - нехватка знаний о человеке .
В общем, друзья мои, чувствую огромную нехватку информации. Все-таки йога не дает полного информационного базиса, ее описания в какой-то степени абстрактны, она в этом смысле становится лишь только направляющей, да и то, смысл этих ступеней тоже не однозначен и в сознании каждый практикующий может представлять их по своему, а значит будет и результат у каждого свой, что говорит о том, что каждый из них где-то исказил правильный ход проведения практики. Т.е. малейшая неточность в практике одной какой-либо ступени автоматически искажает и дальнейшее продвижение. В итоге человек не приходит к желаемой и заданной цели и все попытки на ее достижения постоянно оказываются тщетными и поэтому человек бросает занятие по своему развитию, ссылаясь на неэффективность практики или на свою силу воли. На самом деле причина в корне, это не искажение практики, а это то, что стало причиной искажения - отсутствие знаний о глубинных процессах своего организма и работе сознания. Т.е. нужна соответствующая информация в литературе и уже одновременно с ней необходимо работать по своему развитию закрепляя теорию с практикой. Остается вопрос только в том - где раздобыть такую литературу?
Я думаю эта тема актуальна. Поэтому поможем друг другу в поиске подходящей литературы, я бы даже сказал редкой и даже, чуть ли не засекреченной литературы. Т.е. не нужно обычной классической, этого просто изобилие и в интернете и на прилавках рынков, они все поверхностные, а нужно нечто необычное, глубокое и детальное, конкретное. Такие знания придадут силы и уверенности в том, что ты идешь по правильному пути и сомнения в практиках исчезнут и ты будешь знать, что знаешь, именно знаешь, как достичь желаемой цели и любого уровня совершенства, поскольку разбираешься как никто другой в механизмах своего сознания как могли в этом разбираться те йоги-учителя чьи практики мы теперь видим из классических книг по йоге и которым пытаемся следовать.
Да поможем друг другу пройти этот путь!
Мой комментарий (ВМ):
На мой взгляд, автор сообщения, что называется, зрит в корень. Действительно, камнем преткновения в современной Йоге является ужасающий дефицит знаний о человеке, о его энергосистеме и её устроении, о сознании человека, о фундаментальных методах работы с энергией и сознанием ( то, что у нас называется ЭМП - энергомедитативная практика). А ещё полное нежелание научиться чему -либо стоящему. Автора этой заметки на форуме В.Бойко всячески обругали и опустили "ниже плинтуса". А ведь он совершенно прав!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Гело

Андрей Сидерский «Хатха-йога как технология интегрального тренинга»(Концептуальный очерк).
Хатха-йога не есть Путь, ибо не коим образом не ведет к развитию сердечности. Хатха-йога не имеет Сердца. Всякий же Путь без Сердца не есть истинный Путь. Хатха-йога есть технология интегрального совершенствования комплекса инструментов, посредством использования которых осознающее существо движется по Пути осознания. То куда оно движется и зачем, определяется его индивидуальным выбором и никак от практики хатха-йоги не зависит.

Последовательная корректная практика хатха-йоги приводит к накоплению и концентрации огромного количества энергии на всех уровнях энергетической структуры человеческого существа. "Застойная консервация" этой энергии разрушительна. Энергия накапливается и концентрируется для того, чтобы быть использованной. Поток жизни - поток непрерывно происходящих с нами изменений. Чем больше в нашем распоряжении энергии, тем значительнее изменения. То, изменяемся мы в направлении развития, свободы и осознания или же в направлении деградации, закрепощения и автоматизма, зависит не от количества энергии, имеющейся в наличии в системе нашей энергетической структуры, и даже не от того, в какой степени процессы ее перераспределения подконтрольны нашей воле, а прежде всего от того, куда и как мы эту энергию вкладываем или не вкладываем в процессе проживания своей личной судьбы.

Обусловленная практикой концентрация энергии в структуре человеческого существа приводит к усилению всех ее свойств. Все проявления человека приобретают гипертрофированный характер. Хатха-йогин внутри себя сталкивается с самим собой - таким, какой он есть, со всеми своими достоинствами, недостатками и проблемами - но "усиленным" во много раз по сравнению с состоянием обычного среднего человека, хатха-йогу не практикующего.

И то, что он с таким собою будет делать - сумеет ли совладать с животным автоматизмом в себе и развить качества осознающего существа - зависит от его способности трезво и отрешенно взглянуть на самого себя, отделить в себе человеческое от звериного и сознательно перераспределить энергию так, чтобы вложение ее в процесс жизни - в процесс продвижения по Пути - привело не к деградации, а к развитию - эволюционному движению сознания от животного состояния к собственно человеческому. Это - битва, ибо таков ультимативный вызов, который решается бросить самому себе тот, кто вступает на тропу хатха-йоги.

Опасность деградации велика - в нас еще слишком сильны могущественные животные ментальные программы, выражающиеся во множестве обуревающих нас противоречивых желаний. Предельная отрешенность и полнота контроля необходимы для того, чтобы с ними совладать. Хатха-йога дает и контроль, и отрешенность. Но это - жестокий контроль безупречно отлаженного механизма и холодная равнодушная отрешенность вышедшего на охоту хищника.

Чтобы использовать их "наоборот" - для избавления себя от диктата сидящего в каждом из нас зверя, нужно что-то еще. Это "что-то еще" - самое главное, то, что превращает нашу жизнь в Путь. Я назову это самое главное "что-то еще" Сердцем или Любовью, ибо другие слова для обозначения ЭТОГО мне не известны. Точно так же, как не известно мне, откуда ЭТО берется и на что похоже… Просто возникает и оказывается существующим и не поддающимся ни выражению, ни описанию какими бы то ни было средствами.

Итак, хатха-йога не есть Путь, но лишь технология обеспечения нашего продвижения по Пути отрешенно и безупречно контролируемой энергией. То, на что мы потратим эту энергию, не зависит от тренировочных алгоритмов хатха-йоги. Это зависит только от того выбора самих себя, который мы делаем в каждое мгновение своей жизни. Используя энергию и уровень владения информацией о сущности устройства Мира, даваемые практикой хатха-йоги, каждый их нас может с одинаковым успехом как на десятилетия сохранить силу и молодость, так и прикончить себя в течение нескольких месяцев, как превратиться в полностью осознающего себя свободного бога, так и стать скованным "встроенными" ментальными программами до состояния зомби-автоматизма жестоким самодовольным похотливым животным, обладающим чудовищными силами и способным разрушить любые преграды на пути к реализации желаний и страстей, "надиктованных" ему "поставщиками" программ.

Это - крайности, для их достижения успешность практики хатха-йоги должна быть максимальной. Между ними - весьма богатый спектр состояний. Где на этой шкале окажемся мы, полностью зависит от того, в какой степени в своем ежесекундном выборе самих себя мы сверяемся с Сердцем нашего жизненного Пути, и вообще, является наша жизнь Путем или это просто равнодушное прозябание в ожидании смерти, то есть имеется ли в ней Сердце как таковое.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Kargopolov

М-да... У Сидерского - Сердце, у В. Бойко - Единое, у Кришнамурти - Любовь. И всё это используется как окончательное объяснение, к сожалению, на самом деле ничего не объясняющее. Как, с неподражаемой интонацией говаривал один мой давний знакомый, большой циник и приколист, "непонятно, но волнует".

Одно из моих любимейших высказываний - это слова Б.Г. Ананьева: "Ценность абстракции определяется возможностью её конкретизации". К сожалению, такой возможности у Андрея Сидерского я не просматриваю. Причиной тому - отсутствие полноценных знаний по биоэнергетике человека, отсутствие полноценных знаний по теории и практике медитации, вообще неправильный подход к медитации и работе с сознанием и, ясное дело, отсутствие надлежащего личного опыта энергомедитативной практики. Он - Хатха Йог и этим всё сказано.

В вышеприведенной статье Сидерский пишет:
Хатха-йога есть технология интегрального совершенствования комплекса инструментов, посредством использования которых осознающее существо движется по Пути осознания.
Извините, но это совершенно неверно. Это - несомненное заблуждение. На самом деле "осознающее существо движется по Пути осознания" не с помощью Хатха-Йоги, а посредством медитативной практики. Прежде всего, посредством медитации свободного осознания, которая в Йога-Сутре Патанджали носит название Нирбиджа Самадхи.
Как сказано в классическом трактате "Хатха Йога Прадипика":
«Без Раджа-йоги практика Асан, Мудр и Пранаямы становится бесплодной и бессмысленной» (часть II, афоризм 119).
«Многие практикуют только Хатха-йогу без Раджа-йоги. Думаю, что их практика не даст плодов» (часть IV, афоризм 78).
«Всё в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги» (часть IV, афоризм 102).
Но, надо сказать, что А. Сидерский, в отличие от "психолита" Виктора Бойко, человек живой, находящийся в постоянном творческом поиске. Его "неклассический" подход к Йоге, на самом деле намного ближе к духу истинной Йоги, чем мёртворождённая псевдоклассика московского мэтра. А как он (А. Сидерский) свои комплексы асан делает! Любо-дорого посмотреть. И, в отличие от Бойко, начал выходить на работу с энергией, даже обучает в своей Школе комплексу цигун.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

А вот выдержка из поста Neo на форуме сайта Виктора Бойко:
"Меня немного смущают слова про стройные концепции, рациональность и некую "научность" подхода Бойко к йоге. После чтения книги Бойко создается некий имидж "солидной" строгой наукообразной концепции, "классической", так сказать, йоги.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что строгость и научность идеи (теории) не достигается наукообразным лексиконом. А достигается она проверкой экспериментом. В случае теорий Бойко (как и других концепций йоги) строгая такая проверка сильно затруднена.

В связи с этим, все теории и концепции йоги совершенно спекулятивны (в крайнем случае есть "anecdotal evidence" (чёрт его знает, как это по-русски будет, но во всяком случае
научным доказательством множество положительных примеров не считается). В этом смысле, концепции йоги мало друг от друга отличаются, и "острая" критика метода Айенгара,
к примеру, или Лаппы и Сидерского со стороны Бойко безосновательна."
Действительно, использование множества научных терминов и умных слов у неискушённого читателя автоматически вызывает уважение и принятие автора как авторитета в этой области. То, что при чтении ничего не проясняется по сути поднимаемых проблем, а напротив, возникает много "непоняток", ещё более подпитывает уважение к автору. Чем непонятнее и заумнее, тем большей мудростью наделяется автор. А читателям и невдомёк, что король то голый!

И всё -то в йоге должно быть научно объяснено. :D Но ведь, заметьте, все великие достижения Йоги получены в донаучное время. А кроме того, современная наука отвергает то, что является основой традиционной Йоги (не "классической" ибо это слово напрочь испорчено Виктором Бойко).

"Классическая" Йога Виктора Бойко материалистична, тогда как традиционная индийская Йога стоит на фундаменте идеалистической философии Санкхья. Бойко отвергает такие важнейшие понятия Йоги, как энергия - Прана, энергетические каналы Нади, энергетические центры Чакрамы. Как наука, так и "научная" йога Бойко также отвергают учение о перевоплощениях и закон кармы.

Так что тот псевдойогический новодел, который предлагает московский йогатичер В. Бойко никаого отношения к аутентичной традиционной индийской Йоге не имеет. Что напрочь не понимается широкой публикой, особенно молодёжью, преисполненной энтузиазма, но, увы, крайне невежественной в этих вопросах.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Kargopolov

Вот два высказывания, принадлежащие популярному московскому йогатичеру Виктору Бойко:
"Эзотерика – специфическая форма слабоумия, наукообразный эскапизм, крайне опасный и вредный для любого общества. "
(«Сайт Лотоса», «100 самых популярных вопросов по саморазвитию», интервью В. Бойко).
"Расширение сознания - расхожий штамп типа "закрома Родины". Вроде как в общем понятно, а конкретно - ни фига. Такие определения специально придумывают чтобы с одной стороны - произвести впечатление, с другой - уклониться от конкретики. "
(форум Виктора Бойко)

Мой комментарий:

Позиция этого фитнесс-йога проста как мычание - если я чего-либо не понимаю, то этого и не существует. Типичное для такого личностного типа сочетание повышенной агрессивности (нетерпимости к инакомыслящим) с чувством абсолютной собственной правоты. Также характерно сочетание мотивационной мощи с информационной скудостью и примитивностью проповедуемого учения. Причём эта информационно-познавательная беспомощность компенсаторным образом маскируется большим количеством выученных, но плохо понятых научных терминов.

Наукообразный стиль изложения книги В. Бойко "Йога - искусство коммуникации" совершенно очевидно является своего рода компенсацией отсутствия культуры мышления и должного культурно-образовательного уровня. Человек пишет много-много "умных буков", но если попытаться выделить суть "единственно верной классической йоги" Виктора Бойко, то в сухом остатке имеем две-три куцых и примитивных идеи. Удивительно, но люди на это покупаются.

Именно к такому личностному типу относились средневековые отцы инквизиторы. Страшно подумать, на что способны такие люди, дай им власть. Когда они сталкиваются с мнениями, отличающимися от их собственных (от присущих им сверхценных познавательных навязчивых идей), реакция стандартная - обругать, не стесняясь в выражениях и не представляя серьёзных доводов (ответ идёт скорее на эмоциональном уровне, чем на интеллектуальном), а также запретить, прекратить, наказать. Таким людям, да ещё административный ресурс - и будет один к одному отец инквизитор, блюститель единственно верного учения.

И этот человек гордо именует себя учителем "классической" йоги!