Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

О правильном и ошибочном понимании медитации самонаблюдения.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Tolli

Медитировать можно по разным поводам: как жить в мире с соседом или как живым остаться в катаклизме всей страны. Механизм один: смена самоидентификации. Когда в это заигрываешься, то сознание тем и занято, что только и успевает менять идентификацию. Процесс по своей суть энергозатратный: фокус внимания смещен постоянно в одну область и эта область не нижний даньтань, а значит что и как происходит с энергоподпиткой собственным источником - непонятно. Следовательно ищем альтернативу. Где? Вовне. Расширяем восприятие.Налицо перекос(или наоборот: перекос на лицо ).
Так не пойдет.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Уважаемый Tolli! Должен констатировать тотальное непонимание нашего подхода к медитативной практике.
Во-первых, мы практикуем не фантазийную медитацию, а медитацию осознание. Для такой медитации "повод" (в вашем смысле) - не нужен. Далее, смены одной самоидентификации на другую (порочный круг) - тоже не будет. А будет растворение любых "самоидентификаций", да и вообще любых отождествлений и любых умственных конструкций.

По поводу "энергозатратности" медитации. Эта нелепая идея, вероятно, вычитана из книги В.Бойко "Йога - искусство коммуникации". В определенной степени она справедлива для фантазийной медитации, но никак не для медитации - осознания, для той и другой ее разновидности. Медитация -самонаблюдение, прежде всего, очищает (но и наполняет также, но в меньшей степени), а медитация - присутствие (осознание при открытых глазах) - наполняет энергией. Так что говорить об энергозатратности такого подхода - просто не корректно.
Уважаемый Tolli, прочтите, Бога ради, в порядке ликбеза, во втором томе моей книги главу 4,стр.79 - 101 и главу 5, стр.102-116 и тогда Вам будет ясно, что мы имеем в виду, когда говорим о медитации. Очень жаль, что приходится на полном серьезе обсуждать совершенно очевидные вещи и тратить на это быстротекущее время нашей жизни. Особенно, когда все это уже расписано и дано в моей книге в предельно понятном виде. Может быть есть смысл сначала со всем этим ознакомиться, хотя бы самым поверхностным образом, а уж потом дискутировать? А еще лучше, плюс к тому, хотя бы немного попрактиковать, иначе чтение, без минимального личного опыта медитативной практики. может оказаться бесполезным.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Tolli

...стояние столбом и есть начальный уровень. Впрочем, как и сидячая медитация. Конечно же сугубо ИМХО.
НО БЕЗ ЭТОГО ЭТАПА ДАЛЬШЕ НЕ ПОНЯТЬ КУДА ДВИГАТЬСЯ.
Поэтому признаю его необходимость.
И все же китайские методики более богаты содержанием, чем просто статическая медитация. Фактически до нас дошли лишь боевые стили с использованием элементов цигун и очень мало комплексов динамической регулировки энергетической составляющей тела.
Видимо поэтому и такой подход к пониманию.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Kargopolov

Tolli, стояние столбом, равно как и сидячая медитация самонаблюдение не есть начальный уровень.Это таая практика, которая не относится ни к каким уровням вообще. Это то, чем можно заниматься всю жизнь, бесконечно прогрессируя.
По Патанджали (Йога-Сутра) Нирбиджа-самадхи (безобъектная медитация, она же - медитация свободного осознания) -вообще является самой высшей формой практики.

Всего доброго, ВМ,
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Tolli, Вы утверждаете, что динамическая работа в русле китайских методик "более богата содержанием", чем статическая работа (сидячая медитация). Это очень типичная ошибка тех, кто начинает заниматься китайскими боевыми искусствами и цигун. Как правило они переоценивают динамические комплексы и недооценивают статическую работу. Постепенно, с годами практики, эта ошибка изживается.

На самом деле, столь богатое внешнее разнообразие движений в динамических комплексах сильно затрудняет и ослабляет восприятие самого главного - энергетики нашего тела и содержания нашей психики.

Закономерность такова:

Самое слабое развитие сознания и энергетики дают самые сложные динамические комплексы.
Это воздействие будет намного сильнее, когда выполняется одна и та же простая форма, но в больших объемах, причём выполняется очень медленно, в режиме перетекания, с периодическими остановками и пребыванием в полной неподвижности.

Один китайский мастер цигун, в своей статье, жёстко критикует современных наставников Тай-Цзи Цюань за сведение практики к многократному повторению сложных динамических комплексов и за пренебрежение статическими методами практики. Он пишет:
"Медленное движение лучше, чем быстрое движение, а сохранение неподвижности - лучше, чем медленное движение."
И он абсолютно прав. При этом вовсе не идёт речи об отказе от динамической практики. Речь идёт лишь о недопустимости её переоценки в общей методике занятий.

Необходимо понимание того, что, с точки зрения развития как энергосистемы, так и сознания человека, самое сильное воздействие дает статическая работа. Именно она является и фундаментом, и самой важной практикой на все дальнейшие годы обучения. Так например, в одном из трех классических внутренних стилей, в Синь-и-цюань, обучение начинается с освоения базовой стойки Сань-ти-ши. В дальнейшем, все, кто занимается Синь-и-цюань, от зеленого ученика и до седого патриарха, на протяжении всей жизни практикуют эту форму столбового стояния, не менее, чем по 30-60 мин. ежедневно.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Oleg

Добрый день, Владимир Михайлович!
При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. При попытках растворить-выровнять имеющуюся неоднородность пытаюсь расслабить эту область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше.
При выполнении дыхания обратного круга элементы требующие напряжения (нижние бандхи, задержку дыхания, сжатие кулаков) выполняю в интервале 30-80% max усилия. Несмотря на относительно небольшие нагрузки, происходит переполнение в зоне головы. Периодически приходится устраивать облегчённые тренировки без поджатия живота и сжатия кулаков. За счёт этого происходит относительная “разгрузка”. Медитация присутствия (30-50мин столбового стояния) значительного влияния не оказывает.
Указанные процессы я связываю с физиологической особенностью, которая проявлялась и ранее (провоцирующие причины различны: недосыпание, перенапряжение, переживания), на протяжении многих лет жизни, и является (на мой взгляд) большим сдерживающим фактором развития.
Раньше мне помогала медитация сосредоточения на дан-тяне.
Владимир Михайлович! Буду признателен, если Вы дадите рекомендации по минимизации описанных негативных состояний.
С уважением, Олег.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Kargopolov

Здравствуйте Олег! Вы пишете:
При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. При попытках растворить-выровнять имеющуюся неоднородность пытаюсь расслабить эту область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше.
Ну вот, приехали, опять то же самое. Да не должно быть никаких попыток (и желания!) что-либо "растворять-выравнивать"! Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным непроизвольным вниманием. А у Вас наоборот, внимание следует за Вашим решением что-либо созерцать.

В моей Школе, когда практикующий во время медитации испытывает неприятные (болезненные, дискомфортные) ощущения в собственном теле, либо испытывает наплыв неприятных мыслей и эмоциональных состояний, стандартная инструкция такая. Мысленно скажите себе следующие слова:
"Пусть эти неприятные (болезненные) ощущения (мысли, эиоции, переживания) будут столько, сколько хотят, пусть они будут сколь угодно долго. Я согласен, я принимаю."
И только после этого можно приступать к самонаблюдению. А иначе ничего не получится. Будет только хуже.

Наконец, при правильном подходе к медитации не бывает "получается" или "не получается". Может ли получаться или не получаться прогулка? Мы можем либо пойти на прогулку, либо остаться дома, но "не получиться" прогулка никак не может!.

Опять та же самая фундаментальная ошибка - Вы "делаете" медитацию, между тем, медитация - это не то, что мы делаем, а то, что с нами происходит. Нам нужно только создать необходимые условия и не более того. Нужно просто пребывать с этим неприятным. Просто пребывать с ним, не пытаясь с ним что -то делать. Простое осознанное пребывание с неприятным внутрипсихическим материалом урабатывает и растворяет его само по себе. И об этом вполне подробно говорится в моей книге ПБИ, которую я Вам всё-таки рекомендую прочесть в режиме медленночтения.

Вот полезный для Вас материал, взятый из 1-го тома ПБИ (2-я часть, глава 7):
"Ложным является и представление о том, что я сам совершенствую себя, я сам строю себя, что я главное действующее лицо, главный делатель (субъект) самосовершенствования. Всё это неверно. На самом деле, не я это делаю: моё сознание само развивается по неведомым мне законам. Я же всего лишь создаю для этого развития наилучшие условия и устраняю помехи, подобно тому, как это делает разумный садовник.

Эволюционный процесс расширения и развития сознания сам по себе не порождается практикой медитации. Такой процесс постепенного, неспешного созревания сознания идёт в каждом из нас, знаем мы об этом или нет, практикуем медитацию или нет. С этой точки зрения, во время медитации мы не привносим в самих себя чего-то существенно нового. Всё, что мы делаем, - это убираем помехи и создаём наиболее благоприятные условия для самоестественного процесса роста и развития сознания. Главная помеха - это мы сами, наше личностное Я со всеми его проектами и амбициями, с беличьим колесом нашей психики, нашего ума. Правильная медитация заключается не в том, чтобы мы, сидя в лодке, гребли изо всех сил к намеченной нами цели. Нет, правильная медитация - это не вздувшиеся жилы и обильное потоотделение. Это совершенно иная вещь, которую можно определить как тонкую настройку. Это подобно тому, как мы выводим нашу лодку на стремнину, на самую середину реки, туда, где самое сильное и мощное течение. Дальше нам не о чем заботиться, не надо грести изо всех сил, нужно только сохранять пребывание в центре, пребывание на стремнине. Течение само нас понесёт, оно мощнее и мудрее нас. Надо только сохранять позицию посередине реки - и она понесёт нас с такой скоростью, о которой мы и мечтать не могли бы, если бы полагались исключительно на собственную силу. Более того, течение влечёт нас именно туда, куда должно, а не туда, куда мы сами выбираем. Следует знать, что любой наш выбор будет ущербным и ошибочным. Только течение совершенно в мудрости своего русла, в выборе своего Пути. Такова правильная медитация. В вашей медитации должно быть великое доверие как к самому себе, так и к жизни. В противном случае она не сможет быть эффективной.

В то же время не следует впадать и в другую крайность, в иллюзию, что медитация происходит сама собою и от нас вообще ничего не требуется. Это не так. Подлинная медитация осуществляется согласно китайскому принципу "вэй увэй" – действовать недеянием. Другими словами, она представляет собою парадоксальное сочетание спонтанности и контроля, пассивного принятия разворачивающегося процесса и активного контроля за его правильным ходом.

Рассмотрим с этой точки зрения приведенный выше пример с лодкой на стремнине.
С одной стороны, мы не гребем, нас несет течение реки. Это иньский аспект процесса медитации, аспект недеяния. С другой стороны, во-первых, нам потребовались начальные усилия, чтобы вывести лодку на середину реки, туда, где самое сильное течение. Во-вторых, когда мы уже находимся на стрежне, нам необходима постоянная бдительность, чтобы всякий раз, когда лодка уходит в сторону (когда мы теряем центральное медитативное состояние), мы могли вновь вернуть ее на середину реки. А для этого нам потребуется подрулить и даже подгрести. Это будет уже янский аспект процесса медитации, аспект деяния. Таким образом, в едином процессе совмещаются пассивное принятие и активный контроль. Метафорически выражаясь, правильная медитация – это не работа гребца (вздувшиеся жилы и обильное потоотделение), а работа рулевого, сочетающая в себе бдительное внимание к процессу и искусство тонкой настройки. В основе правильной медитации всегда лежит доверие к самоестественному процессу и сотрудничество с ним, но никоим образом не абсолютная пассивность.

У Милтона Эриксона, замечательного американского психотерапевта есть история, которая является прекрасной иллюстрацией к тому, какой должна быть правильная медитация-самонаблюдение. Это не выдуманная история, а то, что в самом деле случилось в жизни самого Эриксона, когда он был молодым человеком и жил на ферме своего отца.
Однажды во двор его дома забрела чужая лошадь. Не было никаких особых примет, по которым её можно было опознать, чтобы вернуть хозяевам. Тогда Эриксон сделал следующее. Он сел на неё верхом, выехал за ворота и опустил поводья, предоставив лошади самой выбирать себе дорогу. Лошадь постояла, подумала, затем развернулась и потрусила по дороге. Молодой Эриксон вмешивался только тогда, когда лошадь сходила с дороги, чтобы попастись или побродить по полям. Когда, наконец, лошадь пришла во двор фермера, жившего в нескольких милях пути, тот спросил Эриксона:
– Молодой человек, как вы узнали, что это наша лошадь?
Тот ответил:
– Я этого не знал, зато лошадь знала. Всё, что мне нужно было сделать, это предоставить ей свободу выбора пути, и не давать сойти с дороги.

На мой взгляд, эта история является наилучшим руководством для правильной медитации и вполне заслуживает того, чтобы стать классикой Дзен-буддизма. Однако читать ее следует вдумчиво и внимательно. Хочу обратить внимание читателя на то, что в этой истории лошади не предоставляется абсолютная свобода. Пока она движется по дороге, по отношению к ней осуществляется недеяние, пассивное сотрудничество на основе доверия к самоестественно разворачивающемуся процессу. Но когда лошадь пытается уйти с дороги, чтобы попастись на полях, всадник немедленно осуществляет активное вмешательство, возвращая лошадь на дорогу. Этому соответствует возвращение в центральное медитативное состояние после отвлечения внимания. Здесь мы снова приходим к великому китайскому правилу "вэй увэй" – действовать недеянием."
Уважаемый Олег! Ситуация с Вашей практикой такова, что никакие заочные объяснения не помогают. Ваша практика по-прежнему носит насильственный характер, тогда как требуется простое невмешивающееся созерцание.
В Вашей медитации слишком много Вас самого, выступающего в качесве активного делателя медитации. Базовая, фундаментальная установка на медитацию совершенно ошибочна.

Интересно, что всё уже давным-давно разъяснено. Причём за дурака я Вас не держу, напротив считаю вполне разумным человеком. Однако в данном случае разумность не спасает. Советую Вам читать эти мои разъяснения многократно и в режиме медленночтения. У людей часто возникает иллюзия понимания, когда на самом деле таковое отсутствует. Можно некий текст даже выучить наизусть, но понимание всё равно будет отсутствовать (я это называю "магнитофонным" умом).

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#8
Kargopolov

Вдогонку для Олега.

Фишка в том, что созерцание должно быть спокойным, мягким и безмятежным. А Вы его своей сверхстарательностью просто убиваете. В свою медитацию Вы привносите слишком много напряжения. К тому же Вы активно боретесь с нежелательным, пытаясь от него избавиться. Да не бороться надо, а сказать себе "Пусть этот зажим, это напряжение, этот дискомфорт, эта боль и т.п. будут столько, сколько они хотят. Я согласен, я принимаю." А дальше просто всё это созерцать. Борьба - это форма сотрудничества. Если во время медитации Вы с чем-то боретесь, то Вы это усиливаете, подпитывая и вскармливая собственной энергией. Заметьте какой внутренний дискомфорт и протест вызывают у Вас эти слова (я имею в виду Вашу внутреннююю реакцию, а не чисто умственное согласие с правильными тезисами).

Не упустите важного! Я сейчас дал Вам вполне конкретную технику.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Amigo

Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным непроизвольным вниманием.
Спасибо Вам огромное, Владимир Михайлович, за эту цитату! Лично у меня есть такое при переходе от созерцания мыслей к созерцанию ощущений физ. тела - делал насильно, путанно. Ваша мысль как раз оказалась кстати.

С уважением, Саша.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#10
Oleg

Владимир Михайлович! Большое спасибо за Ваш Труд!
mr_Hriublin! Спасибо!
amigos! Благодарю Вас за предыдущий пост предназначенный мне!
Из-за скудности словарного запаса не могу толком выразить свою признательность!
Есть что переваривать, причем похоже на длительное время.

С уважением, Олег!
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Макс

Вот, прошло четыре года с начала практики, всё больше стал проявляться прогресс и теперь стало получаться более эффективное растворение блокировок в положении сидя.
Что интересно, в практике очень хорошо помогают формулировки типа: "я", "я есть", "я есть сейчас", "я присутствую сейчас".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#12
Kargopolov

Во время медитации можно, если есть такое желание, пользоваться формулировками, активизирующими осознанность (я есмь, я существую, я здесь, я в настоящем моменте и т.п.). Только нельзя добавлять "я есть то-то и то-то", любые свойства и признаки - это уже будет качественный скачок от медитации самосозерцания (осознания себя, самонаблюдения) к неприемлемой для нас фантазийной медитации. В частности, именно в этом состоит ошибка "волевой медитации" по Олегу Бахтиярову. У него уже "Я есть воля". Переход от "я есть" к "я есть воля (любовь, добро, чистота, пустота и т.п.) означает немедленную деградацию медитативной практики и перевод её на уровень фантазийной медитации.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Макс

Большое спасибо за ответы, Владимир Михайлович!

Kargopolov написал:
По поводу соседей лучше не зацикливаться, не то можно довести себя до паранойи. Просто побольше практиковать сидячую медитацию.
Да, сидячая медитация намного проще и естественнее, чем в положении лёжа, буду продолжать, куда же я денусь-то...

Владимир Михайлович, если возможно, проясните, пожалуйста один момент. Если я нахожусь более-менее "в моменте", то иногда возникает мысль, ощущение, что некоторые мысли и образы, проходя через это "сейчас", уходят за границы сознания слишком быстро, как бы "недоосознанными". Надо ли за них цепляться, доосознавать или оставлять всё как есть? Не будет ли это порождать кучи недоосознанного мусора, если так можно выразиться?
И насколько жёсткими должны быть границы и пространство этого "сейчас"?
И ещё, Р.И. Попов, также известный под псевдонимом "С.Д. Джагдиш", упоминал схожую технику, которая формулируется как: "жить с моментом сейчас, осознавать, наблюдать свой ум и вспоминать себя в каждый момент". Как Вы полагаете, "вспоминать себя в каждый момент" будет ли иметь пользу?

Что-то я вопросов поназадавал, что и семеро мудрецов не разберутся...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#14
Kargopolov

Вы пишете:
"... иногда возникает мысль, ощущение, что некоторые мысли и образы, проходя через это "сейчас", уходят за границы сознания слишком быстро, как бы "недоосознанными". Надо ли за них цепляться, доосознавать или оставлять всё как есть? Не будет ли это порождать кучи недоосознанного мусора, если так можно выразиться?"
Желание "осознать всё до самого конца" сродни с желанием "всё выкакать до конца" (есть у меня такой пример в книге). Оно глубоко ошибочно и вредно. Что есть в поле актуального сознания, то и осознаём. Ничего не отбрасываем и ничего не пытаемся задержать, ничего не отвергаем, но и ни за что не цепляемся. Отнаблюдайте свою глубоко ошибочную потребность отнаблюдать непременно до конца. Годик-другой практики и Вы посмеётесь над своей наивностью (а вот тут надо отнаблюдать и свою обидчивость).

Цитата из моей книги "Путь без иллюзий":
В своё время мне довелось работать в психиатрической больнице в качестве медицинского психолога. Вспоминаю одного из наших пациентов - молодого человека, больного шизофренией. Это был интеллектуально очень одарённый человек: успешно учился одновременно в двух высших учебных заведениях, замечательно играл в шахматы (мне довелось сыграть с ним партию и я был разбит в пух и прах). Так вот, этот молодой человек часами(!) сидел в туалете на стульчаке и медсёстрам приходилось выгонять его оттуда швабрами. На физиологическом уровне никаких особых проблем с дефекацией у него не было. Проблемы были на уровне психологическом. Оказывается, ему непременно нужно было всё "выкакать до конца", а поскольку довольно трудно иметь уверенность в полном и абсолютном завершении данного процесса, бедолага обрёк себя на безвылазное многочасовое сидение в туалете.

Таков и наш ум, дай только ему волю. Чем более он логичен, тем более шизофреничен, ему тоже надо "всё выкакать до конца".
Вы пишете:
"Не будет ли это порождать кучи недоосознанного мусора, если так можно выразиться?"
Ну что Вам ответить? Полное непонимание сути процесса. Ну как, скажите на милость, практика осознания - самонаблюдения может порождать кучи неосознанного мусора?!

Практический совет: просто практикуйте и всякий раз, когда появляются подобные вопросы, необходимо само желание их задавать сделать объектом осознания. Естественно, при этом, первым делом нужно мысленно сказать себе: " Я отказываюсь искать ответы на эти вопросы, я наблюдаю само желание их задавать".

На метафорическом уровне самонаблюдение похоже на процесс сжигания на костре всевозможного мусора (бумаги, тряпки, старые ящики, палки всякие, сухие ветки и т.п.). Не надо носиться со своими "ценными " и "значимыми" мыслями (сверхценными идеями) наподобин того, как в мультфильме "Ледниковый период" саблезубая белка носилась со своим драгоценным жолудем. :D
Что бы Вам в голву не являлось, всё это следует отправлять в огонь. Всё без исключения. Главная установка во время практики медитации самонаблюдения - И эти палки тоже в огонь!

К сожалению, я должен констатировать, что настоящей медитации самонаблюдения у Вас нет. Вместо неё Вы раскручиваете мысли о том, правильно ли я медитирую и т.п. , задаёте себе различные вопросы и пытаетесь дать на них ответы. Но медитация - это не-ум, не мышление. Там где имеется задавание вопросов и поиск ответов, там уже нет никакой медитации, а раскручивание на полную катушку мышления.

Я надеюсь Вам всё понятно. Если Вы захотите ещё о чём-то меня спросить по медитации, то это будет означать, что Вы меня просто не услышали, я на них отвечу точно так же - отнаблюдайте само желание задавать вопросы. Уверяю Вас, оно патологично, оно идёт от ума, желающего продолжать своё функционирование, вновь и вновь задавая вопросы. Это не значит, что никто не имеет права задавать мне вопросы. Другие люди - вполне могут спрашивать, возможно и Ваши вопросы через полгода-год правильной практики (сейчас её нет), тоже будут правомерны и уместны. Но не сейчас. Разрешить Вам продолжать задавать вопросы в том же духе - значит потакать неправильной установке относительно Вашей медитации.
У Вас сейчас есть прекрасный шанс понять нечто важное о медитации, что до сих пор Вами не было понято.

Что касается того, нужно ли "вспоминать себя в каждый момент", то ответ на этот вопрос Вы найдёте во втором томе ПБИ (часть 1, глава "Сохранение осознанности в повседневной жизни").
Было бы очень хорошо, просто замечательно, если бы Вы, прежде чем забрасывать меня нескончаемыми вопросами, сначала внимательно прочли мою книгу.

Успехов! ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#15
Mike. net

Здравствуйте Владимир Михайлович, нормально ли что во время медитации самонаблюдения у меня не возникает никаких воспоминаний или мыслей о текущих проблемах, о будущем и т д, т.е. когда я сажусь в медитацию я как-будто отключаюсь от всего? Не является ли это показателем ошибочного выполнения самонаблюдения? В медитации ощущается только дискомфорт в грудном отделе позвоночника и вместе с тем иногда сильная раздражительность, гнев, разочарованность во всем, в том числе в самой практике, возникает озабоченность не трачу ли я напрасно свое время итд. Когда возникает такое состояние очень сложно его принимать, стоит ли через силу продолжать в таком случае или это все же вместо растворения блокировки будет борьбой и только ее усилит? Как ощутить ту грань между принятием боли и борьбой с ней?
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Kargopolov

Вы пишете:
когда я сажусь в медитацию я как-будто отключаюсь от всего?
А далее пишете:
В медитации ощущается только дискомфорт в грудном отделе позвоночника и вместе с тем иногда сильная раздражительность, гнев, разочарованность во всем, в том числе в самой практике, возникает озабоченность не трачу ли я напрасно свое время и тд.
Нетрудно увидеть. что Вы отнюдь не отключаетесь от всего. А что же тогда такое упоминаемый Вами
"дискомфорт в грудном отделе позвоночника и вместе с тем иногда сильная раздражительность, гнев, разочарованность во всем, в том числе в самой практике, возникает озабоченность не трачу ли я напрасно свое время и тд."
Что это, как не тот самый материал (причём весьма обильный), который Вы и должны сделать объеком своего наблюдения? Но Вы полагаете, что это "только", это "всего лишь", Другими словами, это некая досадная помеха, но совсем не то, что Вы ожидали увидеть и не то, что Вам нужно. Ну не глупо ли? На самом деле это и есть тот самый внутрипсихический материал , который наличествует в Вашем сознании, с которым Вам и надо "работать" и который Вам надлежит спокойно отнаблюдать. Это и дискомфорт в теле, и раздражительность, и разочарованность в практике, и озабоченность "не трачу ли я напрасно своё время" и т. д. Ум переполнен, а Вам, оказывается, наблюдать нечего! :D

Могу лишь повторить то, что писал неоднократно:

В медитации самонаблюдения ничего такого особенного делать не надо. Ваша ошибка в том, что Вы пытаетесь. сидя с закрытыми глазами, что-то делать с собою и своей психикой.. Между тем сутью медитации является неделание ума. Вы же усложняете эту, очень простую и бесхитростную практику, которая состоит в спокойном созерцании всего что есть., в том числе и своих множественных сомнений по поводу своей медитации и своих попыток оптимизировать свою медитацию. Однако там оптимизировать нечего. Надо просто сидеть и созерцать себя. Любая оптимизация -это опять работа ума. А это уже не медитация, ибо медитация - это не-ум, не думание и не попытка удалить мысли. В медитации мы их не удаляем, мы их созерцаем.

Уже сто раз это описано. Но почему Вы не читаете руководство к медитации, так, как следует читать методические материалы - в режиме медленночтения и неоднократного прочтения, с остановками и осмыслением прочитанного?
Извините, но Вы сильно переоцениваете свою способность к усвоению методической информации по технике выполнения медитации. Просмотрел по диагонали - и уже всё понял. :D А на деле, оказывается, нет, не понял. Оказывается нужно читать медленно, периодически останавливаться для обдумывания и вообще очень стараться усвоить то, что дано в тексте.

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
DB

Вопрос к Владимиру Михайловичу (ну и ко всем тем кто найдёт тему интересной, конечно).
Встретил у Ошо описание вот такого метода медитации, в принципе, как мне показалось, это та же медитация-осознание, но с небольшими дополнениями:
Древний Золотой Ключ
Существуют тысячи методов погружения в медитацию, но на их фоне особенно выделяется випассана; подобно тому, как Гаутама Будда выделяется своим неповторимым своеобразием среди тысяч других мистиков. Во многом он стал уникальным, во многом он сделал для человечества больше, чем кто-либо другой. Во многом его поиск истины отличался большей искренностью, большей подлинностью, чем у кого-нибудь другого.
Гаутама Будда стал просветленным именно благодаря медитации. Само слово "випассана" с пали - языка, на котором говорил Будда, - переводится... дословно переводится как "взгляд", а его метафорическое значение - наблюдать, свидетельствовать.
Гаутама Будда избрал такую медитацию, которую можно назвать основополагающей. Все другие медитации - это лишь различные формы наблюдения, однако в любой медитации наблюдение представляет собой основную часть, без него нельзя обойтись. Будда опустил всё и оставил только основную ее часть - наблюдение.

В наблюдении есть три шага. У Будды вполне научный подход. Он начинает с тела, ибо тело наблюдать легче всего.
Легко наблюдать, как двигается моя рука, как она поднимается. Я могу наблюдать себя идущим по дороге, я могу вести наблюдение за каждым своим шагом. Я могу вести наблюдение за тем, как я ем.
Итак, прежде всего в випассане мы наблюдаем за движениями тела, это самый простой шаг. Любой научный метод всегда начинается с элементарного.
Наблюдая за телом, ты с восхищением откроешь для себя новые ощущения. Наблюдая за движениями своей руки осознанно, внимательно, освободившись от сна, ты почувствуешь некую грациозность и тишину в руке. Можно совершать движение и без наблюдения, но в этом случае она будет двигаться быстрее и потеряет грациозность.
Будда двигался очень медленно; его часто спрашивали, почему он так медленно ходит. Он отвечал "Это часть моей медитации: всегда ходить так, будто идешь зимой через холодный ручей... медленно, осторожно, ведь вода очень холодная, нужно следить за каждым своим шагом, чтобы не наступить на скользкий камень".

Метод остается тем же, только с каждым шагом меняется объект. Вторым шагом является наблюдение за умом. Теперь ты переходишь в более тонкий мир, мир твоих мыслей. Если ты смог вести наблюдение за своим телом со стороны, то наблюдение за мыслями не составит особого труда.
Мысли - это невидимые волны, электронные волны, радиоволны, но они так же материальны, как и тело. Они невидимы, как невидим сам воздух, но воздух так же материален, как и камень; это же касается и твоих мыслей они материальны, но невидимы.
Это второй, средний шаг медитации. Ты движешься к неразличимому, но все же материальному - наблюдению за своими мыслями. Есть только одно условие: не разрешается высказывать свое мнение, судить. Не суди, ибо, как только человек начинает судить, он сразу забывает о наблюдении.
В том, что я выступаю против высказывания суждений о происходящем, нет ничего противоречивого. Причина, по которой оценки запрещены, заключается в следующем: как только человек начинает что-то оценивать, например "Это хорошая мысль", "Это плохая мысль", - на это время он перестает вести наблюдение. Он начинает мыслить, он вовлекается в процесс мышления. Он не смог оставаться отрешенным, стоя на обочине и наблюдая за движением.
Не становись участником происходящего вокруг тебя; это касается и похвалы, и хулы; не нужно отвлекаться на приходящие мысли.
Наблюдай за своими мыслями, как за несущимися в небе облаками. Не давай своих оценок этим облакам: эта туча выглядит очень угрожающе, а это белое облако выглядит чудесно. Облака остаются облаками: они не хорошие и не плохие, они - облака. То же самое относится и к мыслям - маленьким волнам, проходящим через твой ум.
Наблюдай безучастно, и тебя ждут еще большие сюрпризы. Когда наблюдение наберет силу, мысли начнут постепенно иссякать. Пропорция абсолютно одинакова: если наблюдение составит пятьдесят процентов, то и мысли пропадут на пятьдесят процентов. Если наблюдение составит шестьдесят процентов, то у тебя останется лишь сорок процентов мыслей. Если ты превратишься в девяносто девять процентов чистого наблюдения, то очень редко проскочит какая-то шальная мысль, всего лишь один процент проедет по дороге, движение практически прекратилось. Час пик, а на дороге ни одной машины.
Когда ты освободишь свой разум от суждений на сто процентов, когда ты станешь чистым наблюдателем, ты станешь просто зеркалом, ведь зеркало никогда не дает оценок. Зеркало не шарахается, когда в него смотрит уродливая женщина. Зеркало остается чистым и тогда, когда в него кто-то смотрит, и тогда, когда в него никто не смотрит. На зеркало не влияет ни отражение, ни отсутствие отражения. Наблюдение становится зеркалом.

Ты уже многого достиг в медитации. Ты уже прошел половину пути, и это была самая трудная часть. Сейчас ты уже знаешь секрет, и тот же секрет нужно применить к разным объектам. От мыслей нужно переходить к более тонким ощущениям - эмоциям, чувствам, настроениям; от ума - к сердцу, сохраняя то же самое правило, никакого суждения, только наблюдение. А сюрприз будет заключаться в том, что большинство эмоций, чувств и настроений, завладевших тобой...
Когда тебе грустно, ты находишься во власти печали. Ты сердишься; гнев - это не половинчатое чувство. Ты весь охвачен гневом, каждая твоя клетка клокочет от ярости.
Наблюдая за сердцем, ты почувствуешь, что не находишься в чьей-то власти. Печаль приходит и уходит, но ты не грустишь. Счастье приходит и уходит, но ты и здесь остаешься спокойным. Все, что затрагивает глубины твоего сердца, не в состоянии повлиять на тебя.
Впервые к тебе приходит чувство, что ты - хозяин. Ты перестал быть рабом, которого все пинают в разные стороны; рабом, которого обуревают всевозможные эмоции и чувства; рабом, которого каждый может вывести из себя, и по любому поводу.
Когда ты овладеваешь третьей ступенью, то впервые чувствуешь себя хозяином: ничто не в состоянии потревожить тебя, ничто не может поработить тебя; все осталось далеко позади, далеко внизу, а ты на самой вершине холма.

Я перечислил три шага випассаны; эти три ступени ведут к двери храма, и эти двери всегда открыты.
Когда научишься вести постоянное наблюдение за своим телом, своим умом и сердцем, то больше ничего не нужно будет делать, останется просто ждать.

Когда пройдены эти три этапа, четвертый появится сам собой, в качестве награды. Это гигантский прыжок от сердца к твоей сущности, к самому центру твоей жизни; происходит квантовый переход. Неожиданно твоя жизненная сила, твое наблюдение проникает в самый центр твоей жизни.
Ты вернулся домой.
Можно назвать это самореализацией, можно назвать это просветлением или окончательным освобождением - все это не столь важно. Ты подошел к самому концу своего поиска, ты обнаружил истину существования и огромный экстаз, который следует за ней, словно тень.
Медитация - это не работа. Медитация - это чистое блаженство.
Погружаясь в себя, ты будешь открывать в себе новые, прекрасные, все более яркие черты. Это твое богатство; ты все больше погружаешься в безмолвие, и это не только отсутствие шума, это беззвучная песня - мелодичная, живая и танцующая.
Достигнув высшей точки своей сущности, достигнув центра циклона, ты обнаруживаешь Бога - не как человека, а как свет, сознание, истину, как красоту - все, о чем человек мечтал веками. Все ценности, о которых мечтает человек, спрятаны у него внутри.

Это не тяжелая, мучительная, аскетическая работа; это очень приятное, мелодичное, поэтическое занятие, которое, набирая силу, превращается в огромную радость. Это не работа, а молитва, единственная известная мне молитва.
Для меня молитва - это достижение своей сущности, это чувство безграничной благодарности по отношению к жизни. Эта благодарность и является единственно реальной, единственно истинной молитвой; все остальные молитвы фальшивы, сфабрикованы, выдуманы. Эта благодарность появляется в тебе как аромат, как от куста розы.
Если вкратце - то автор рекомендует сначала сосредоточиться на телесных ощущениях, когда они уработанны - то сосредоточиться на мыслях (информация, картинки и т.д.), и только когда и мысли тоже уработанны, только тогда наблюдать эмоции. Объясняется это тем, что тело наблюдать легче всего, мысли сложнее, а чувства - это самое тонкое, и соответственно, самое сложное. Или такое разграничение по вашему излишне и создаёт ненужное напряжение?
Просто вот у меня например есть действительно сложности с наблюдением мыслей, я легко в них уплываю. Хотя если перед медитацией выполнить упражнения, которые вы мне дали - тогда вроде процесс идёт легче.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Kargopolov

Здравствуйте DB!

Текст Раджнеша - яркий пример того, насколько легко можно испортить даже такую прекрасную методику медитации, как самонаблюдение. Нас не должны вводить в заблуждение многочисленные, совершенно правильные пассажи в этом тексте. Даже одна ложка дёгтя делает совершенно несъедобной целую бочку мёда.
Прочитав этот текст, я окончательно убедился, в том, что Ошо (Раджнеш) - всего лишь занятный болтун, всего лишь блистательный шоумен от эзотерики ( О павлин века!), но никоим образом не серьёзный практик. Многое из того, что он здесь говорит - совершенно неприемлемо с практической точки зрения.

Прежде всего - это пресловутая трёхшаговость. Прочитав о ней я даже удивился. Не ожидал такого безобразия. Такое впечатление, что мэтр много говорил про медитацию, но сам серьёзно её не практиковал.
Между тем, для любого ученика нашей школы вполне очевидно, что ни о какой пошаговости (сначала осознаём тело, затем мысли, затем чувства и эмоции) и речи быть не может. Никакого плана, никакой последовательности, никаких этапов. Мы просто созерцаем всё, что есть, всё, что находится в сфере осознания в данный момент. А содержимому нашего сознания любые наши планы и алгоритмы относительно того, что надобно созерцать, глубоко безразличны.

Не надо верить мне или верить Ошо. Попрактикуйте и поверьте самому себе и собственному опыту.
Просьба высказаться тем, кто имеет личный опыт практики самонаблюдения.
Вам DB cпасибо за информацию. Теперь у меня рассеялись определённые иллюзии по поводу Раджнеша.

Всего доброго. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#19
Amigo

Лично я не могу представить как можно отдельно по ступенькам продвигаться в наблюдении от наблюдения тела, к наблюдению мыслей и заканчивая наблюдением эмоций чувств. Они же неразделимы, наблюдение за одним элементом порождает изменения в других. Потому если держать внимание только на теле или только на эмоциях, мне кажется это противоестественным. В наблюдении не должно быть шагов, должно быть просто наблюдение всего, без этих условностей и усложнений.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Kargopolov

Совершенно верно, Амиго! И непонимание таких вещей сразу же вызывает большие сомнения в компетентности Раджнеша. Это говорит об отсутствии у него практического опыта медитации самонаблюдения. Конечно это выдающийся человек, но выдающийся не как подлинный Мастер, а как гениальный и невероятно успешный шоумен от эзотерики. Читать его книги поначалу очень интересно, но потом от них устаёшь.

DB пишет:
" мне например удобно вернуться к осознанию тела, если "потерялся". Оно как якорь, с него действительно ведь легче начать. Поэтому мне показалось, что в этом способе действительно есть нечто здравое. Возможно это просто слишком грубо - сначала это, потом то.. действительно похоже на план."
Ну, это не только вам, но и всем удобно. Более того, именно так и следует выполнять медитацию-самонаблюдение. Об этом вполне ясно и отчётливо написано в моей книге. Так что ваша "находка" общеизвестна. Но какое отношение возвращение к осознанию тела имеет к вымученной и неадекватной теории трёх этапов? Разве не очевидно, что это совершенно разные вещи? Ну, право же, нельзя так неряшливо мыслить и так беспринципно лукавить: а дескать, может Раджнеш этого и не говорил, а ведь сам он не писал книг, это его беседы записывали ... Ну просто уж на сковородке, а не зрелый оппонент, уважающий себя и своего собеседника!