Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP
  • Владимир Михайлович Каргополов в связи с затяжной болезнью временно не записывает на консультации и не ведёт переписку. А так же не отвечает на посты на форуме сайта. Возобновление всех этих видов деятельности примерно в середине мая. Возможны уточнения.

    Администрация сайта.

Часто задаваемые вопросы

admin

Администратор
#1
Тема находится в процессе написания...
---
ПРО БУМАЖНУЮ ВЕРСИЮ "ПУТИ БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ"
В настоящее время весь тираж распродан. Когда будет следующий - неизвестно. Скачивайте и читайте электронную версию.
---
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Желательно дать хотя бы минимум сведений о вашей практике - на каком круге, в какой позе, закрыты глаза или открыты, какое положение рук и пальцев? Ну и конечно, хотя бы минимум сведений о себе и своих проблемах, как соматических, так и психоэмоциональных.
Это вообще типовая ошибка вопрошающих - вопросы задают, а никаких вводных условий, никакой информации о себе и конкретики своей практики не сообщают.
Для того, чтобы разобраться в том, что с вами происходит, нужно всё это знать.
---
ВАЖНО
О признаках успешной практики
Об ощущениях во время медитации

---
МЕДИТАЦИЯ-САМОНАБЛЮДЕНИЕ
Вопрос:
Вот я сижу, наблюдаю телесные ощущения - возникает мысль или образ или воспоминание из жизни или сна...
я это "осознаЮ" и снова переключаюсь на наблюдение неоднородности тела. этот образ или мысль как бы исчезает - возникает другая - снова переключаюсь на тело ( в моем случае это, непроизвольно, но чаще всего ноги ) это происходит довольно быстро... я как бы не даю мысли или образу развиться (захватить меня) - осознаю что "думаю" и сразу стараюсь "переключится" на тело... зато телесным ощущениям я как бы уделяю больше "внимания"... это правильно? продолжать так? или я заблуждаюсь?

Ответ:
Вы слишком спешите убегать от мыслей и образов к телесным ощущением. Т.о. вы ДЕЛАЕТЕ, а медитация это не делание, а СОПРОВОЖДЕНИЕ. Надо просто спокойно наблюдать то, что есть и пока оно есть. И только тогда, когда мысли, образы исчезают, тогда и переходить к телу.
Также для Вас важно отнаблюдать свою избыточную тревогу по поводу качества своей медитации, сделать ее объектом своего созерцания. А сейчас вы с нею отождествляетесь.
И еще. Перечитайте в книге (2-й том, часть 3. главу 2-ю) - о важности фонового состояния, того психосоматического состояния, будучи в котором Вы выполняете медитацию.

Желание "осознать всё до самого конца" сродни с желанием "всё выкакать до конца" (есть у меня такой пример в книге). Оно глубоко ошибочно и вредно. Что есть в поле актуального сознания, то и осознаём. Ничего не отбрасываем и ничего не пытаемся задержать, ничего не отвергаем, но и ни за что не цепляемся. Отнаблюдайте свою глубоко ошибочную потребность отнаблюдать непременно до конца. Годик-другой практики и Вы посмеётесь над своей наивностью (а вот тут надо отнаблюдать и свою обидчивость)
Это всего лишь информационный мусор, который идёт через Ваше сознание в процессе медитации. Это процесс постепенного расчищения и ничего патологического я в нём не вижу. Все эти читта-вритти (мысли, картинки, образы) вовсе не должны маршировать стройными колоннами в Вашем сознании. Пусть идут как идут, просто надо продолжать спокойное созерцание ВСЕГО, ЧТО ЕСТЬ (т.е. всего, что наличествует в сфере Вашего сознания).
А до главной проблемы, которая имеется у каждого из нас, добраться не так-то просто - там больно и неприятно, и осознающее внимание вытесняется из этой зоны. Чтобы выйти на эту проблему и соответствующий трансформирующий кризис надо изрядно потрудиться. Для этого 20-30 минут мало. Нужно заниматься два раза в день, основное занятие 50-60 минут и дополнительное 25-30 минут.
Критерии правильной работы просты: это спокойствие и умиротворённость после медитации. Это своего рода ясность и "объёмность" восприятия себя, других людей и окружающего мира. Это постепенное развитие базовой способности ПОНИМАНИЯ. В моей книге об этом много говорится.
Вашей ошибкой (стандартная ошибка всех начинающих) является нетерпеливое ожидание результатов. Настоятельно рекомендую мысли и чувства, связанные с таким ожиданием успехов и результатов ОТНАБЛЮДАТЬ. Т.е. к ним нужно относиться как к объектам для медитации самонаблюдения.
Вопрос:
Один вопрос оставляет сомнения: мысли, картинки, образы нужно пытаться смотреть не идентифицируя, не осмысляя содержание, верно?
так как если по привычке осмыслять это содержимое, то к образам, мыслям сразу же притягиваются ассоциации, чувства, оценки и т.п. которые уводят от отрешенного состояния.

Ответ:
Просто смотреть и ничего более. Ваша ошибка в том, что во время медитации Вы пытаетесь что-то такое делать (извлекать какие-то смыслы и т.п.). А ничего делать и не надо. Надо просто смотреть и ничего более. Любая работа над смыслами губит медитацию "на корню". Это уже не медитация, а размышление.

Медитация-самонаблюдение - самое правдивое и самое беспощадное зеркало для твоей души. Конечно же, у человека с прыщавой душой нет никакого желания разглядывать себя в это зеркало. К сожалению, он не понимает, что это единственный способ стать человеком с красивой душой. А если и понимает, то, большей частью, совершенно не готов к серьёзной и длительной практике сидячей медитации, без которой это просто невозможно.

Когда есть полноценная осознанность, мыслей нет и наблюдать нечего (имею в виду именно мысли, телесные ощущения всегда есть). И наоборот, когда есть мысли, осознанность утрачивается. Это вполне закономерно, я об этом писал в ПБИ. Метод состоит в том, чтобы мысли отнаблюдать задним числом. И ещё один вспомогательный приём, когда мысли слишком сильные и приставучие и с ними трудно разотождествиться, сделайте 2-3 раза освобождение плеч и переключите своё внимание на выполнение этого упражнения и осознание сопутствующих ему ощущений. Затем вновь возвращаетесь к самонаблюдению.
На самом же деле эта медитация проста и бесхитростна. Вся её суть укладывается в следующую инструкцию, которой, в принципе вполне достаточно для успешной практики:
Спокойно созерцать всё, что есть, не вовлекаясь в процесс думания. Не думать, просто сидеть при закрытых глазах и созерцать всё, что наличествует в сфере сознания.

На поверхностный взгляд медитация-самонаблюдение является очень простой, слишком простой, маловдохновляющей и даже примитивной. На самом же деле это не простая простота и не пустая пустота. За простыми инструкциями по выполнению этой практики стоит очень глубокая и многомерная теоретическая база. Если эта "простая" практика выполняется систематически и в объёмах по 50-60 минут, то результаты её будут в высшей степени необычны и удивительны. Трансцендирование нашего ума даёт такого рода результаты, которые до практики были и немыслимы и непредсказуемы. Любые априорные суждения о самонаблюдении, даже если их высказывает неглупый и образованный человек, впоследствии им же самим расцениваются как смешные и нелепые.

В своё самонаблюдение Вы привносите слишком много ментальной активности. На самом деле в самонаблюдении нет пустоты, даже относительной, а есть огромный психосоматический континуум, воспринимать который Вам мешают Ваши собственные мысли по поводу медитации, мысли,с которыми Вы отождествляетесь и которых Вы не замечаете. Нет никакой "пустой зоны", а есть неоднородность ощущений собственного тела. Нет намеренного "сопровождения объекта наблюдения", более или менее длительного. Нет и объекта наблюдения. Нет никаких "слоёв", с которыми надо работать. Вся эта ментальная "работа с отягощениями" совершенно излишня. Всем этим вообще не надо заморачиваться. Суть самонаблюдения очень проста: нужно спокойно и невовлечённо созерцать всё, что есть, то есть всё, что наличествует в поле сознания. А у Вас огромное количество умственной активности, решений, выборов, оптимизаций и т.п. Это совсем не то, чем является подлинная медитация самонаблюдение.
Вопрос:
"При выполнении медитации самонаблюдения определяю сильное переполнение в области лобной части головы, иногда немного спереди. неоднородность пытаюсь расслабить это. При попытках растворить-выровнять имеющуюся у область. Получается не всегда. Обычно концентрация внимания активизирует восходящий поток и приводит к тому, что область наполняется ещё больше."

Ответ:
Ну вот, приехали, опять то же самое. Да не должно быть никаких попыток (и желания!)что-либо "растворять-выравнивать"! Нужно просто созерцать всё, что есть, включая и эти зоны. Причём созерцать не по плану-намерению, не по решению, а просто следуя за собственным вниманием. А у Вас наоборот, внимание следует за Вашим решением что-либо созерцать. Наконец, при правильном подходе к медитации не бывает "получается" или "не получается". Может ли получаться или не получаться прогулка? Мы можем либо пойти на прогулку, либо остаться дома, но "не получиться" прогулка никак не может!.
Опять та же самая фундаментальная ошибка - Вы "делаете" медитацию, между тем, медитация - это не то, что мы делаем, а то, что с нами происходит. Нам нужно только создать необходимые условия и не более того.
Фишка в том, что созерцание должно быть спокойным, мягким и безмятежным. А Вы его своей сверхстарательностью просто убиваете. В свою медитацию Вы привносите слишком много напряжения. К тому же Вы активно боретесь с нежелательным, пытаясь от него избавиться. Да не бороться надо, а сказать себе "Пусть этот зажим, это напряжение, этот дискомфорт, эта боль и т.п. будут столько, сколько они хотят. Я согласен, я принимаю." А дальше просто всё это созерцать. Борьба - это форма сотрудничества. Если во время медитации Вы с чем-то боретесь, то Вы это усиливаете, подпитывая и вскармливая собственной энергией. Заметьте какой внутренний дискомфорт и протест вызывают у Вас эти слова (я имею в виду Вашу внутреннююю реакцию, а не чисто умственное согласие с правильными тезисами).
Не упустите важного! Я сейчас дал Вам вполне конкретную технику.

Нет никакой необходимости ставить перед собою цель "научиться наблюдать тонкие ощущения тела".
На самом деле нужно наблюдать то, что наличествует в сфере сознания, не озабочиваясь тем, грубые это ощущения или тонкие. Это просто не имеет никакого значения, это совсем неважно. Надо просто наблюдать всё, что представлено в нашем сознании. В каждый момент времени наше непроизвольное внимание самоестественно приходит на определённые зоны тела или на определённые эмоциональные состояния, или на определённые мыслеформы, или на звуки окружающего мира.
Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Заметьте: не мы назначаем где быть нашему вниманию, а оно само приходит на те или иные объекты восприятия. Это очень важно! Только в этом случае очищение и развитие сознания происходят с наибольшей эффективностью. Созерцать нужно именно то, что находится в сфере сознания, а не назначать себе те или иные зоны и объекты для созерцания. Здесь мы не руководствуемся никакими планами или схемами, но следуем естественности. Не мы выбираем, что именно созерцать, выбирает наше непроизвольное внимание, а мы всего лишь за ним следуем. Как говорится, почувствуйте разницу. Это подобно снятию одного листа за другим с капустного кочана. Мы не лезем искусственным образом вглубь этого кочана, мы снимаем самый наружный лист, затем следующий, затем ещё следующий и так до тех пор, пока не дойдём до самой сердцевины, сияющей пустоты внутреннего безмолвия.
---
МЕДИТАЦИЯ-ПРИСУТСТВИЕ
На что нужно братить внимание в медитации-присутствии на ранних стадиях
Практика медитации - присутствия на протяжении долгого времени имеет своим основным содержанием ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА при открытых глазах. Пока тело не "отработано", выйти сознанием в пространство не представляется возможным. И только тогда, когда тел "растворится" и станет "прозрачным" (это уже не метафора, а буквальное описание очень необычного восприятия собственного тела в результате успешной практики медитации) - появится возможность полноценного пространственного осознания.
Поэтому не нужно вообще заморачиваться, где мой взгляд. Нужно просто отнаблюдать собственную озабоченность этой псевдопроблемой. Ваш вопрос говорит о том, что Вы, вместо того. чтобы осознавать себя и своё тело, убегаете вниманием вовне. Но ведь наше тело и есть та часть пространства, которая является самой доступной для оосзнания и с которой нам и следует начинать освоение пространства.
Даже если бы Вы уже прошли весьма долгий начальный этап "растворения тела" и начали прямую работу пространственного осознания, вопрос о том, где должен быть взгляд,( а вместе с ним и внимание) совершенно неуместен и свидетельствует об отсутствии понимания сути медитации - присутствия.
В этой медитации нет комнаты, нет окна, нет ничего и за пределами окна - ни домов, ни деревьев, вообще ничего.
Всё это - "субстанция сна", всё это ИГНОРИРУЕТСЯ. Есть только объёмное панорамное восприятие ЧИСТОГО ПРОСТРАНСТВА как пустого вместилища всех объектов и процессов, при полном игнорировании всего, что его наполняет. Совершенно очевидно, что при таком подходе Ваш вопрос не имеет никакого значения.
Вывод: Не пытайтесь найти правильный ответ на неправильный вопрос. Этот вопрос, сам по себе не имеет смысла и его постановка порочна. Просто снимите его с повестки дня. Не перескакивайте через ступень, которая Вами не пройдена. Работайте с осознанием тела при открытых глазах.
Время нахождения в медитации-присутствии
Вопрос:
Занимаюсь на даосском круге 3 недели по утрам в следующей последовательности: комплекс на позвоночник, "столб" (медитация на пространстве), дыхание и медитация-самонаблюдение. Возник вопрос:
Когда стою в "столбе", сейчас это 35 минут, то в один день могу простоять спокойно до конца, а в другой день ну просто раза в два тяжелей стоять, ноги начинают дрожать, потом весь обливаюсь, хотя стойка одинакова. Что делать в "тяжелый" день, больше распрямить ноги, что-бы уменьшить нагрузку, или терпеть?

Ответ:
Каждый раз выдерживать одно и то же время стояния - неправильно. Во время столбового стояния вначале стоять достаточно легко, идут энергетические процессы, состояние вполне приемлемое и даже комфортное. В этот период (я бы его назвал "полезным" или "позитивным") идёт развитие энергосистемы. Однако рано или поздно (сие зависит от уровня развития энергетики и от пропускной способности ножных каналов) этот благоприятный период заканчивается. Стоять становится тяжело, самочувствие и настроение резко ухудшаются, ноги начинают болеть, неметь, деревенеть. Причём чем дальше, тем больше. Что произошло? А вот что: самое уязвимое место при столбовом стоянии - ноги ниже колен, особенно икры и стопы. На предыдущем этапе там энергоциркуляция сохранялась. На этом этапе она остановилась. Энергоканалы ног в нижней части забились. С этого момента стояние уже не идёт на пользу и его надо прекращать. В один день это наступает через30-40 минут, в другой - через 10-15 минут. У новичков и вообще ноги могут заболеть через 5 минут.
Постепенно, по мере развития энергетических каналов ног, время стояния естественным образом будет увеличиваться.
Во время медитации-присутствия беспокоят мысли
Если источником помех является наплыв мыслей, тогда лучше всего закрыть глаза и перейти к самонаблюдению. Закрытые глаза резко усиливают внутреннее осознание.
Это можно делать не только в положении сидя, но и в столбовом стоянии. Есть китайские школы цигун, в которых столбовое стояние выполняется именно при закрытых глазах.
Самонаблюдение выполнять до тех пор пока мысли не растворятся, затем снова открываем глаза и возвращаемся к медитации пространственного осознания.
---
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Работа внимания во время дыхательной практики
Вопрос:
Полное дыхание обратного круга.
Не совсем понял для себя момент перехода от мула-бандхи после задержки дыхания к фазе вдоха.
По идее, расслабляем мула-бандху, затем расслабляем втянутый живот.
И вот тут-то возникает вопрос.
Если сразу дать ему волю расслабляться и выпячиваться, то вдох получается быстрее, чем это можно было бы сделать, в начале вдоха происходит этакое "рваное" ускорение потока воздуха и нет "ровной и тонкой ниточки дыхания".
Если начать фазу вдоха не одновременно с расслаблением живота, а чуть позже, то получается будто бы там был вакуум, резко открыли крышку и воздух с шумом туда устремился. То же самое, только еще хуже.

Если же с самого начала вдоха стремиться к "тонкой ниточке дыхания", то живот некоторое время остается зажатым и с учетом требования "недовдохнуть" может и вообще не "выпятится" (да и нет его у меня, живота в смысле "пуза"). Ведешь нить дыхания снизу вверх до вилочковой железы и про контроль живота забываешь.

Как быть?
Сильно ли принципиален при вдохе контроль за животом или больше акцент надо делать на равномерности и тонкости нити дыхания и работы внимания при вдохе - поднятии точки вдоха снизу вверх?

Ответ:
Прежде всего, имеет место чрезмерность, а также отсутствие сотрудничества с собственным телом (а ведь тело - наш равноправный партнёр во время дых. практики). Слишком сильно втягиваете живот, слишком сильно фиксируете внимание на прохождении траектории вверх по переднесрединному. Последнее вообще можно не делать и для Вас это будет лучше. Не надо "погонять и понукать" потоки энергии. Вместо этого нужно просто отслеживать, осознавать, те ощущения, которые возникают сами по себе. Ваша проблема состоит в том, что Вы слишком увязли в технических деталях. Отпустите себя, сотрудничайте с телом, воспринимайте процесс дыхания целостно (у Вас дыхание мечется между техническими частностями). А самое главное - сделайте своё дыхание комфортным, мягким и уберите зажимающее Вас излишнее старание. Не надо бояться чего-либо упустить из технических моментов. В конце-концов индивидуальные вариации в практике дыхания имеют право на существование.

Важно! вдох не делается полностью. Надо слегка недовдохнуть. Ещё раз важно: втягивание тоже не делается "до конца", надо "недовтянуть". В результате дыхание получится одновременно и эффективным, и удобным, вполне комфортным. Чрезмерное старание, нарушающее состояние спокойствия, на самом деле снижает эффективность дыхательной практики.
Вопрос:
Вначале при выполнении упражнения нить дыхания по траектории сопровождает “лента внимания”. В течение какого-то времени (несколько дней) дыхательный цикл увеличивается, внимание становиться более устойчивым. Далее, начинается обратный процесс: цикл дыхания не уменьшается (даже может расти), но постепенно всё сложнее становиться отследить траекторию, появляются разрывы. Потом замечаю, что начинаю напрягаться для того преодолеть вниманием эти разрывы, а дальше - хуже: вместо круга внимания получается периодическая концентрация на некоторых участках, и попытки за счёт приложения усилий прокачать то, что я назову потоком энергии.

Ответ:
Ваша ошибка состоит в том, что Вы почему-то решили, что прохождение внимания по траекториям должно быть идеальным и там не д.б. никаких разрывов (фиксация на заведомо нереалистическом результате). Точно так же можно требовать от себя полного отсутствия отвлечений внимания во время медитации. Взвалить на себя такие нереалистические ожидания означает испортить и "загубить на корню" всю свою практику.
Ваши попытки нечто прокачать означают самый большой грех практикующего - отсутствие спокойного принятия всей своей психосоматической и даже более того, житейской ситуации. Во время практики нужно принимать ("согласен, принимаю") любые неприятные ощущения, болезненности и дискомфорты как в теле, так и в психике. Если же вместо принятия и последующего спокойного осознания Вы начинаете с этим бороться и пытаетесь от этого избавиться (Ваше "прокачать"), то Вы всего лишь зажимаетесь и усиливаете эти блокировки "Борьба - форма сотрудничества" (цитата из ПБИ).
Чрезмерное старание вредит. Чем больше Вы стараетесь, тем больше напрягаетесь и зажимаетесь, тем хуже для практики. Обо всём этом подробно написано в книге ПБИ. Но с первого прочтения, как правило, не воспринимается. Читать надо неоднократно и в режиме медленночтения.
Мой совет такой: Полностью уберите любую работу внимания по траекториям и любую озабоченность по этому поводу. Уберите любые попытки протащить упирающуюся энергию, уберите всю эту насильственность по отношению к самому себе и озабоченность результатом. Во время дыхания главное - спокойствие, принятие, сотрудничество с собственным телом. Без этого ничего путёвого не получится. Просто дышите и рассматривайте свою дыхательную практику не как натужную работу с энергопотоками, а как разновидность медитации самонаблюдения, только при открытых глазах.
Повторюсь: Вместо работы с вниманием по траекториям - простое и бесхитростное спокойное осознание себя и своего тела во время дыхания.
Просто осознавайте то, что есть, не вымучивая того, что нет.

Дыхание по орбите - только когда начнётся явственное восприятие движения энергии. И тогда внимание естественным образом следует за реально ощущаемыми энергопотоками.
---
РЕАКЦИИ (ОЩУЩЕНИЯ) ВО ВРЕМЯ МЕДИТАЦИИ
Во время медитации одни и те же выраженные ощущения
Критерии перехода на другой круг
Выход из медитативного состояния
Когда человек сидит в медитации нельзя выводить его из этого состояния резким и неожиданным образом (резкии громкий звук, неожиданно хватают за плечо и трясут или как в Вашем случае, неожиданно включают свет и т. п.). В состоянии глубокого медитативного погружения эта резкая и неожиданная стимуляция удесятеряет силу своего воздействия по сравнению с обычным состоянием сознания и может причинить большой вред практикующему. По этой причине в Китае, в буддийских и даосских монастырях для выведения практикующего монаха из состояния медитации использовался специальный колокольчик с приятным нежным и мелодичным звучанием. Так что Вам нужно предупредить жену и всех своих домашних чтобы они больше так не делали.
Ну а реакции у разных людей бывают самые разные. Может быть всё что угодно - кто-то может громко завопить, у кого-то вдруг возникнет приступ трясучки, похожий на эпилептический припадок, всё,что угодно, можно даже описаться. В любом случае реакция сильная, поскольку состояние медитации имеет высокую энергетическую насыщенность и от неожиданного стресса эта энергия может "ломануть" непредсказуемым образом.
Сонливость/непоседливость во время медитации
Сонливость во время медитации означает, что, в энергетическом смысле, "верх" опустошен, а "низ" - загружен. В этом случае лучше всего сложить руки на животе ниже пупа, открыть глаза и перейти к медитации-присутствия. При закрытых глазах снимается верхний энергетический перегруз, а при открытых - нижний. При переходе к осознанию при открытых глазах центр тяжести непроизвольного внимания смещается вниз. При этом в области живота (там, где сложены руки) возникает разогрев.
Аналогичную рокировку нужно делать и при медитации-присутствия - если имеет место "переполненность" головы (такие симптомы как беспокойство, непоседливость, отсутствие умственной тишины) тогда надо закрыть глаза и перейти к самонаблюдению. Именно таким - гибким и адаптивным, должен быть наш подход к медитативной практике.
Попробуйте практиковать в этом ключе, а потом расскажите нам о результатах. Если этого будет недостаточно, дам дополнительные рекомендации.
---
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Столбовое стояние: дискомфорт в ступне
"Даос на вершине": высота стула
Полное дыхание даосского круга. Положение рук
Немеют ноги во время практики
Вопрос:
Здравствуйте, Владимир Михайлович!
У меня возник такой вопрос...при сидячей медитации, будь то в сиддхасане или симпласане, ежели начинают неметь ноги или их начинает сводить, то следует просто наблюдать эти ощущения или же не мучаться и просто встать походить минутку-две и снова продолжать медитацию?
У меня просто ко всему прочему чисто психологически наступают определённые страхи в момент, когда ноги какое-то находятся в таком состоянии, будто боюсь, что они у меня отнимутся окончательно и не смогу больше ходить. Т.е., с одной стороны, ноги-то действительно сводит, а с другой - есть что наблюдать в этой связи. Ко всему прочему, у меня в сиддхасане почему-то больше времени занимает онемение ног, чем в симпласане (в сиддхасане - полчаса, в симпласане - 15-20 минут).

Ответ:
Лучше всё-таки встать и размять ноги, потом снова продолжать. Со временем всё станет на свои места. Успехов! ВМ.

UPD Эту рекомендацию можно отнести и к другим частям тела - растереть, сделать разминку и потом, продолжить практику.
---
БОЛЕЗНИ ТЕЛА
Проблемы с коленными суставами
При проблемах с коленными суставами полезно делать следующее упражнение (для даосского круга):
Перед медитацией, а также всегда, когда ноги затекают, делайте упр.-е "Вращение колен".
Вот его описание:
Стоя. руки внизу. скрещены. ладони на коленях - правая ладонь на левом колене, а левая - на правом. Выполняем совместное вращение по кругу (вправо-назад-влево- вперед) с максимальной амплитудой. При этом ступни перидически прокатываются по своему ребру). В каждую сторону по 6-12 раз. Плавно, не спеша.

Для колен на обратном круге: руки сбоку колен, ладонями к бёдрам. Вращения - оба колена изнутри наружу, вперёд -вниз, затем вовнутрь, затем цикл повторяется.
Также делать махамудрасану (см. в книге).
Головные боли, повышенное давление
Вопрос:
Владимир Михайлович, можете поделиться опытом в лечении головных болей? Я зачастую сильно реагирую на смену давления (старость не радость ). Обычные фарм обезболивающие таблетки на меня действуют необычно, начинаю сильно тормозить, могу во время управления автомобилем смотреть на себя со стороны, причем тело ведет себя адекватно, нормально едет, даже общается . Потому, от таблеток давно отказался, за рулем каждый день.
Последнее время пытаюсь наблюдать за болью во время самонаблюдения. Пару раз сработало просто на ура, встал из медитации с чистой головой. А вот раза три или четыре во время головной боли даже тело наблюдалось плохо, все время проваливался в фантазии, принимал в них активное участие. Причем даже осознавая, что нужно наблюдать, не мог выйти из фантазий. По окончании боли не прошли (но и не усилились).
Можете помочь дистанционным советом?

Ответ:
Вот рекомендации по поводу Ваших головных болей.
Перейдите на обратный круг. Уберите из гимнастического комплекса сильно активизирующие упражнения, такие как "горка -прогиб", "подъёмы ног" и перевёрнутые асаны. В гимнастике не должно быть упражнений, связанных с большим физическим напряжением.
Перед медитацией выполнять "вращение вправо". В медленной медитативной манере. Если держать руки в позиции "ладонь - кулак на весу", по высоте на уровне ключиц, но положение конструкции "ладонь-кулак" не так как в книге (там вертикальная постановка), а горизонтальное, то очень хорошо осознаётся верхнее пространство и выбросы из головы начинают закрываться.

Утром, сразу после вращения, вместо столбового стояния выполняйте медитацию- присутствие, сидя в Симпласане. Глаза, естественно, открыты, руки на бёдрах чуть выше колен, тыльной поверхностью вниз. Кисти расслаблены (уникальная позиция рук для уменьшения давления и снятия головных болей). Кроме позиции рук "открытые ладони", также можно использовать две следующие мудры (лучше всего, сначала первую, а затем вторую). Первая мудра - колечко из двух пальцев, большой плюс безымянный (соприкасаются кончиками). Остальные пальцы выпрямлены. Вторая мудра - колечко из трёх пальцев - большой плюс безымянный и мизинец (тоже соприкасаются кончиками).
Главное содержание медитации - СПОКОЙСТВИЕ И ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ (своего тела и своего психоэмоционального состояния), т. е. то же самое что в самонаблюдении, но при открытых глазах.
Вечером лучше гимнастику не делать ( при верхнем энергетическом перегрузе чревато трудностями засыпания). Последовательность вечернего занятия такая:
1) дыхание в Симпласане (10-15 минут),
2) вращение вправо,
3)медитация-самонаблюдение в Симпласане либо в Сиддхасане. Мудры (пальцовки) те же, что и утром, глаза закрыты. Примерный объём практики - 30-50 минут.

При повышенном давлении и головных болях сидячая медитация - это главная практика, которую нужно выполнять 2-3 раза в день. Помним про три уровня практики: малая - 10-15 минут, средняя - 25-30 минут и большая практика - 50-60 минут. Чем больше объёмы практики, тем лучше результаты.
Перед медитацией можно понемногу выполнять полное дыхание обратного круга (по 10-15 минут). Дыхание выполнять в мягкой ненапряжённой манере. Нет ничего проще чем нагнать давление и головную боль с помощью чрезмерного рвения во время дыхания.
Что делать при гриппе, простуде, ангине