Итак, по утрам и после обеда, когда спадала жара, мы копали, доставали костяки, черепки, зарисовывали захоронения, в общем – обычная работа археолога. В остальное время жили в своё удовольствие: ловили рыбу, загорали, выпивали и т.п. Жили в егерском хозяйстве, начальство в домиках, а мы в палатках, которые поставили в небольшом лесочке. Из местных мы общались только с егерями и участковым, у которого покупали реквизированный им, устрашающего вида мутный самогон (до этого я такой видел только в старых фильмах про бандитов времён Гражданской войны). Когда мы раскопали третий курган, я своими глазами увидел то, о чём до этого слышал на лекциях по археологии. После того как бульдозер слой за слоем разровнял курган, перед нами открылись черные пятна входных колодцев, по центру входной колодец отличался от остальных: диаметром он был метра два с половиной и забит не землёй, а глыбами ракушечника, некоторые из которых мы могли поднять только вдвоём. Когда добрались до катакомбы, то обнаружили в ней женский скелет, пересыпанный костяными бусами. Видимо покойница была накрыта шкурами, от которых осталось коричневое пятно. Все пришли к единодушному мнению, что здесь таким образом была закопана шаманка (руководящие посты в племени она занимать не могла по той причине, что матриархат свойственен оседлым земледельческим культурам, у кочевников всё решают мужчины). План работ мы выполнили и экспедиция подходила к концу.
Здесь нужно упомянуть ещё один момент: в поля я захватил с собой книгу г-на Ксендзюка «Тайна Карлоса Кастанеды». Чтиво интересное, но на редкость занудное. Я рассчитывал вдали от мирской суеты преодолеть эту занудность и дочитать её до конца. Но, так как в нашем коллективе появилась симпатичная барышня, книжку я тут же забросил и с облегчением, передал её Мише, который впился в неё с вампирской страстью. Штудировал он её с упорством фанатика, решившего любой ценой приобщиться к толтекским знаниям, а отдувался за это дело добрый Андрей, которому барышни не досталось и приходилось довольствоваться обществом Миши. И всё было неплохо. Мы отработали положенное время и собирались возвращаться домой. По случаю завершения работ был устроен небольшой банкет, в котором принял участие наш небольшой коллектив и гостеприимные егеря, которые со своей стороны, в дополнение к купленной нами водке выкатили свой страшный мутный самогон в полуторалитровых бутылках. Выпивали все, отдавая предпочтение водке, Миша же налегал на местный напиток. Опорожнив очередную порцию, он со значением говорил мне: «Дима, я с тобой». В смысл этой фразы я не вникал. Да не особо и хотел, нужно было завершить на мажорной ноте историю с симпатичной барышней, т.к. в Ростове мы могли пересечься, а мне это было ни к чему, поэтому предстоял серьёзный разговор. Но разговор был прерван в самом начале. Из ниоткуда появился Андрей с искажённым лицом и сообщил: «Мише пиздец, Дима, сделай что-нибудь!» Я даже не удивился и, решив, что дело в обыкновенном алкогольном отравлении, побежал вслед за Андреем. Худенькая Мишина фигурка конвульсивно билась на земле перед палаткой, глаза были полны ужаса, в уголках рта пузырилась пена. Клацая зубами, он скороговоркой выкрикивал: «Белые огни! Белые огни! Белые огни! Белые огни!». В одной из своих книг Кастанеда рассказывает, про древних магов, которые захоранивали себя в курганах, жили во втором внимании, а чтобы пополнить запас Силы нападали на людей(как раз в виде белых огней), пугая их и забирая при этом их энергию.
Диагноз у меня в голове возник практически мгновенно (это я не из хвастовства, именно так и было). У парня под воздействием самогона, выкладок Ксендзюка и склонности к неврастении произошёл сдвиг точки сборки, поэтому он увидел то, что видеть ему конечно не стоило. В психиатрии такое состояние называется интоксикационным психозом. Нужно было срочно вернуть его в нашу реальность. Придавив ему плечи своими коленями к земля и взяв в руки его голову, начал спокойно с ним говорить:
- Миша, ты меня слышишь?
- Да…
- Кто я?
- Дима…
- Рядом со мной кто?
- Андрей.
- На чём ты лежишь?
- На земле.
- Что ещё видишь?
- Лес.., палатку…
- Белые огни есть?
- Нет…
- Чего ты испугался? Что они от тебя хотели?
- Они хотели забрать мою энергию…
Пока белые огни не вернулись за Мишиной энергией, мы подняли его, под руки потащили к роднику и стали насильно окунать в ледяную воду. В перерывах я заставлял его делать силовое дыхание ибуки и ногарэ (если честно, до сих пор очень смутно представляю что это такое, но Мише в тот момент очень доходчиво всё объяснил), а потом резко бил его ладонью по спине (это была месть за испорченный вечер). Нужно было во-первых немного протрезвить его, а во-вторых чем то занять его ум. Тело Миши била крупная дрожь, но самое худшее было уже позади. Незаметно наступил рассвет, наш больной был нежно-зелёного цвета и не отходил от нас ни на минуту.. Утром мы загрузили Мишу в автобус и по дороге пару раз просили водителя остановиться, чтобы вынести его поблевать.
После этого случая Мишин интерес к эзотерическим знаниям сошёл на нет. Думается, с экзистенциальной точки зрения, это было самым сильным переживанием в его жизни. Он окончил университет, отслужил два года миротворцем в Абхазии, привёз из армии жену и воспитывает дочь с именем Меланья, курит полторы пачки в день, имеет проблемы с почками и потухший взгляд. Недавно перенёс меланому. Мне его по прежнему жаль…