Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • При возникновении любых проблем с форумом напишите администратору на почту admin@kargopolov.ru

  • Уже в продаже третий том «Избранных материалов форумов». Подробнее...
  • С 9 по 30 июня Владимир Михалович в отпуске, на форуме его не будет.

Карлос Кастанеда: путь или сказка?

ladaravel

Форумчанин
#1
vsem privet!
vo-pervih hotela izvinitsja ,chto pridetsja pisat vot tak. Russkoy klaviaturi ne mogu v Italii nayti:)
hotela obsudit odnu temu ,kotoraja dlja menja ochne interesna.
kogda mne ispolnilos 15 let moy papa mne sdelal podarok- vse knigi Carlosa Castanedi. I pomnu ja ih prochitala za 3 mesjaza-vse. S togo vremeni po sey den ja perechitala ih uje raz 10..i ,konechno,kajdiy raz smotru i ponimau ih po drugomu..no vsegda menja intriguet i zahvativaet o tom kak jarko on opisivaet ego videnija,snovidinija,iskusstvo stalkinga..wow...vse eto tak Fantastic!
Bivalo daje kogda to takoe,chto ja dumala: Gospodi! no pochemu je on umer? mojet eto ne ON umer? mojet oni oshiblis? ved on doljen bil uyti! uyti kak komada Dona Juana!!

voobshem bilo i takoe.

i ,konechno,samiy glavniy vopros kotoriy menja interesoval eto: Chto je takoe vse taki eta "Tochka Sborki?"

Carlos objasnjaet eto kak mesto mejdu lopatok,po kotoromu Don Juan ego chasto lupil,chotbi vivesti v sostojanie povishenoy osoznanosti.:) tak je objasnjaet ,chto esli tochka sborki dvinetsja ona osvjatit absolutno drugoy puchok kanalov,i blagodarja etomu chelovek smojet uvidet druguu realnost.

i vot segodnja,ja reshila sprosit Vladimira Mihailovicha ob etom, na chto on mne otvetil chto tochka sborki eto:

1) NE fiksirovanoe mesto v energeticheskom tele cheloveka,to est u vseh ludey po raznomu. Zavisit ot togo kakoy samiy silniy kanal u cheloveka.( Castaneda je govoril ,chto eto mesto mejdu lopatok,imeja vvidu ,chto u vse imenno tak.)

2) eto samoe svetjasheesja mesto v etom kanale,gde u cheloveka nezavisimo ot ego jelanija osoznanost vishe vsego.

I segodnja dlja menja vse kak-to razjasnilos...daje legche na dushe stalo:) ne tak romantichno,konechno,kak ja dumala o tochke sborke...:) )

nu vot i vse. nadeus ,chto ja ponjala pravilno vse,esli je net - pojaluista ,popravte menja ,VM.

i vooobshe vopros ko vsem: chto vi dumaete o Castanede? i povlijal li on na vas?

Lada
 

alkutin

Форумчанин
#2
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

По-моему, произведения Кастанеды - это красивая сказка в стиле Фэнтези.

Мне кажется, что он талантливый фантазер, который между тем, иногда копал рядом с истиной, так как писал свои произведения не в безвоздушном пространстве, а черпал кое-что из мексиканской народной эзотерики.

Кастанеда не обладал никакими знаниями / навыками, но попал на благодатную почву.

Лично мое мнение, что он больше запутывает. В плане практической ценности информации он подобен бабке, услышавшей сплетню и передавшей ее в силу своего разумения и желания расскрасить.

Итого, IMHO, Фэнтези, не более. Как Толкиен. Никто же не верит в глаз Сауромона? :) roll:
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Книги Кастанеды,безусловно, являются шедеврами эзотерической литературы и имеют большую художественную ценность. Там очень много интереснейшего философского и психологического материала. Кастанеда - гениален. Он завораживает, стимулирует творческое воображение, вдохновляет. Однако, все это - не Путь, а всего лишь сказки о Пути.Почему я так считаю? Об этом - в другой раз, кратким ответом громадье этой темы не охватить.
Из современных авторов, последователей Кастанеды, наиболее интересен одессит Алексей Ксендзюк.А на таких эпигонов, как Теун Марез, просто не стоит тратить свое время. Всего доброго,ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Почему книги К.Кастанеды не стоит рассматривать как руководство по духовной практике? Не претендуя на полноценное освещение, все же приведу, на вскидку, несколько тезисов.
Прежде всего, у Кастанеды (у дона Хуана) нет полноценной биоэнергетической теории. Нет ни малейшего представления ни о микрокосмической орбите, ни о 12 парных каналах каналах классической и вполне реально работающей китайской биоэнергетики. Между тем, действенность китайского учения доказана многовековым опытом иглоукалывания и цигун. Я уже не говорю о даосском и обратном режимах энергетической циркуляции - об этом за пределами нашей Школы вообще мало кто знает.
На сегодня хватит. Продолжу в следующий раз. ВМ.
И все-таки, книги Кастанеды великолепны! Просто не следует относиться к ним со смертельной серьезностью. :D
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Другой серьезный недостаток учения Кастанеды - отсутствие должным образом разработанной энергомедитативной практики. Есть практика сновидения, есть практика просмотра своей жизни (сталкинга), но такого пути, где главными методами, главным содержанием - являются цигун и медитация, у Кастанеды нет. Между тем, именно этот Путь - магистральное направление развития. Перепросмотр жизни и практика сновидения ему очень сильно уступают. Фактически, то,что дается в книгах Кастанеды,- это переходная ступень от магии к йоге. От одного ушли, к другому не пришли. Поэтому, на мой взгляд, Кастанеда - это не Путь, а всего лишь прекрасные, завораживающие и восхитительные сказки о Пути. Продолжу в другой раз. ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#6
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Мда. Кастанеда завораживает. Именно такой должна быть магия.
А что ещё можно требовать от действия наркотиков. Спасибо и на этом.
Конечно это короткий путь, но надо быть супербезупречным, что бы его пройти.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#7
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

А доводилось ли кому-нибудь встречаться с последователями Кастанеды? Что за люди и каковы их успехи на этом поприще? Поделитесь впечатлениями. ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#8
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

[quote="Kargopolov":22gpc92m]Другой серьезный недостаток учения Кастанеды - отсутствие должным образом разработанной энергомедитативной практики.[/quote]
Хотел было согласиться с этим утверждением, да неуспел. На ум пришло дыхание младенцев. А ведь ни с какой энергомедитативной практикой они незнакомы. Это их "естественное" дыхание.
К несчастью вместо познания мира им (навязчиво) предлагается познать социум. А Кастанеда как раз и предлагает познать мир в различных его проявлениях.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#9
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

И тем не менее, Вы, Толли предпочитаете заниматься даосской дыхательной практикой. ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#10
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Путей закрыть врата Жизни и Смерти много. И у каждого свой.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#11
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

У Кастанеды даются два варианта: сновидение и сталкинг. На мой взгляд, который я всего лишь озвучиваю и не пытаюсь кому-либо навязать,сновидение не является путем полноценным и самодостаточным.Дело в том,что путь сновидения игнорирует физическое тело,идет мимо физического тела .Между тем, именно наше тело является источником удовольствия- страдания и, одновременно, наиважнейшим фактором духовного развития.Тот факт, что у нас есть физическое тело, представляет собою огромное преимущество по сравнению с развоплощенным состоянием, ибо наше тело - могучий катализатор осознанности. Подробнее об этом можно прочесть в моей книге, в томе 2,стр.105-110, а также в томе 1,в главе "Пылающий мост страдания". О сталкинге - в следующий раз. Всего доброго, ВМ.
P.S. "Наше физическое тело и наше обыденное сознание и есть подлинный Дао-Путь. (самоцитирование).
 

Tolli

Форумчанин
#12
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

[quote="Kargopolov":3kidmldr] именно наше тело является источником удовольствия- страдания и, одновременно, наиважнейшим фактором духовного развития.[/quote]
Вот тут я целиком и полностью "за".
За неимением других путей постижения реальности кроме как через тело.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#13
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Про младенцев,которым,"к несчастью,вместо познания мира навязчиво предлагается познать социум".
Ну, хорошо,а какова предлагаемая Вами альтернатива? Убрать к лешему зту "навязчивую" социализацию? Жизнь этот эксперимент уже ставила.На выходе получаем отнюдь не сверхчеловека со сверхсознанием, а несчастных полулюдей-полуживотных (Индия,Амала и Камала - дети,выросшие вне социума). Всего доброго, ВМ.
 

Tolli

Форумчанин
#14
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

[quote="Kargopolov":1yzor2g3]какова предлагаемая Вами альтернатива? [/quote]
Альтернатива одна: воспитывать своих собственных детей самому. Вы же несете ответственность "за тех, кого приручили".
С уважением, Толли.
 

Tolli

Форумчанин
#15
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

А по теме хотелось бы дополнить:
Что- нам известно о Кастанеде и его учении. Ничего.
Зато нам знакомы ощущения от прочтения его книг. Он лишь сумел страктовать ими иную картину мира. Или картины мира, которые мы смогли представить опираясь на свой жизненный опыт. И как саркастически он посмеялся, выставив наши представления о реальности на всеобщее обсуждение, выдавая за свои собственные. Вернее, многие постулаты современных представлений, "не нуждающиеся в обсуждении". Обожаю Кастанеду.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#16
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

1.Семья - это и есть наиболее важный инструмент первичной социализации.Это же очевидно!
2.Об учении Кастанеды нам действительно не известно ничего, разве что содержание десяти томов его сочинений. :D

Ну, а теперь более серьезно.Второй основной путь, предлагаемый Кастанедой (задаваемый в учении дона Хуана) - это сталкинг.Главным методом сталкинга является просмотр своей жизни. В тех разделах, которые посвящены сталкингу,- очень много крайне интересного материала, много очень тонких,глубоких и вдохновляющих вещей.Поймите меня правильно, я вовсе не являюсь оголтелым критиканом, для которого существуют только два полярных варианта - черное и белое, полное некритичное принятие либо столь же полное и бескомпромиссное отрицание,либо же сначала первое,а затем второе (Странник - есть такой автор,который грешит подобными скачками от одной крайности к другой).Я люблю книги Кастанеды и восхищаюсь его несомненным талантом.Более того,я ему многим обязан.Именно через книги Кастанеды я пришел к пониманию многих, весьма тонких моментов.И тем не менее, считаю, что его книги никоим образом не могут служить практическим руководством для занятий. В полной мере это относится и к сталкингу, и к просмотру жизни. Дело в том, что в учении дона Хуана отсутствует такая, абсолютно необходимая вещь, как медитация-самонаблюдение.У Кастанеды очень много говорится о Силе, но очень мало о Мудрости.Оно и понятно: для обретения Мудрости-Праджни необходимо практиковать медитацию-самонаблюдение, а этот метод у них горестным образом отсутствует.Понимание огромного,исключительного значения этого метода отсутствует и у современных последователей Кастанеды, даже у такого тонкого и эрудированного человека, как Алексей Ксендзюк. Продолжение следует. ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#17
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Итак, о втором базовом методе практики, согласно учению дона Хуана - о просмотре своей жизни.
Логика выполнения просмотра такова: сначала в поле актуального осознания вытаскивается информация, связанная с определнными людьми и определенными событиями из прошлого. Как правило, эта информация эмоционально сильно заряжена. Таким образом, мы последовательно, одно за другим, вспоминаем события своей жизни. Для отработки каждого из этих событий (воспоминаний) используется своеобразная магическая процедура: во время вдоха голова плавно разворачивается слева направо. Одновременно практикующий представляет, что во время вдоха он забирает назад из своего прошлого жизненную энергию, которую он когда-то там оставил. На фазе выдоха голова плавно разворачивается в обратном направлении, то есть справа налево. Во время выдоха нужно мысленно отдавать чужую энергию, которая была нами впитана во время вспоминаемых событий. Таким образом, на вдохе голова идет слева направо, на выдохе, наоборот, справа налево. На вдохе забирем назад свою энергию, на выдохе - отдаем чужую. Как видим, в просмотре жизни, как он дается у Кастанеды, медитация-самонаблюдение отсутствует. Между тем, именно самонаблюдение является самым сильным, самым эффективным и просто незаменимым методом растворения содержимого нашего сознания. Лучшего метода для очищения нашего сознания, для ликвидации многолетней информационной зашлакованности нашей психики, чем медитация-самонаблюдение просто не существует. Дыхание сталкеров, используемое при просмотре жизни, по сравнению с самонаблюдением - все равно, что самокат по сравнению с хорошим автомобилем. Таким образом, если человек, не зная и не владея медитацией-самонаблюдения, начинает выполнять просмотр своей жизни, ничего хорошего из этого не получается. Просмотр вываливает в сферу актуального сознания огромное количество неотработанной, эмоционально заряженной информации. А метода, который позволяет успешно всю эту информацию растворять и отрабатывать, у них нет. Подметающее дыхание сталкеров не способно полноценно справляться с этой задачей. Сразу же отмечу, что это, по большому счету, не способен сделать и любой другой метод дыхания. Полное дыхание даосов или йогов - вытаскивает вытесненную неотработанную информацию, выводит её в сферу актуального сознания, но для того, чтобы её растворить, необходим иной метод, несравненно более сильный в этом отношении - медитация-самонаблюдение.
Кроме того, на мой взгляд, просмотр жизни - очень тяжелая и вымученная процедура. Поскольку у последователей Кастанеды метод самонаблюдения отсутствует, у них не очищена и не освобождена даже зона актуального осознания. Я имею в виду своеобразную "прихожую" нашей психики. Есть такое санскритское слово "пратьяя", оно означает актуальное содержимое нашего сознания - то, что мы думаем, чувствуем, ощущаем, воспринимаем в данный момент. Так вот, когда новоявленный сталкер начинает вспоминать свою жизнь, прихожая его сознания уже, еще до начала просмотра, загромождена огромным количеством информационного мусора. Представим себе прошедшие годы как анфиладу (последовательность) комнат, соединенных дверьми. И вот, когда человек вспоминает события прошлого, он должен тащить всю эту груду информации через не расчищенные, захламленные комнаты в прихожую, которая тоже является заваленной неотработанной информацией. В результате имеем очень неблагополучную психоинформационную ситуацию, чреватую "несварением головы" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Совсем другое дело, если мы практикуем медитацию-самонаблюдения. В этом случае мы не достаем искусственным образом информацию из прошлого, а спокойно и безмятежно созерцаем все, что есть. При этом, первым делом, растворяется актуальное содержание сознания (освобождается от хлама прихожая). Затем совершенно естественным образом, без каких-либо специальных и нарочитых действий, (таких, как намеренное воспоминание событий прошлого) в расчищенное, пустое пространство актуального осознания (нашей прихожей) начинает самопроизвольно выплывать неотработанная информация из прошлого. Причем, это уже не сам человек выбирает, что ему вспоминать, а воспоминание приходит само собой. Это очень важно, поскольку процесс постепенной расчистки сознания идет не насильственно, не волюнтаристски, а естественно, гармонично, наиболее безопасным и здоровым образом.
Это похоже на очищение капустного кочана. Самонаблюдение дает нам возможность спокойно и ненатужно сначала снять самый верхний лист. Когда он полностью снят, наступает очередь следующего. И так до тех пор, пока мы не дойдем до самой сердцевины, до сияющей пустоты полностью очищенного сознания.
Продолжение следует, всего доброго. В.М.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#18
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Еще одно возражение против "подметающего" дыхания сталкеров имеет сугубо энергетический характер. Такое дыхание неприемлемо по причине его пространственной асимметричности (вдох - вправо, выдох - влево). Это приводит к нарастающему энергетическому дисбалансу между левой и правой сторонами головы. В итоге возникает и по ходу практики усиливается патологическая, крайне нездоровая ситуация, которую я называю "энергетическое копье". Суть этой ситуации заключается в следующем: с правой стороны головы (особенно в области правого виска) возникает патологический забор энергии извне, а с левой стороны головы - наоборот, патологический выброс энергии. Такой результат прямо противоположен той цели, которую ставит перед собою Свара-йога.(О Свара-йоге можно прочесть в первом томе моей книги, в главе "Энергетическая двойственность".) Правильный же путь энергетического развития заключается в балансировании энергетики правой и левой стороны. Здесь же, у Кастанеды, - ровно наоборот. Это ошибочная практика, приводящая к энергетическому разбалансу.
Результаты усердной практики такого асимметричного дыхания сталкеров, применяемого при просмотре жизни, увы, весьма печальны.Могу даже сказать конкретно, в чем они проявляются.
Для правой стороны - гастритно-язвенные проблемы и заболевания печени, а на психологическом уровне -нетерпимость к поведению других людей, нетерпимость к любым нарушениям своего плана, своего порядка, своих представлений о том, что правильно и что неправильно.
Для левой стороны - предрасположенность к левосторонним мигреням,а также к левостороннему инсульту с параличом правой стороны тела.На психологическом уровне -чрезмерная и неадекватная тревожная забота о близких людях.
Кстати, сам Карлос Кастанеда умер от рака печени. Слава Богу, многих "безупречных воинов" выручает спасительная матушка-лень! Продолжение следует.ВМ.
 

Satory777

Форумчанин
#19
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

[quote="Kargopolov":36wxnekn]Еще одно возражение против "подметающего" дыхания сталкеров имеет сугубо энергетический характер. Такое дыхание неприемлемо по причине его пространственной асимметричности (вдох - вправо, выдох - влево). Это приводит к нарастающему энергетическому дисбалансу между левой и правой сторонами головы. .....
Результаты усердной практики такого асимметричного дыхания сталкеров, применяемого при просмотре жизни, увы, весьма печальны....
Для правой стороны - гастритно-язвенные проблемы и заболевания печени, а на психологическом уровне -нетерпимость к поведению других людей, нетерпимость к любым нарушениям своего плана, своего порядка, своих представлений о том, что правильно и что неправильно.
Для левой стороны - предрасположенность к левосторонним мигреням,а также к левостороннему инсульту с параличом правой стороны тела.На психологическом уровне -чрезмерная и неадекватная тревожная забота о близких людях.
Кстати, сам Карлос Кастанеда умер от рака печени. [/quote]
Я согласна с Вами. Почему я не принимаю учение дона Хуана (переданное Кастанедой).
1)Мироздание представляется у них чем-то враждебным и хищническим.
2)Для развития своих навыков предлагаются агрессивные состояния.
3)В их учении даже профан вроде меня может найти явные нестыковки, например, цитата:
в момент смерти темное море осознания, так сказать, всасывает через точку сборки осознание живых существ. Они также увидели, что темное море осознания на мгновение, так сказать, колеблется, когда встречается с магами, которые выполнили пересказ своей жизни. Не зная об этом, некоторые сделали это настолько тщательно, что море осознания взяло их осознание в форме их жизненных переживаний, но не коснулось их жизненной силы. Маги обнаружили колоссальную истину о силах Вселенной: темному морю осознания нужны только наши жизненные переживания, а не наша жизненная сила.
Как же древние маги сохранили свое сознание, отдав его Орлу(темному морю осознания)? Что есть жизненная сила без осознания?-значит личности уже нет, есть набор энергий, которые могут преобразоваться в какие-то другие виды энергий и т.д. А как же быть с памятью прошлых жизней? Многие люди помнят события своих прошлых жизней (я в т.ч.), как это объяснить?
4) Не может человек идущий правильным, гармоничным путем, под руководством Учителя (!) закончить жизнь разочарованным и ушедшим преждевременно от рака.

Есть конечно и полезная информация в книгах Кастанеды. Например, прием фиксации взгляда во сне на своих руках (для осознания сна), реально полезный и помогал мне. :)

В одном из постов звучал вопрос, встречались ли вам последователи Кастанеды. Ответ-да. В настоящее время начала общаться с девушкой из "Хакеров Сновидений". Пока засыпаю ее вопросами, пытаюсь понять ее взгляды. Но ХС, это группа ребят, взявших за основу учение Кастанеды, они пытаются сами изучать сновидения, разрабатывают свои методики, "взламывают" коды доступа.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#20
Re: карлос кастанеда: путь или сказка?

Нашел весьма любопытный материал о Кастанеде на сайте издательства "София". Привожу его полностью.
В.М.


Дон Хуан живее всех живых!"
(или история одного обмана...)

Intro.
Я всегда интересовалась оккультными вопросами, сколько себя помню, в частности, прочитав в своё время впервые учение Карлоса Кастанеды о шаманах древней Мексики - была просто поражена грандиозностью и глубиной этого учения и мировоззрения. После переезда на ПМЖ в США проблемы другого рода (связанные с работой и обустройством моего быта) захлестнули меня, и я на какое-то время потеряла из фокуса своего внимания эту очень заинтересовавшую меня ещё на родине тему.

И вот однажды, смотря какие-то новости по CNN, я увидела интервью с человеком, которого представили как известного шамана из Мексики; он что-то рассказывал о предстоящем катаклизме, о том, что Земля - это живое существо, что это существо в настоящее время тяжело болеет и собирается очиститься от его "раковой опухоли" - человечества. Вообще-то, слушала я это без всякого внимания, пока не появились титры, и под именем шамана "Kachora" не появилась надпись представляющая его как... "больше известен как дон Хуан, учитель К. Кастанеды". Это дословно то, что было написано в титрах под его именем.

Это было уже слишком, я не поверила своим глазам! "Так ведь же дон Хуан, типа, как-бы того... типа сгорел в огне изнутри, или как?" - помню тогда у меня мелькнула именно эта мысль. "CNN - ведущий мировой новостной телеканал, и если он так написал, значит я чего-то не знаю", - была моя вторая мысль. И я решила разузнать, кто такой этот Kachor\'a, какое отношение к дон Хуану он имеет, и что всё это вообще значит?.. Так этот случайный сюжет, увиденный мною по CNN, привёл меня к личному расследованию, с результатами которого вы можете познакомиться в этой статье.
***
Начну, пожалуй, с того, что представления о Кастанеде в США и в России чрезвычайно сильно различаются, можно даже сказать что радикально - в России, кроме непосредственно его книг и некоторых ранних его интервью, ничего о нём, по большому счёту, не знают, и знать не хотят. Как оказалось, даже если оставить экономику в покое, то, фактически, даже в области осведомлённости и информированности, Россия представляет собой настоящие информационные задворки. Могу поспорить с вами, что, прочитав эту статью, вы сами согласитесь в этом со мною. Степень различий в представлениях о творчестве Кастанеды здесь и "у них" может проиллюстрировать такой простой пример: если вы встретитесь с любым "продвинутым" фанатом Кастанеды в США, как это сделала я, желая внести ясность в некоторые вопросы возникшие у меня после увиденного мною сюжета по CNN, то вы узнаете от него, что дон Хуан оказывается... оказывается жив!

Если вы вовсе не удивлены этим революционным заявлением, то вам можно не читать эту статью дальше, ну а если от утверждения - "дон Хуан жив" - у вас отвисает челюсть, то, мои малообразованные российские любители Кастанеды, убедительно рекомендую вам внимательно прочитать эту статью до конца. Обещаю, что вас ждёт сюрприз нехилых размеров, если не сказать большего. По крайней мере лично на меня, всё это расследование произвело эффект разорвавшейся бомбы. Вот так вот, не больше и не меньше. Чтобы не томить читателя, расскажу эту историю вкратце с самого начала.
***
Попытки хоть как-то подтвердить правдивость рассказов Кастанеды предпринимались не раз, но во всех случаях они заканчивались ничем. Таким образом, вопрос правдивости или лживости того что было изложено в его книгах, всегда оставался открытым, что не оставляло никакой другой возможности апологетам его учения, кроме как слепо верить в реальность дона Хуана, также, как, например, христиане верят в Деву Марию. Редкие столкновения между критиками и скептиками правдивости литературного наследия Кастанеды и толпами его преданных фанатиков продолжались до 1999 года, когда журналист Майкл Спенс не провёл своё сенсационное расследование, которое дало ответы на все вопросы, пожалуй, как скептикам, так и фанатам его учения, поставив в этой долгой истории жирную и вроде как окончательную точку.

Качора.
Проводя собственное расследование и ища выходы на магов линии дона Хуана, знающие люди порекомендовали Майклу обратиться к духовному лидеру индейцев яки - Качоре. Полное его имя - Tezlcazi Guitimea Kachora. Качоре даже пришлось однажды представлять интересы яки на слушании ООН в 1992 году. Как впоследствии оказалось, Качора - это не только официальный духовный лидер племени яки (spiritual leader for the Yaqui Nation from Sonora), но он также является едва ли не самым известным шаманом во всей Мексике.

Кстати говоря, забегая чуть вперёд, если вы проведёте небольшой тест, и зададите в любом населённом пункте Северной Мексики простой вопрос, - "Как найти Нагваля?" - вам безошибочно укажут куда нужно ехать, и где его искать. Слово Нагваль (Nahaul) - значит духовный лидер, и на данный момент (равно как все последние 50 лет) нагвалем яки является упомянутый мною ранее Качора - старый шаман из Соноры, которого избирают раз в 10 лет старейшены из всех племён яки, которые съезжаются с этой целью в Мексику где бы они не находились, чтобы определить следующего духовного лидера на следующий временной цикл. Качора очень известный и уважаемый в Мексике человек, его знают все или почти все, - не обязательно только яки, - он что-то вроде нашего Кашпировского или Чумака и у всех на слуху.

Чем же так известен Качора? Прежде всего он известен как непревзойдённый целитель; в Мексике, если вы попросите простых людей рассказать о нём, вероятно, вы, также как и я, услышите много потрясающих историй о том, как он поднимал на ноги и успешно излечивал практически безнадёжно больных людей, от которых отказывалась даже официальная медицина. Во-вторых, Качора известен также как и местный политический деятель - ярый защитник яки, которым в последние 20-30 лет приходится весьма туго (а когда им было не туго?) и которые являются одним из самых беднейших слоёв населения Мексики, тем более несправедливо, что это самая что ни есть коренная часть жителей Мексики, в наши дни, похоже, пришла в полный экономический упадок и этническое вырождение.

Покопавшись в литературе (см. библиографию) и наведя дополнительные справки, кроме вышесказанного, я смогла узнать о Качоре следующее. Качора считается одним из самых почитаемых старейшин (Elders) Мексики, и он настоящий индеец яки. Его отец - другая известнейшая и историческая фигура, - легендарный целитель по имени Джавали (Javali). Его также часто называли Нагвалем (т.е. человеком знания), но Качора говорит, что он сам не любит его так называть, и предпочитает называть его как "doctor del campo" (деревенский доктор или знахарь по-нашему). Качора ещё будучи молодым, непрерывно путешествовал по всей Мексике со своим отцом, который, как считается, с детства обучил его всем премудростям и тонкостям магии и лечения людей. Считается, что его отец был одним из крупнейших специалистов по лекарственным растениям, который в своё время учился лично у другого легендарного нагваля яки - Чимоты (Chimoto). Людская слава говорит, что сегодня нет никого равного в области лекарственных препаратов и их магическому применению Качоре, как единственному наследнику всех секретов его предшественников. Он родился примерно в 1912, он сам рассказывает о своих смешанных толтековских и монгольских корнях. Когда у него спрашивают, как ему удаётся излечивать таких безнадёжных больных, он может часами рассказывать вам о Духе, посредством которого он действует и рекомендациям которого он во всём следует. Индейцы яки называют этот единый дух как Чамахуа (Chamahua), и согласно их вере, когда человеку удаётся полностью слиться и расствориться в нём, - его возможностям нет никаких пределов. Для выполнения этой сложнейшей задачи, от человека требуется отречься от его повседневной жизни и полностью посвятить себя задаче достижения идеального отражения и воплощения Духа Чамахуа в своих делах, мыслях, словах, что потребует от соискателя развития невероятной дисциплины и самоконтроля.

Качора вовсе не скрывает свои знания о "точке сборки" ("punto de encage"), и может часами говорить об этом понятии, в своём роде уникальном для всей мировой мистики, нигде не встречающимся кроме как в таинственной мифологии шаманов Соноры. Качора рассказывает, что с самого детства мама заставляла его, чтобы он ежедневно практиковался в удержании неподвижной фиксации взгляда на одной точке, при этом сохраняя такой немигающий взгляд при полном внутреннем безмолвии, добиваясь состояния полного безмыслия и тишины. Такая тренировка проводилась ежедневно с самого детства по несколько часов и обязательно каждый день. Со временем, при правильной практике, когда внутренний диалог и весь окружающий мир полностью остановлен, - говорит Качора, - появляется способность произвольно управлять своей точкой сборки. Он много рассказывает про свою мать. Он говорит, что она родом из города Чипа (Chiapas), и он говорит, что именно она познакомила его с тем сакральным разделом тайного знания, что шаманы называют Кэйзи (Kaezi) - искусство манипулирования точкой сборки.

Как я читала, Качора также не любит, когда его пытаются фотографировать или записать на плёнку, хотя, в последнее время, похоже он начинает отходить от своих принципов, по крайней мере лично я пару раз видела его дающим интервью телевидению. В настоящий момент он проживает в San Luis Potosi, Mexico (где и проводит время от времени свои знаменитые семинары для всех желающих, о чём мы поговорим подробнее чуть ниже).

Собственно, повторюсь - ибо это очень важно, - в том, что я сейчас рассказываю, нет никакого секрета; любой (практически любой) житель Мексики знает имя Качоры и весьма наслышан о нём, как о знатоке лекарственных растений из Соноры. Если у вас есть выход в интернет и вы хотя бы на базовом уровне владеете английским или испанским языком - вы можете самостоятельно найти о нём практически всё то, о чём я вам здесь кратко рассказала.

Знакомство в Соноре.
Итак, возвращаясь к нашей истории, как вы уже наверняка догадались, журналист Майкл Спенс сумел безоговорочно установить факт того, что Качора и Кастанеда были прекрасно знакомы, что Кастанеда неоднократно приезжал к Качоре в гости и оставался у него, иногда даже на целые месяцы. Установить это было не так уж сложно, учитывая факт того, что Качора и сам-то никогда не скрывал этого. Как говорили люди знающие его, он говорил им ещё лет 20 назад, что Кастанеда был именно его учеником, и что именно он познакомил его с другими старейшинами и шаманами Соноры, которых он всех прекрасно знал и с которыми он, по просьбе Кастанеды, сам свёл его. Человек с внешностью Кастанеды всегда был экзотикой в таких краях как Сонора, и он не мог не обращать на себя внимания местного населения, поэтому все местные были в курсе того, что он учился у Качоры, и подтвердить это впоследствии было не таким уж сложным делом. Именно из-за исключительного авторитета и известности Качоры, как выдающегося знатока многих лекарственных растений и их малоизвестных свойств, Кастанеда, по рекомендации его друга, занявшегося бизнесом в Штатах и постепенно перебравшегося из Мексики на ПМЖ в Лос-Анджелес, познакомился с Качорой. Конечно же, их знакомство произошло куда банальней, чем это было описано самим Кастанедой. В то время Кастанеда грезил антропологией и суматошно искал "горячий" материал для своей диссертации, которая ему была нужна просто "позарез", чтобы получить шанс остаться на работе в его любимом университете UCLA. Как рассказывает сам Качора, их первоначальное сотрудничество постепенно разрасталось и расширялось, и помимо бесконечных разговоров о растениях, постепенно они перешли к другим темам, в частности, к шаманской традиции племени яки, ярким и титулованным носителем которой и являлся Качора. Как я уже говорила ранее, именно по этой причине Качору в Мексике простые люди обычно так и величают: нагваль или просто старейшина.

Кастанеда и его книги.
Итак, мы подошли к самому интересному вопросу, - по крайней мере для меня, - то, ради чего всё и затевалось. Стратегический вопрос: так правда или нет то, что описал Кастанеда в своих книгах? Как теперь установлено, оказались не правы и те, кто утверждал, что все изложенное в книгах Кастанеды - чистой воды вымысел, равно как заблуждаются и те, кто принимают всё рассказанное Кастанедой за чистую монету от первого до последнего слова. Как уже вероятно догадались читающие эту статью, что раз главный прототип Кастенеды, его учитель дон Хуан, жив, то, вероятно, как минимум, Кастанеда имел склонность слишком приукрашивать всё, что он услышал за время своего многолетнего ученичества у главного старейшины Соноры - нагваля Качоры. Перечитывая перед написанием этой статьи многочисленные интервью Качоры, чтобы выбрать из них самое важное, я заметила, что, отвечая на шаблонный вопрос - "Правда или нет то, что написал Кастанеда?", - журналисты особенно часто любят цитировать вот этот ответ Качоры:

- Безусловно, Карлос Кастанеда - величайший и талантливейший из писателей, но нужно быть безумным, чтобы пытаться увидеть в Кастанеде мага.

В самом деле, Качора говорит, что Кастанеда в своих книгах всё очень сильно преувеличивает, придаёт всему грандиозность и драматизм. Его излишняя начитанность и академичность, в частности его очень сильное увлечение философией, привело к тому, что многие концепции развиты им самостоятельно или им придан совсем иной, интеллектуально-рациональный смысл по сравнению с тем, что первоначально рассказывал ему Качора. По его словам, главная задача которую поставил перед собой Кастанеда, когда писал эти книги, - это произвести максимальный фурор и эффект на воображение человека читающего эти книги - загадочностью, грандиозностью и трансцендентностью мира магии, и чтобы достичь этой цели, Карлос не останавливался ни перед чем. Главная цель его книг, как говорил сам Кастанеда Качоре (с его слов), - это зачаровать и захватить ум среднестатистического европейского человека, взорвать его неподвижные и негибкие представления о мире, раздвинуть рамки возможного и показать границы того, до чего можно дойти, если суметь хоть чуточку измениться в лучшую сторону.

Качора говорит, что "Кастанеда никогда не ставил задачу передать в своих книгах в точности именно магическое знание, - как раз именно этого там и нет ни на йоту", - говорит Качора, - "никто из тех сотен тысяч, кто проштудировал его книги от корки до корки, не стал ещё видящим, потому что это - исключено в принципе. И сам факт этого, как конечный результат всех пустых усилий, - единственное и достаточное доказательство того, что это что угодно, например литература, - но только не магия. Тратить свою жизнь на это (магию - прим. А.С.) просто прочитав Кастанеду - это значит обманывать себя. Обучение видению невозможно без видящего. Утверждать обратное - это и значит индульгировать, полагаясь в магии на свой ум, а не на прямое видение, - занимаясь при этом любимым занятием людей - обманом самого себя и окружающих. Это (книги Кастанеды - А.С.) литературное произведение, а не руководство по магии, пора бы это уже понять" - говорит он. "Кастанеда не был никогда магом, и потому он не мог никогда знать, что это такое - магия. Он прожил свою жизнь и умер как любой обычный человек", - утверждает Качора. Он описывает магию как бы со стороны, с голливудской склонностью американцев всё преувеличивать и драматизировать, склонностью к эффекту и желанию оказать впечатление. "Карлос чертовски индульгирует в своих книгах, также, как и в своей жизни", - замечает по этому поводу Качора. На земле существуют тысячи магических культов, не менее загадочных чем шаманизм, и чтобы на этом богатом фоне суметь привлечь к себе внимание, Кастанеде пришлось приложить максимум усилий и фантазии (сгорание в огне изнутри, прыжки в пропасть, встреча с Арендатором, спасение из плена неорганических существ \'Голубого Скаута\' и т.д.) - Качора категорически отвергает реальность всех этих небылиц.

"Кастанеда просто первоклассно играет на ограниченности и доверчивости среднестатистического европейца, - умело сочетая реальное с нереальным, усиливая правдоподобность одного за счёт другого, - который заглатывает наживку из экзотического блюда по самое горло" - пишет исследующий его биографию журналист Майкл Спенс. Даже бывшая жена Кастанеды, его горячая почитательница - Маргарет Раньян, - банально сопоставляя даты и факты, которые приводит Карлос в своих книгах, вынужденно приходит в недоумение: "Возможно, что первая книга Карлоса и, предположительно, последующие явились смесью действительности и воображения", - пишет она в своей автобиографической книге "Магическое путешествие с Карлосом". Вместе с тем, Качора всё же признаёт, что многое из того, что описывает Кастанеда - базируется на реальных фактах, событиях и концепциях Толтеков, - это то, что рассказал Кастанеде сам Качора, а Качоре - его отец. В частности, Качора подтверждает, что техники сталкинга, перепросмотра, искусства управления точкой сборки и сновидением и некоторые другие концепции освещённые Кастанедой в своих книгах, действительно реально существуют и практикуются многими нынешними шаманами Соноры. Качора рекомендует книги Кастанеды всем, как прекрасное введение и ретроспективный обзор шаманизма и некоторых его идей о мире и человеке, прекрасно адаптированных для усвоения среднестатистическим человеком, поданных в упрощённой и в несколько вычурной форме, наиболее подходящей для современного интеллектуально избалованного и падкого на сенсации европейского читателя.

Тенсегрити.
Признавая частичную правдивость информации излагаемой Кастанедой в своих книгах, в тоже самое время, Качора отметает реальность и свою причастность к некоторым концепциям Кастанеды, например, к тенсегрити. Качора утверждает, что никто из известных ему шаманов Соноры, включая его самого, не знает что такое тенсегрити. Качора говорит, что тенсегрити не является элементом магии, а, скорее, великолепным бизнес-планом по выколачиванию денег поклонников Кастанеды на постоянной основе. Именно для этого и был создан коммерческий фонд "ClearGreen,Inc". "Просто, вероятно, в какой-то момент Карлос и его подруга поняли, что гораздо проще и эффективней делать деньги "из воздуха", на проведении еженедельных семинаров и тренингов по тенсегрити, чем работать над созданием очередной книги из серии. К сожалению, в Америке часто принято считать, что если есть популярность, то её запросто можно (и нужно!) конвертировать в наличность. Тенсегрити - яркий пример такой точки зрения."

По мнению Качоры, именно с этой точки зрения и нужно рассматривать эту "технику". "Я ничего не рассказывал Карлосу про некие магические пассы, и именно по этой причине во всех его книгах (кроме последней) нигде нет упоминаний про т.н. тенсегрити."

Кто на ком зарабатывает?*
* - Данный пункт написан по мотивам наиболее часто задаваемого мне вопроса в ваших письмах.
И закончить эту часть статьи мне бы хотелось ответом на наиболее частый и стандартный вопрос-реплику, которым меня бомбардируют последнее время по почте, после публикации мною этой статьи на многих российских кастанедческих сайтах. Они пишут: "Всё понятно, ещё один тип (в данном случае Качора) решил примазаться к неувядающей славе Кастанеды, и, как часто замечают при этом, срубить бабла на Кастанеде". Ну, что тут можно сказать? Часто в России говорят: "у кого что болит, том о том и говорит", и, как видно, подобные обвинения в нашем случае - лишний раз подтверждают правдивость этого правила.

Всё дело в том, что Качора проживает фактически в самой настоящей лачуге, хотя уже на другом краю Сан Луис Потоси (его п.м.ж.) раскинулся крупный американский обучающий лагерь, где американские бизнесмены реально пытаются заработать на страждущих, приезжающих к Качоре со всего мира. В их помещениях и проходят практически все лекции Качоры. И при том при всём, я лично видела как живёт Качора и его семья - чрезвычайно скромно, чрезвычайно, повторяю! Здесь в США такой образ жизни не назвали бы даже и так, а кроме как нищетой - никак иначе. И я повторяю, что вся эта американская братия вокруг него ездит на дорогих джипах и делает на его существовании реальные деньги, примерно также, как это делал и Кастанеда в своё время. Поэтому, делая такие довольно забавные оправдания, смотрите только, не перепутайте первичность причины и следствия Да и повторяю, это вовсе не важно: факт того, что Кастанеда был в очень хороших отношениях с Качорой, часто оставаясь у него жить на целые сезоны, уже твёрдо установлен и проверен-перепроверен многочисленными исследователями. С чем спорим господа? Хотите верить в Кастанеду и сгоревшего в огне изнутри дона Хуана - верьте, хотите знать что было на самом деле - читайте внимательно статью. Я писала статью именно для последних, поэтому если вы из когорты первых, просто закройте это окно и потратьте ваш логин в Сеть на что-то более полезное. Приятных сновидений.

Это довольно забавно, когда Кастанеда только на первых 3 книгах заработал по самым скромных оценкам от 1 до 3 миллионов долларов. Заметьте, его информатор (Качора не считает Кастанеду своим учеником, потому как по словам Качоры - Кастанеда это писатель, но он не был никогда шаманом, а, значит, и его учеником) не получил с этого ни копейки. Теперь, когда известно, что последние 5 лет своей жизни Кастанеда прожил в одном из отелей Хилтон, проповедуя в это время своёй наивной пастве отречение и умеренность во всём мирском, довольно забавно звучат обвинения, когда мои русские наивные друзья пытаются сделать вывод о том, что, "якобы Качора наживается на Кастанеде". Уж поверьте, я была в Мексике у Качоры, и точно знаю, что Качора (в отличии от бизнесмена-писателя Кастанеды) очень скромен, и реально не имеет в жизни ничего лишнего. Встречный вопрос: угадайте с трёх раз, кто на ком в этой ситуации нажился? Даже когда Качора собирался прилететь в Россию на свою Родину (все шаманы считают, что они родом с Сибири, а ещё точнее, с озера Байкал - я думаю вы все слышали кучу легенд про это святое место), то деньги на это собирали "всем миром": ни родственики-миллионеры Кастанеды, не бизнес-воротилы из ClearGrean Inc, - никто не захотел помочь ему в этом, хотя многие из близкого окружения Кастанеды знают Качору, и вовсе не отрицают его роль в написании книг Кастанеды. Согласитесь, довольно забавно, когда вылазит некий очередной тип и заявляет, оказывается! что Качора пытается на ком-то заработать: поверьте, заработать на шаманизме больше чем заработал Кастанеда уже вряд ли кому-то удастся. Сложно обвинить в чём-то человека, когда у него кроме его лачуги больше-то ничего и нету. Я не призываю вас верить мне на слово, - просто съездите и посмотрите сами как он живёт, и перестаньте молоть чепуху (как про шамана Качору, так и про его "последователя" писателя Кастанеду).

(с) Алиса Суворова (Albany, NY) 11.02.2004