Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Поза для Дзадзен. Критические замечания.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

Критические замечания относительно позы для Дзадзен мастера Кодо Саваки.

Мастера Кодо Саваки я глубоко и искренне уважаю, а также часто цитирую. Однако, как говорится. "Платон мне друг, но истина дороже". У меня имеются серьёзные претензии к той позе для выполнения Дзадзен, которая принята в Школе мастера Кодо (см. lib.rus.ec/b/302355/read ).
Там пишется следующее: " язык должен быть прижат к верхнему нёбу, Руки лежат у живота, кончики больших пальцев сомкнуты и расположены напротив пупа."

На мой взгляд, это неправильно и даже чревато неприятностями. Дело в том, что такая позиция рук и языка оказывает весьма специализированное воздействие на энергосистему и на психоэмоциональную сферу практикующего. Для кого-то эта позиция будет очень полезной и благодатной (грубо оценивая - примерно для трети практикующих), для кого-то - нейтральной, а ещё для одной трети она будет вредной и чреватой деформацией личности по паранойяльному типу. К сожалению великий мастер плохо разбирался в энергетике.

Вот почему в моей школе для тех, кто не прошёл индивидуальную консультацию рекомендуются только общие (неспециализированные) методы. Ну а прижатие языку к нёбу и смыкание кончиков больших пальцев - это, во первых, задаёт обратный круг циркуляции энергии, а во-вторых, имеет свои, весьма чёткие, показания и противопоказания. Рекомендовать эти техники всем без разбору, является грубой ошибкой.

Вот фото мастера Кодо Саваки, сидящего в Дзадзен:
images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text...5.jpg&rpt=simage
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

А вот описание позы для медитации в одном из дзен-буддийских блогов:

Замечу, что автор не проявляет ненужной оригинальности, а воспроизводит традиционный дзенский подход к медитативной позе. Правда дзенские наставники не любят слово "медитация" и заявляют, что они не занимаются медитацией, а практикуют Дза-Дзен. Однако для нас совершенно очевидно, что на самом деле речь идёт об одном и том же - о работе над своим сознанием, сидя в предписанной позе.

kasatka.me/semichastnaya-poza-buddy-vajrochany/
Здесь текст, а изображение (фотография скульптуры Будды) можно посмотреть здесь: kasatka.me/ Жирным шрифтом выделено мною (В,М,)
Семичастная поза Будды Вайрочаны.
Эта позиция универсальная практически для всех ветвей буддизма и не только его. Применяется в дзэн и в тибетском буддизме. В дзэн эта поза не носит такого названия, но считается, что само понятие «дзадзэн» уже подразумевает именно эту позицию. Наверняка именно так сидел Будда Шакьямуни под деревом Бодхи. Часто Будда изображается именно в этой позиции, которую он скорее всего унаследовал из традиции йоги, в которой падмасана также считается самой лучшей позой для медитации.

И тибетский буддизм и дзэн учат, что состояния ума и тела взаимосвязаны. То же самое утверждается и в современной психологии. Семичастная поза Будды Вайрочаны — стабильная, удобная позиция, пригодная для длительных практик медитации в неподвижности.

Итак, Семичастная (Семичленная) поза Будды Вайрочаны:

1.Ноги.
Фундамент. Если у вас не исключительная растяжка, то рекомендуется сидеть на специальной подушке для медитации. Лучшая — поза Лотоса, она же Падмасана в индийской йоге. Ноги перекрещены, ступня каждой ноги лежит на противоположном бедре. Критически важно выполнять эту позицию за счет тазобедренных суставов, но ни в коем случае не за счет вывернутых коленей. Большинству западных людей такое положение ног не доступно. Ничего страшного, ведь позиция полу-лотоса такая же удобная и стабильная: одна ступня закинута на противоположное бедро, другая спрятана под другим бедром. Если не хватает гибкости, то ступню с бедра можно опустить на голень противоположной ноги (четверть-лотос).

2.Руки.

Ладони рук направлены вверх, левая лежит на правой, большие пальцы соприкасаются, образуя овал. Вся эта композиция покоится на бедрах или на перевернутых стопах, если вы сидите в полном лотосе. В дзэн такое положение рук зовется «космической мудрой». Это стандарт, но есть также и другие мудры, пригодные для медитации. Или можно удобно расположить руки на коленях.

3.Спина.

Прямая. Поясница чуть прогнута, таз выдвинут вперед. Важно, чтобы позвоночник покоился на своем основании. Найдя правильное положение, спина будет держаться без усилий. Иначе, вас замучают напряжение и боли в спине. Если не получается установить спину прямо, можно попробовать сесть на более высокую подушку или поставить свою подушку на ребро. Если всё равно не получается держать спину ровно без усилий, то желательно заняться растяжкой. Подробнее об этом всё в том же посте о позе лотоса. Есть ещё один хороший вариант: сесть, оперевшись о стену, а между поясницей и спиной положить маленькую подушку. При медитации стоя или лёжа, спина будет прямой гарантированно.

4.Плечи.

Расправлены как крылья грифа, понятно? Просто сохраняйте плечи на одном уровне, грудная клетка раскрыта, дышится свободно. Между руками и туловищем остается небольшой просвет, как будто бы вы держите по куриному яйцу подмышками. Но никакого напряжения.

5.Голова и подбородок.

Голову держите прямо, как будто бы вас подвесили веревкой за темя. Подбородок чуть поджат. В цигун считается, что прижатый подбородок помогает циркуляции энергии ци по малому небесному кругу, основному каналу движения энергии в теле. Кроме того, при поджатом подбородке вытягивается спина и легче держать язык прижатым к нёбу, о чем ниже.

6.Рот и язык.
Челюсть, зубы в естественном положении без напряжения. Язык прижат к нёбу. В цигун также считается, что язык к небу прижимается для замыкания этого самого малого небесного круга. Это стандарт.

7.Глаза приоткрыты и смотрят в метре перед собой, параллельно линии носа. Глаза рекомендуется держать открытыми, чтобы оставаться бодрым. Закрытые глаза порой провоцируют большое количество мыслей и образов на экране ума. Но в некоторых случаях можно держать глаза закрытыми. Например, у меня они иногда почему-то болят и слезятся.

Ну вот и всё. Не смотря на то, что Семичастная поза Будды Вайрочаны является наиболее удобной и рекомендуемой, нам, западным людям, не так-то просто она дается. Поэтому, для некоторых лучшим вариантом будет медитировать, сидя на стуле, нежели на полу со скрещенными ногами. Все остальные пункты остаются в силе.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Что здесь не так и почему эта поза не может быть универсальной?
Вот три пункта, из вышеприведенной статьи, с которыми я никак не могу согласиться:

а) Положение рук (мудра):
"Ладони рук направлены вверх, левая лежит на правой, кончики больших пальцев соприкасаются, образуя овал. Вся эта композиция покоится на бедрах или на перевернутых стопах, если вы сидите в полном лотосе. В дзэн такое положение рук зовется «космической мудрой». Это стандарт..."

б) Положение языка (языковое замыкание, известное в Йоге как Набхи Мудра):
"Язык прижат к нёбу. В цигун также считается, что язык к небу прижимается для замыкания этого самого малого небесного круга. Это стандарт. "

в) Положение глаз. В дзен-буддизме стандартным образом рекомендуется "держать глаза открытыми, чтобы оставаться бодрым. Закрытые глаза порой провоцируют большое количество мыслей и образов на экране ума."

Прежде всего, первые две техники (мудра замыкания больших пальцев и языковое замыкание) являются очень специализированными по своему воздействию. И та, и другая техника активизирует зону межбровья (Аджна Чакрам). Как и любые другие специализированные техники, они имеют свои показания и свои противопоказания. Поэтому рекомендовать их всем подряд, без предварительной энергетической диагностики, не следует. К сожалению, понимание этих вещей в Дзен-Буддизме отсутствует, Причиной тому является полное игнорирование знаний по биоэнергетике человека, наиболее полно представленных в китайском цигун и в Чжень-Цзю терапии и рассмотрение духовного развития в полном отрыве от развития энергосистемы человека.

Более подробно об этом можно прочесть здесь:
http://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part2/58-2201.html
(книга "Путь без иллюзий", 2-й том, часть 2, глава 1 "Энергосистема, сознание и духовное развитие".)

Далее, главной целью буддистской практики является достижение Просветления - Боддхи и обретение интуитивной Мудрости-Праджни. Однако для этого необходима медитация самонаблюдение, выполняемая непременно при закрытых глазах. Практика медитации с открытыми глазами даёт энергетическое развитие, но не информационное, обретение Силы (Шакти), но не обретение Мудрости (Праджни). Понимание этой, для меня несомненной закономерности, в Дзен-буддизме, а также и в тибетском учении Дзогчен, к сожалению, отсутствует.