Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

\"Аз есмь\", \"Кто я?\" и медитация самосозерцания.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

"Аз есмь"(я существую) vs самовопрошания "Кто Я". [/b]
Всем, кто стремится обрести просветление, хорошо известен метод самовопрошания "Кто я?", предложенный индийским подвижником Рамана Махарши. Однако задолго до Рамана Махарши в Дзен-буддизме широкой популярностью пользовался коан «Кто тот, кто повторяет имя Будды?».
Этот коан, по сути, совершенно идентичен самовопрошанию "Кто я?". Рассмотрим его подробнее.
"В Китае и Японии в своё время была очень популярна буддистская Школа Чистой Земли. Согласно учению этой школы, для того, чтобы в следующем воплощении переродиться в раю, нужно практиковать повторение имени Будды или же повторение мантры Будды Амитабхи. Эта школа религиозного буддизма по основному методу духовной практики фактически относится к Мантра-йоге. Многократное повторение Имени Божьего, с методической точки зрения, не что иное, как разновидность медитации-сосредоточения на одном объекте. Подобные же школы религиозной Мантраяны существуют практически во всех религиозных традициях. Особенно сильно Мантраяна представлена в индуизме, однако её аналог имеется и у мусульман (памятование Аллаха) и в христианстве (Иисусова молитва).

Когда к чаньским учителям приходили за советом и наставлениями последователи Школы Чистой Земли, те обычно давали им коан «Кто тот, кто повторяет имя Будды?». В те времена этот коан был особенно популярен, да и в наши дни чаньские наставники часто дают его своим ученикам.

Представьте себе, уважаемый читатель, что христианину-молитвеннику рекомендуют задать себе вопрос: «Кто повторяет имя Христа?» или же: «Кто возносит молитвы Господу?» и сделать этот вопрос своей главной духовной практикой. Да, этот вопрос действительно имеет духовную ценность, поскольку производит кардинальный переворот. Центр тяжести духовной работы, духовного делания смещается от Бога к человеку, от Бога к самому себе. Однако тот «Бог», к которому религиозный человек обращается в своих молитвах, как я уже ранее говорил, на самом деле, всего лишь продукт его собственного воображения, субъективный идеализированный образ, спроецированный вовне. Бог религий - это психическое идолище, состряпанное из наличествующего в опыте верующего человека психического материала (мыслей, эмоций, образов). Поэтому перенос внимания с этой внутрипсихической иконы на самого себя имеет огромное значение и означает коперниканского масштаба переворот в представлениях о духовной практике. Однако и этот вопрос, как и равноценный ему коан Рамана Махариши «Кто я?» всё-таки останавливает нас на полпути к себе.

Практика самосозерцания (самонаблюдения) не нуждается вообще ни в каких вопросах. И начинается она там, где прекращаются все вопросы, даже такие замечательные как «Кто я?».
На мой взгляд, не нужно работать, надрываясь душою, над этим вопросом. Всё, что требуется - один раз задать себе этот вопрос, а потом приступить к непосредственному интроспективному смотрению в самого себя. Ответ на него даст не работа ума, а работа прямого непосредственного самовосприятия, которая, как оказывается, может быть полноценной и эффективной только при полном прекращении умственной деятельности, при прекращении процесса думания.

Если вопрос «Кто я?» приводит к усилению думания – он не способствует духовному развитию. Если же он является указанием для практики самосозерцания, тогда он полезен. Но только как инициирующий момент, обращающий сознание на самого себя. Это подобно тому, как если бы у вас возник вопрос: «А что там, в шкафу?», а вы, вместо того, чтобы подойти, открыть, да и посмотреть, начали бы усердно размышлять и строить различные версии.

Вот почему все вопросы такого рода, на самом деле, совершенно излишни, коль скоро у нас есть практика медитации-самоосознания."
(самоцитирование, "Путь без иллюзий").
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Вообще говоря, с использованием вопросов в медитативной практике не всё так просто и замечательно, как кажется на первый взгляд. Снова самоцитирование:
"Любой вопрос, который мы ставим самому себе, требует ответа и тем самым активизирует работу ума. Вопрошание - это приглашение к думанию, активизация речи и мышления. Оно всегда оставляет нас в рамках познавательного метода, соответствующего сфере грубоматериального. В этом состоит коренное отличие вопрошания от простого сосредоточения, при котором не остаётся никаких возможностей для самообмана, для подмены духовной практики бесплодным рассуждательством.
Когда речь идёт о духовном постижении, тот, кто начинает с вопросов, тем самым немедленно обрекает себя на неудачу, ибо на самом деле начинать следует с ответов. Для людей ума это непостижимо, а для тех, кто занимается духовной практикой - совершенно естественно."
Однако существует один замечательный по своему воздействию на сознание, хотя и очень короткий духовный текст - знаменитое "Аз есмь" ( "Я есть" или же "Я существую"). Это высказывание, приводит к очень замечательной и нетривиальной вещи - к осознанию факта собственного бытия. Очень важно, что это не вопрос, всегда запускающий работу ума, а утверждение, указующее на факт собственного бытия. Бытия как такового, в идеале не отягощённого никаким иным содержанием.

"Аз есмь" является невероятно эффективным средством, создающим правильную внутреннюю медитативную установку для успешной дальнейшей практики медитации - самосозерцания. Только не следует использовать "Аз есмь" как своего рода мантру или как коан, над духовным смыслом которого требуется натужно размышлять, как это предлагают дзен-буддистские наставники. Нет, это совсем другое, это средство создания в самом начале, непосредственно перед медитацией, должной внутрипсихической установки, а также для того, чтобы, при необходимости, периодически возобновлять эту установку. Таким образом, " Аз есмь" - это не центральное звено медитации, а, при всей его полезности, только вспомогательное средство. "Аз есмь" используется в самом начале медитации, а также во время самой медитации (для возвращении внимания к процессу самонаблюдения в случае его отвлечения).
 

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Я полагаю достаточно очевидным, что метод самовопрошания Рамана Махарши идентичен дзен-буддистскому методу "всматривания в коаны" (более конкретно - коану "Кто повторяет имя Будды?"). И по моему скромному разумению (знаменитое ИМХО - мантра, отгоняющая злых духов от текста ), коан "Кто я?" имеет те же самые недостатки, что и коан "Кто повторяет имя Будды?" и является малопригодым для полноценной работы с сознанием. Утверждение "Аз есмь" принципиально отличается от этих коанов и рекомендуется как вспомогательный приём, благоприятствующий успешной медитации самонаблюдения.

Очень хорошо представляю бурю негодования, которую вызовут эти слова у многочисленных почитателей действительно прекрасного человека, но, на мой взгляд, не слишком компетентного наставника. Однако, тем, кто систематически практикует самовопрошание по Рамана Махарши, я настоятельно рекомендую сначала попробовать метод"Аз есмь" в сочетании с практикой самосозерцания, а только после этого высказывать свои оценки и суждения.
"В заключение этого обсуждения, тем энтузиастам дзэн-буддизма, кому моя критика дзэна коанов показалась неубедительной, я предлагаю коан отечественного происхождения, содержащий всю квинтэссенцию русской народной мудрости.

Дело было зимой. Стоял лютый мороз. Было настолько холодно, что птицы замерзали на лету. Так произошло и с воробьишкой, который перелетал через улицу. На полпути силы его оставили, и он упал прямо на дорогу. Тут бы ему и конец, но, к счастью, мимо проходила лошадь и наложила прямо на него большую кучу. В тёплом навозе воробьишка отогрелся и от радости начал чирикать. И лучше бы он этого не делал! Мимо проходила кошка. Услышав чириканье воробья, она тут же вытащила его из навозной кучи и немедленно слопала.

Отсюда вытекают три морали.

Мораль первая: Не всякий тебе враг, кто на тебя насрал.

Мораль вторая: Не всякий тебе друг, кто тебя из дерьма вытащил.

Мораль третья: Попал в дерьмо - сиди, и не чирикай!


Сутью или «Хуа-тоу» этого коана является популярное в русском народе выражение: «попал в дерьмо - сиди и не чирикай». В предельно концентрированном виде в нём выражена беспристрастная и в высшей степени объективная оценка самого факта нашего земного воплощения («попал в дерьмо»); указание на необходимость практики сидячей медитации, выраженное в предельно лаконичной форме (императивное «сиди!»), а также безмолвного созерцания и прекращения внутреннего диалога («не чирикай!»). Вне всякого сомнения, прилежная работа над этим коаном в кратчайший срок приведёт вас к полному и окончательному просветлению." "
Вышеприведенные цитаты взяты из моей книги "Путь без иллюзий", том 2-й, часть 1-я, глава 3-я "Дзен коанов и дзен безмолвного созерцания".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
DB

Интересно. Какое-то время я довольно часто во время медитации мысленно говорил "я здесь" или "здесь и сейчас", чтобы избавиться от круговерти мыслей, меня захвативших. Рискну предположить, что по эффекту это может быть сходно с "Аз Есмь". Сейчас такого специально стараюсь не делать. Но иногда эти слова сами возникают в голове, когда осознаю что я отвлёкся.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Kargopolov

Хочу ещё раз подчеркнуть, что "Я есть" - не более как вспомогательное средство для начинающих. Как только медитация самосозерцание освоена, особой необходимости в нём нет. Я его использую крайне редко, только под настроение, в порядке экспериментирования. Но тем, кто практикует самовопрошание по Рамана Махарши, перйти к "Я есть" будет очень полезным. Таким образом они смогут напрямую убедиться в непродуктивности использования коанов- вопросов и освободятся от методических иллюзий по этому поводу.

Что касается "я здесь" или "здесь и сейчас", согласен, они вполне идентичны "Я есмь".
 

Kargopolov

Руководитель школы
#6
Kargopolov

Упражнение "Я ЕСТЬ" (взято из сайта "Путь к просветлению", автор - некто Валерий).
Теория упражнения проста. "Я ЕСТЬ" - это ощущение (знание) существования, бытия. Это бытие в чистом виде.
"Я есть" - это то, что наиболее близко к истине. "Я есть" - это основа, на которую наслаивается все остальное. "Я ЕСТЬ" - существует всегда, вне времени, все остальное - преходяще, невечное.
Любое состояние, переживание, любой вообще опыт имеет под собой одну и ту же базу - "Я ЕСТЬ".
Всё, что добавляется к "Я ЕСТЬ" - это просто то, что добавлено (можно сказать иллюзия, потому что это временное явление).

Суть упражнения в том, чтобы разложить всё воспринимаемое в конкретный момент на две категории: "Я есть" и всё остальное. Отделить "Я ЕСТЬ" от остального. Затем наблюдать "Я ЕСТЬ" и все остальное.
Наблюдение "Я ЕСТЬ" - это просто осознание своего бытия. Это осознанность. Когда вы в какой-то момент осознаёте свое Бытие, это и является наблюдением "Я ЕСТЬ". А наблюдение всего остального приводит к пониманию, что оно преходяще и по сравнению с "Я ЕСТЬ" - неистинное. Это приводит к разотождествлению (с воспринимаемым), что ускоряет процесс просветления.

Простая работающая (вплоть да просветления) аксиома: наблюдатель и наблюдаемое не может быть одним и тем же. Чтобы что-то было воспринято, должен быть воспринимающий, другими словами. Конечно, это создает дуальность: наблюдатель-наблюдаемое. Но эта дуальность до определенного момента просто необходима. В просветлении и эта, последняя, дуальность исчезает, но об этом позже (на пятом уровне).
Простой пример: Вы чувствуете усталость. Усталость воспринимается, другими словами. Но для того, чтобы усталость Была, должно быть Сознание, воспринимающее ее. То есть, "Я ЕСТЬ" является необходим условием для существования чего-то еще. И ваша задача отделить "Я ЕСТЬ" от "есть усталость" и наблюдать эти явления отдельно друг от друга. В отношении усталости делать ничего не нужно, просто примите ее как есть и все.
Возможно, пример получше - с эмоцией. Появляется эмоция, и вы в нее погружены. Но в какой-то момент вы осознаете, что есть эта эмоция - и уже в этот момент вы стали отдельны от нее, пусть даже немного. Вы как бы отошли в сторону и стали наблюдателем этой эмоции. Если наблюдение эмоции продолжается, эмоция исчезает, так как принимается как есть; или по крайней мере теряет свою интенсивность.
То же самое с мышлением. Идет процесс мышления, и вы в него погружены. Затем в какой-то момент вы осознаёте, что идет такая вот череда мыслей, и это осознание обрывает процесс мышления, пусть даже на мгновение. Остается состояние Я ЕСТЬ. Если это состояние продолжается, то погруженности в мышление больше нет, хотя мысли могут появляться и исчезать. Вы остаетесь как бы сторонним наблюдателем этого процесса. Пока опять не случится вовлечение в процесс мышления.
Чем ближе вы к просветлению, тем больше будет осознанности и меньше вовлеченности. И тогда это упражнение практиковать не придется, состояние Я ЕСТЬ будет случаться само, все чаще и чаще. А пока что попробуйте его поделать целенаправленно, насколько это возможно.
Это упражнение можно делать в любой момент времени. Можно идти по улице, говорить себе "Я ЕСТЬ" и наблюдать что есть. Только не нужно превращать это в автоматическое неосознанное бормотание "я есть", "я есть", "я есть" - от этого пользы не будет. Если говорите себе "Я ЕСТЬ", делайте это осознанно.
Успехов!
Мой комментарий:
На мой взгляд, очень достойный текст. Суть техники осознания с опорой на "Я ЕСМЬ" дана исключительно ясно, за что искренний респект автору (Валерию).

Добавлю только, что для более продвинутого уровня практики, эта опора уже не нужна и осознание выполняется без посредничества "Я ЕСМЬ". Необходимость в таком посредничестве уже отпадает, что никоим образом не умаляет ценности этой техники для начинающих.