Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова
  • Очные индивидуальные консультации у руководителя нашей Школы В. М. Каргополова. Все вопросы по телефону 8-931-955-1948
  • Групповые занятия проходят в Санкт-Петербурге по ул. Рентгена, д.10а (по вторникам, с 19:30 по 21:30). Сменная обувь обязательна. Занятия проводит преподаватель нашей Школы Анатолий Мамеев.
    Справки по телефонам: 8-931-200-2208, 8-931-955-1948, 8-911-723-8788
    Канал в телеграме: PBI_EMP

Вопрошающим.

Kargopolov

Руководитель школы
#1
Kargopolov

"Япония. Год в дзен-буддистском монастыре".
Янвиллем ван де Ветеринг
Во время моего пребывания в монастыре меня постоянно возвращали к повседневным заботам, к обычному течению жизни. Если я начинал излагать какую-нибудь сложную теорию, ее или пропускали мимо ушей, или смеялись надо мной, или просили, чтобы я прекратил нести чушь. Значение имели только «здесь и сейчас». Чем бы я ни занимался: чистил на кухне картошку, мыл рис, пропалывал грядки, учил японский язык, пил чай, медитировал, я должен был сосредоточиться на коане, предмете своей медитации, а не ворчать по поводу своих занятий.
Становится досадно, раздражает, когда тебя все время обрывают, не позволяют выговориться: «Я пережил то-то и то-то, подумал о том-то и том-то, умоляю вас, выслушайте меня!» Меня буквально взбесило, когда никто не захотел слушать мои излияния ... Нравы в дзенских монастырях жестоки и суровы...
 

Kargopolov

Руководитель школы
#2
Kargopolov

Бывают, если угодно, правильные вопросы и неправильные. Что я имею в виду?

"Правильные" вопросы вполне уместны и адекватны. Они заслуживают прямого ответа в русле заданного вопроса.
"Неправильные" вопросы порождаются винегретной кашеобразной совокупностью ошибочных взглядов, поселившихся в голове вопрошающего. Эти вопросы исходят из совершенно ошибочных взглядов или, что ещё хуже, порождаются серьёзными личностными проблемами вопрошающего.
Стать на ту же самую, совершенно неадекватную познавательную плоскость и начинать всерьёз отвечать на такой вопрос означает сотрудничать с совершенно ошибочной, исходяшей из ложных предпосылок, постановкой вопроса. Это абсолютно неправильно и делать этого не стоит.
А как же тогда отвечать? Что делать в подобных случаях?
Итак, возможны три варианта поведения.

а) "Повестись" и пытаться искренне отвечать в русле заданного вопроса. Об этом я уже говорил и расцениваю эту наивную реакцию как глупость и неадекватность вопрошаемого.

б) Отказаться отвечать на сам вопрос, но попробовать великодушно ответить на стоящую за этим вопросом личностную проблему самого вопрошающего. Т. е. игнорируем содержательную сторону вопроса и говорим о личности и её проблемах, стоящих за вопросом. Как правило, в огромном большинстве случаев, за редкими исключениями, это не помогает. Токующий глухарь ничего не слышит вокруг себя. Человек без умолку и с невероятной вовлеченностью говорит по "внутреннему телефону" и обращаться к нему извне бесполезно - не слышит.
Тем не менее, такой ответ - много меньшая глупость, чем первый вариант. Когда эти бесплодные попытки исчерпывают себя, наступает время перейти к третьему варианту.

в) Просто прекратить общение за полной его бесполезностью для обеих сторон. К примеру, забанить. А как ещё можно спастись от злостного хронофага и графомана (в одном флаконе)? Как сказал Сенека в "Письмах к Луциллию", "отнять у человека час жизни или отнять у него всю жизнь - разница только количественная". Для меня вполне понятно, почему дзенские наставники на вопрос ученика нередко отвечали ударом палки. :D

Наши форумы дают множество примеров, иллюстрирующих вышесказанное.
 
Последнее редактирование:

Kargopolov

Руководитель школы
#3
Kargopolov

Если нет практики медитации-самонаблюдения,- не будет и мудрости-Праджни, не будет ни адекватной постановки проблем, ни адекватного их решения. А творческая продукция вырождается в бесплодное философствование,в ходе которого человек погрязает в проекциях собственного ума. Хаотическим и совершенно неуместным образом всплывают и выносятся на обсуждение псевдопроблемы.
Важная закономерность познавательного развития человека заключается в следующем: при правильном развитии сознания человек не столько находит ответы на свои вопросы, сколько перерастает их, обнаруживая полную бессмысленность самой их постановки.
Поэтому, может быть не стоит все, что "вступило" в голову, тут же выносить на всеобщее обсуждение? Как говорят мудрые японцы,"Прежде, чем начать писать, посмотри как красив чистый лист бумаги".

Всего доброго, ВМ.
 

Kargopolov

Руководитель школы
#4
Из той же книги. Слова Дзенского наставника:

"...мы не занимаемся в монастыре лечением психических расстройств и не являемся философской школой. Если тебя интересует религия и философия Востока, если ты хочешь узнать о перерождении и карме, советую тебе выйти через эти ворота, два раза повернуть налево, три направо, и ты окажешься в Киотском университете. Там есть профессора, они ответят на все твои вопросы, проанализировав которые ты обнаружишь, что ответы превратились в вопросы. Интеллект — прекрасный инструмент, у него есть назначение, но мы используем в монастыре другой инструмент. Ответив на коаны,ты получишь ответы, которые уже не станут вопросами."
 

Kargopolov

Руководитель школы
#5
Рекомендую прочесть эту книгу для того, чтобы избавиться от иллюзий по поводу жизни в Дзенском монастыре и понимания методов практики, которые там используются.
Лично у меня по этим вопросам много критических замечаний, в том числе и принципиального характера.
Об этом можно прочесть здесь: https://kargopolov.spb.ru/book/volume2/part1/chapter3.html