Путь без иллюзий. Школа В. Каргополова

Владимир Каргополов. Путь и метод

Владимир Каргополов. Путь и метод

Статья, написанная в восьмедисятые годы, но до сих пор не потерявшая своей актуальности.


Из обширной литературы, посвященной развивающим и оздоровительным системам (цигун, йога, медитация), из уст энтузиастов этих методов мы много слышим о чудесных исцелениях, об удивительной трансформации личности, о духовных озарениях и открытии новых перспектив. Стоило только человеку начать заниматься закаливанием по Порфирию Корнеевичу Иванову (оздоровительным бегом, уринотерапией, медитацией огласно школе Шри Чинмоя, сыроедением или холотропным дыханием и т. д.), как хроническая болезнь отступила, человек возродился, и его жизнь озарилась новым светом. Не спорю, иногда именно так и бывает, но, к сожалению, далеко не всегда.

Информация о воздействии различных методов оздоровления души и тела подается односторонне — нам говорят только о позитивных моментах, но нигде не пишут о противоположных случаях: о потере физического и психического здоровья, вплоть до летальных исходов и попадания в психиатрическую больницу в результате усердных, но, увы, неграмотных занятий. Никто не предупреждает энтузиастов о возможной деградации личности (наиболее часто наблюдается психопатическое развитие по паранойяльному либо шизоидному вариантам).

Приведу несколько примеров из собственного жизненного опыта, при этом я буду говорить только о том, с чем приходилось сталкиваться лично, избегая информации «из вторых рук».

Первый пример. Когда я работал в качестве медицинского психолога в психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова, врач-психиатр, зная область моих интересов, пригласила меня в свое отделение познакомиться с интересным случаем. Молодая женщина, ранее никогда не страдавшая психическими расстройствами, попадает в нашу больницу в остром психотическом состоянии. В психиатрическую больницу она поступила из обычной соматической, где находилась по поводу тяжелейшей двусторонней пневмонии, которая, согласно мнению лечащего врача соматической больницы, едва не отправила ее на тот свет. С большим трудом ее выходили, но тут же обнаружили острое психическое расстройство, с которым больная и была доставлена в больницу им. Скворцова-Степанова.

Отчего все это произошло? В чем причина?

Оказывается, все эти неприятности начались после того, как она стала весьма усердно заниматься закаливанием по системе П. К. Иванова (знаменитая «Детка»).

Второй пример. Одна моя знакомая, энтузиаст и преподаватель цигун, на протяжении нескольких лет регулярно выполняла сама и преподавала в группах сильный по своему воздействию комплекс цигун. Тем не менее, конечный результат оказался отрицательным. Произошло развитие желчно-каменной болезни и, пришлось делать операцию (удалять желчный пузырь).

Третий пример. Еще один мой знакомый, житель Сибири, большой энтузиаст методов оздоровления, весьма активно и целеустремленно работал над собой, применяя самые сильные методы: длительное голодание в сочетании с уринотерапией, обливание ледяной водой, медитация на свече. В результате развилось острое психотическое состояние (парафрения), в котором он был доставлен в психиатрическую больницу. Обычно у первичных больных крайне редко наблюдается парафренная фаза психического заболевания. Столь острое развитие психического заболевания у человека, ранее никогда не страдавшего психическими нарушениями, несомненно, следует отнести за счет практикуемых сильных методов воздействия на организм и психику.

Это лишь некоторые из многочисленных случаев, с которыми мне доводилось сталкиваться в моей профессиональной деятельности. Многих людей, занимающихся под неквалифицированным руководством или вовсе без руководства, спасает от возможных неприятностей их собственная лень и, как следствие, нерегулярность занятий. В наибольшей опасности оказываются как раз люди сильные духом, упорные в своих занятиях, волевые и целеустремленные.

Однако если человек занимается энергомедитативной практикой неправильно, то лучше бы ему вообще ею не заниматься, тогда он не попадет ни в какие неприятности и долго проживет.

В чем причина? Из-за чего получается так, что человек, идя на определенные жертвы и ограничения, прилагая усилия, затрачивая время, чтобы получить благой результат для тела и души, вместо этого может нанести им большой вред как раз этими самыми занятиями?

На мой взгляд, основной причиной является то, что последователи оздоровительных систем путают две совершенно разные вещи — ПУТЬ и МЕТОД.

В чем различие? Метод никогда не является панацеей, он не универсален. Метод всегда имеет показания и противопоказания. Есть люди, которым он поможет, даже спасет, а есть люди, для которых он вреден и пагубен.

Путь же, в отличие от метода, представляет собой арсенал всех необходимых методов.

К сожалению, большинство распространенных оздоровительных систем страдает болезнью века, которую можно назвать «панацейщиной».

Психологический механизм заболевания недугом панацейщины тот же самый, что и механизм формирования сверхценных идей — информационная примитивность в сочетании с мотивационной мощью.

Обычно лидерами, вдохновителями и энтузиастами некоего метода являются те люди, которым он действительно сильно помог. Поскольку они получили положительный результат, имели весьма убедительный личный опыт, то и решили, что этот метод пригоден для всех. При этом они наивно не видят того фундаментального факта, что все мы разные, и то, что излечивает и спасает одного человека, может оказаться вредным и губительным для другого. В итоге получается, как говорят: «Сердобольная обезьяна учила рыбу лазить по деревьям».

Сверхценное отношение к избранному методу легко превращается в разновидность религии. Так, например, «Детка» П. К. Иванова имеет все признаки религии — своего пророка, свое «священное писание», свои ритуалы. Фактически эта оздоровительная система является формой пантеистической религии, формой поклонения силам природы.

Многие люди, стремящиеся к здоровью и гармонии, прискорбным образом «зацикливаются» на вопросах оптимальной диеты, стремясь к совершенному режиму питания. Организация оптимального питания согласно каким-либо теориям (вегетарианство, сыроедение, макробиотика Озавы и т. д.) легко превращается в форму религии. Обычный христианин не уделяет столько сил, внимания, столько душевного пыла своей религии, сколько это делает иной вегетарианец по отношению к питанию. Несомненно, питание — важный компонент здорового образа жизни. Но ведь есть еще и другие, не менее важные — дыхательные упражнения (пранаяма), гимнастика (йога, цигун), очистительные и закаливающие процедуры и, конечно, медитация, т. е. работа с собственной психикой — питание души, что, несомненно важнее, нежели питание тела. Даже буддисты, строго придерживающиеся вегетарианства, говорят по этому поводу: «Если бы вегетарианство само по себе приводило к просветлению, то все козлы и бараны давным-давно уже были бы Буддами».

На самом деле каждый из отдельных методов — различные упражнения, пранаяма, закаливание, голодание, уринотерапия, холотропное дыхание или rebirthing, различные комплексы цигун, асаны хатха-йоги, различные методы медитации — огромная аптека, огромный склад лекарств для тела, психики и духа. И эти лекарства должны использоваться строго по назначению и с большой осторожностью. Путь, в отличие от метода, предполагает, во-первых, наличие системы глубоких знаний о том, как устроена энергосистема человека, как функционирует его сознание; во-вторых, наличие системы диагностических критериев для выявления слабых звеньев в теле и психике; в-третьих, знание методов прицельного воздействия на слабые звенья с тем, чтобы привести в равновесие всю систему.

Панацея же не нуждается ни в знании о человеке, ни в диагностике, для нее нет проблем индивидуального подбора методов для конкретного человека. Зачем все это, если существует великий и несравненный метод, который разом решает все проблемы?

Таким образом, еще одной отличительной чертой панацейщины является отсутствие индивидуального подхода.

В качестве примера разберу систему П. К. Иванова. Основной метод — закаливание (двукратное обливание ледяной водой утром и вечером). К этому добавляется еженедельное суточное голодание. Далее следуют вспомогательные психотехнические приемы и ритуалы. Я хотел бы отметить, что считаю закаливание высокоэффективным методом, который помог в прошлом и поможет в будущем многим людям восстановить утраченное здоровье. Я сам в течение двух лет купался в проруби и имею соответствующий опыт. Однако, и об этом следует сказать со всей категоричностью: это — метод, но не путь. И как метод закаливание имеет свои показания и противопоказания. Кому он показан? Прежде всего людям с заниженной самооценкой, робким и застенчивым, неуверенным в себе, лишенным необходимых в нашей жизни бойцовских качеств. Большую помощь получат от закаливания страдающие хронической астенией (вялость, слабость, сниженная работоспособность), люди с пониженным давлением. Закаливание излечивает депрессивные состояния (но может выбросить в маниакальное), повышенную сонливость, вялость и инертность. Спустя один-два года регулярных занятий закаливающими процедурами такого человека буквально не узнать. Стрессовое температурное воздействие укрепило отстающие звенья в его энергосистеме, физическом теле и в психике и привело к сблансированному функционированию всех систем. Но что будет далее? Оказывается, настало время полностью прекратить или, по крайней мере, резко уменьшить практику закаливания. То, что ранее помогало, приводило в равновесие, подтягивая отстающие звенья, теперь начинает действовать отрицательно, приводя к переразвитию тех же самых звеньев и угнетению других (контрастно сопряженных). У людей, имеющих многолетний стаж занятий сильно действующими закаливающими процедурами (в частности, по системе П. К. Иванова), наряду с весьма положительными изменениями тонуса и работоспособности начинают появляться неблагоприятные изменения личности. Фактически начинается процесс патологического развития личности. Происходит психопатическое развитие по паранойяльному типу. Причем, эта духовная деградация самим человеком совершенно не замечается. Ему, напротив, кажется, что никогда в жизни он не чувствовал себя так замечательно, никогда не был так силен и работоспособен. Конкретно эта духовная деградация проявляется в форме неадекватно завышенной самооценки, чувстве собственной силы и собственного превосходства. Такого человека отличает высокая ригидность (инертность) психики, проявляющаяся и в эмоциональной сфере (эмоции, обиды, гнев сохраняются значительно дольше, чем в норме) и сфере мышления — отсутствует гибкость мышления и имеется склонность к образованию сверхценных идей. Такие люди предрасположены к «проламыванию» сквозь жизнь, они жестки, категоричны, конфликтны, агрессивны и сверхкритичны. Эти люди страдают грехом, который, согласно христианству, является самым трудным для преодоления, — непомерной гордыней.

Закаливание противопоказано не только людям, имеющим личностные особенности по паранойяльному типу, но и при определенных соматических нарушениях, например, оно противопоказано при гастрите, язвенной болезни желудка и при заболеваниях печени. Интересно отметить, что знаменитый основоположник айкидо японский мастер боевых искусств Уешибо регулярно обливался ледяной водой, но при этом всю жизнь страдая от язвы желудка, и умер от рака печени.

Заканчивая краткий обзор, хочу сказать, что, на мой взгляд, такие оздоровительные подходы, как уринотерапия, rebirthing, сыроедение, голодание, закаливание, тайцзицюань, аэробика и многие другие принесут настоящую пользу только в том случае, если мы откажемся рассматривать их как панацею, а будем использовать в качестве методов, применение которых требует предварительной диагностики и высокой избирательности. Санкт-Петербургская школа Дао, которую я представляю, как раз и осуществляет такой индивидуальный подход в обучении энергомедитативным методам и располагает соответствующими знаниями.


Правообладателям: если есть претензии по размещенным на сайте книгам — напишите на почту.