Путь без иллюзий. Том 1. Мировоззрение нерелигиозной духовности

Данная книга является результатом переосмысления и переоценки господствующих в нашей культуре представлений о духовности и духовном развитии. В первом томе задаётся новое мировоззрение нашего времени, коренным образом отличающееся как от материалистического, так и от религиозного. Автор определяет его как мировоззрение нерелигиозной духовности или как Путь без иллюзий.

Через всю книгу красной нитью проходит тема эволюционирующего сознания. Духовное развитие рассматривается как развитие сознания. Основным методом этого развития является медитативная практика, а основным механизмом – трансцендирование двойственности.

Проблеме двойственности в книге уделяется особое внимание. Впервые дается классификация и подробное описание различных видов двойственности. Также здесь говорится о мировоззренческом кризисе нашего времени и его главной причине – принципиальной ущербности общепринятого способа познания. Предлагается новая познавательная парадигма, основанная на совершенно иных, резко отличающихся от общепринятых, гносеологических принципах.


Читателю посвящаю


Прими мои старательные строки,

Восточной мудрости свирепые уроки.


Не нужно искать место Силы. Самое лучшее на свете место Силы - то самое, на котором ты сидишь во время медитации.

Не нужно искать Учителя, в надежде, что он решит за тебя все твои проблемы. Самый лучший на свете Учитель - это твоё собственное сознание, когда ты сидишь в медитации.

Не нужно искать волшебные амулеты и предметы Силы. Самый могущественный предмет Силы - это твоё собственное тело, когда ты выполняешь дыхательную практику.

Не нужно бегать по белу свету в поисках истинного Пути, подобно тому, как ошпаренный пёс бегает по двору. Наивысший Путь уже находится здесь, прямо под твоими ногами.

Владимир Каргополов


Оглавление


Предисловие.

Часть I. Глупость разума и мудрость прозрения.

Рассуждения о познавательной способности человека, о логике и интуиции, о творчестве и медитации, об информационном обжорстве и информационном голодании, а также о том, как следует читать умные книги.

Глава 1. Противоречие между сукцессивностью изложения и симультанностью понимания.

Глава 2. Оптимизация соотношения между приемом и переработкой информации.

Глава 3. Информационное питание и информационное голодание.

Глава 4. О различии между дискурсивным мышлением и прямым интуитивным познанием, а также о критериях истинности.

Глава 5. Интуиция-праджня и феномен понимания.

Глава 6. О несостоятельности рационального познания в различных сферах его приложения, от научной философии до повседневной жизни.

Глава 7. Мировоззренческий кризис нашего времени и неизбежность появления новой познавательной парадигмы.

Часть II. Философские основы духовного развития (мировоззрение нерелигиозной духовности).

Рассуждения о полезности ненужного, о незримых сферах бытия, о величественном убожестве религии, о судьбе человеческой и недолжности её предсказания, об энергетичности пространства и информационности времени, о самосветящемся свете сознания; а также о том, что не следует уничтожать сущности в процессе их объяснения.

Глава 1. Мировоззрение и кризисы развития.

Глава 2. Три сферы бытия.

Глава 3. Субстанция, энергия и информация.

Глава 4. Пространство, время и сознание.

Глава 5. Закон кармы. Причинность в сфере тонкоматериального.

Глава 6. Материалистический редукционизм и религиозная псевдодуховность.

Глава 7. Мировоззрение нерелигиозной духовности.

Часть III. Духовное развитие как трансцендирование двойственности.

Рассуждения о принципе Тай-цзи и различных видах двойственности, о прискорбной односторонности широко известных систем йогической практики, о колесе сансары и шести стадиях цикла грешника, о торжестве посредственности и необходимости новой аристократии; о том, что закон есть не что иное как социальный протез совести, о том, что разум не может быть надёжной опорой для нравственности, а также о том, что присущее всему земному страдание имеет глубокий скрытый смысл.

Глава 1. Принцип Тай-цзи и духовное развитие.

Глава 2. Энергетическая двойственность.

Глава 3. Психологическая двойственность и патология личности.

Глава 4. Идеологическая двойственность и патология общественного сознания.

Глава 5. Пылающий мост страдания.

Глава 6. Этика нерелигиозной духовности.