Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Статья Виктора Бойко.

Статья Виктора Бойко. 08.01.2010 17:31 #2093

Статья Виктора Бойко

Синергетические аспекты классической практики йоги"

- Каким образом огромные каменные изваяния оказались разбросанными по такой гористой местности? - спросил Тур Хейердал жителей острова Пасхи.
- Все очень просто, сеньор Кон-Тики, - ответили островитяне, - статуи шли сами.

В свете беспрестанных и довольно пустых дискуссий, развернувшихся в последнее время на ряде сайтов по йоге в виртуальном пространстве российской сети Инета, представляется необходимым взглянуть на феномен йоги в свете синергетического подхода. Он, безусловно, является оправданным, поскольку традиционная йогическая технология представляет собой существование (и особого рода деятельность) на функциональных границах психосоматики, задачей или целью этой деятельности является именно пересмотр этих границ, причем таким способом, который не нарушал бы текущий гомеостаз и, как следствие, самочувствие и качество жизни.

Иными словами, упомянутая технология есть не имеющий аналогов способ систематического воспроизведения нелинейных условий по ряду параметров жизнедеятельности, что делает синергетический подход к анализу базовых принципов йоги вполне оправданным.

Сегодня известно, что в основе феномена жизни лежат так называемые неравновесные системы, само существование и "поведение" которых не подпадает под действие законов классической термодинамики. Такие эволюционирующие во времени нелинейные системы совершают работу жизнедеятельности, в процессе которой выделяют во внешнюю среду и рассеивают энтропию и, кроме того, по выражению Э. Шредингера, "питаются негэнтропией", то есть утилизируют уже имеющуюся в этой среде энергию, информацию и структуру организованного (в том числе и живого) вещества.

Используя терминологию Пригожина, можно сказать, что любые формы жизни импортируют из окружающего энергию и экспортируют туда энтропию (что мы непосредственно переживаем сегодня в виде объективно продуцируемой цивилизацией экологической катастрофы). Если система импортирует больше энергии и вещества, чем рассеивает, то она растет, развивается или продолжает относительно стабильное существование. При этом продукты необратимых процессов (поскольку стрела времени в нашем мире всегда направлена только в одну сторону) выбрасываются в окружающее не полностью, но имеют тенденцию к накоплению в отдельных звеньях структуры.

В развивающихся системах законы развития также нелинейны, эволюция всегда сопровождается случайными и непредсказуемыми возмущениями обычного хода событий (флуктуациями). Всегда существует вероятность того, что одна из таких флуктуаций "зацепит" единственный из неопределенного множества потенциально существующих, возможных сценариев (аттракторов - программ поведения) быстрого развития событий, невыгодного для существования системы и охватывающий ее целиком (Например - комплексная прививка против букета тропических заболеваний, сделанная человеку, выезжающему на работу по контракту в страны юго-восточной Азии. Особенность организма данного конкретного субъекта может заключаться в том, что такая прививка запустит определенный биохимический процесс, в результате которого в короткий срок разовьется лейкемия, от которой человек погибнет, несмотря на все усилия медиков. Если бы он не подвергся данной прививке, то не исключена возможность, что жизнь его оказалась бы куда более длинной).
Подобное развитие событий носит в синергетике название бифуркация, или резкий сдвиг, перелом в состоянии системы, так или иначе радикальным образом отражающийся на ее состоянии и дальнейшем функционировании. Примеров бифуркаций можно найти множество, скажем легендарное яблоко, упавшее на голову Ньютону вызвало в его мышлении, которое находилось в состоянии поиска (неустойчивого равновесия, открытости множеству возможностей) процесс озарения, результатом которого стало осознание и формулировка закона всемирного тяготения. С другой стороны, упавший на голову кирпич также есть явление бифуркации, в результате которой обычный средний человек теоретически может впасть в гениальность, но, как правило, оставшуюся часть жизни проводит в состоянии клинического идиотизма, не говоря уже о летальном исходе, который также является одной из вероятных возможностей такого события. Здесь все дело в силе воздействия на систему, и к данной проблеме в дальнейшем придется возвращаться не раз.

Когда явление бифуркации состоялось, у системы возникает новое устойчивое состояние, динамический режим, в окрестностях которого колеблются типичные значения параметров, характеризующих гомеостаз, который есть не что иное, как самоподдержание параметров функционирования, внутренних характеристик, позволяющее сохранять и продлевать жизнь (Что наблюдается при любых хронических заболеваниях, например - диабете, когда уровень сахара в крови теряет устойчивость и склонен к мгновенному повышению, или астме, при которой давление крови в малом круге кровообращения оказывается стабильно повышенным. При "хронике" определенным образом "перекашивается" вся "сеть" физиологических констант гомеостаза, тем не менее, это его есть новое, относительно устойчивое, хотя и патологическое состояние, в котором организм может существовать десятилетиями).

Мыслители всех веков и народов бились над проблемой субъективности человеческого восприятия, аналог которой (в рамках семиотической логики) разрешил Тарский, доказав, что "Никакая система не располагает средствами, достаточными для самообъяснения", а также Курт Гедель в своей теореме о неполноте.

По существу оба эти доказательства говорят о том, что не существует теоретического способа выхода наблюдателя за рамки социума или собственной личности и границ ее восприятия. Субъект (бодрствующее сознание, носитель личности), являющийся одним из фрагментов конгломерата психосоматики, не способен исчерпывающе узнать и описать (а, значит, всецело оценить и понять) собственное состояние, а также полную картину окружающего мира, поскольку субъективная аберрация восприятия неизбежна.

Тем не менее, древнейшее искусство традиционной йоги предоставляет нам реальную возможность практического не повреждающего выхода и пребывания системы на пределах существования и восприятия, при которых субъективность минимизируется до возможного предела, в результате воспроизведения особых условий. Пребывая в крайне неравновесных и маловероятных интеллектуально-психофизических состояниях, психосоматика попадает в "окрестности" совершенно необычных режимов функционирования (аттракторов, траекторий бытия) совместимых с жизнью и не являющихся разрушающей перегрузкой.

При соответствующей тренировке эти режимы становятся дополнительными к обычному спектру состояний и, систематически перемежаясь с обыденностью, способны полностью изменить бытие и судьбу субъекта, сделав их более естественными и надежными в нашем неустойчивом мире.

Правомерен вопрос: а каковы гарантии реализации сценария большей надежности?

В состояниях психосоматики, организуемых посредством традиционной работы с телом в классической йоге, гарантии выхода на аттрактор "большей надежности" заключаются в том, что любая саморегулирующаяся система, тем более - живая, всегда стремится к состоянию ультрастабильности, - если существует такая возможность.

Подобное состояние для любой системы есть идеальный аттрактор, к которому она будет стремиться всегда, имея для этого соответствующие условия, которые и воспроизводятся классической технологией йоги. Затем, когда сома (тело) самостоятельно "подправит" свое состояние, данный процесс распространяется и на область психического. Когда качество всей системы станет выше, восприятие и реакции человека на окружающее также меняются, они становятся более фундаментальными и адекватными. Отсюда постепенно изменяется "траектория" жизни и судьбы, становясь более отвечающей складу данной личности, ее способностям и возможностям.

Научный термин "синергетика" первоначально обозначал согласованное действие мышц-антагонистов (Ч. Шеррингтон). Сутью синергетики является прояснение и роль кооперации антагонистических, на первый взгляд, процессов в живой и неживой природе, взаимодополняемость конкурирующих структур в "слое" процессов одной размерности, а также в их сложнейшей иерархии.

"Синергетика является конкретным приложением того…, что в другой формулировке звучало как закон единства и борьбы противоположностей" (Киященко Л.П.:"Онтология и эпистемология синергетики", М, ИФРАН, 1997, с. 51)

Необходимо сказать несколько слов о так называемых параметрах порядка в сложных системах. Ими могут служить как воздействия извне, так и условия возможного протекания процессов, организуемых (или в случае организма человека эволюционно запрограммированных) самой системой. В отношении мозга управляющими параметрами гомеостаза - независимой от воли человека регулировкой состояния сознания, могут быть, к примеру, концентрации нейротрансмиттеров серотонина или допамина. Возможна и произвольная, внешняя регулировка, когда параметрами порядка или управления состоянием сознания становятся концентрации принимаемых веществ или лекарств.

Параметры порядка (ПП) описывают структуру системы, все ее поведение зависит от них, им подчинено и управляется ими. Это и есть иерархический принцип подчинения в синергетике. Число ПП всегда намного меньше (иногда в сотни и тысячи раз) нежели компонентов системы. Описывая работу весьма сложных живых организмов, мы можем охарактеризовать их функционирование (а иногда и поведение) очень небольшим количеством ПП, что дает возможность многократного уплотнения и упорядочивания информации.

В определенном смысле ПП действуют подобно кукловодам, заставляющим двигаться марионеток, с той лишь разницей, что "…Совершая коллективное действие, индивидуальные части системы, или "куклы", сами воздействуют на ПП, т. е. на кукловодов. Таким образом, с одной стороны, кукловоды (ПП) определяют движение (поведение, функционирование - В.Б.) отдельных частей системы, а с другой стороны, отдельные части системы в свою очередь определяют действие ПП. Это явление получило название круговой причинности ("Синергетическая парадигма", М, Прогресс-Традиция, с.37).

Если речь заходит о гомеостазе реально существующего класса живых объектов, в данном случае - человеческого организма, субъективности определения ПП не существует, они не выбираются, а наличествуют, являясь константами, действительно характерными рассматриваемой системе. Именно поэтому в данной главе суть и роль параметров гомеостаза использованы в качестве материала для некоторых, пусть спорных, обобщений.

В процессе реализации технологии йоги, работы в ней с телом и сознанием, мы должны создавать пограничные условия для естественного перехода психосоматики к новым состояниям (переключения на новые аттракторы) без нарушения текущего функционального равновесия.

Малейшие изменения ПП вышестоящих уровней организации дирижируют перестройкой деятельности и ПП нижестоящих. Нелинейность живых систем выражается в том, что результат суммы воздействий одного уровня на другой практически никогда не равен конечной сумме таких результатов. Любой выход на границы целостности (неповреждения) живого объекта (например, тела) предполагает нелинейность возникающих при этом состояний. Т. е. практика Хатха-йоги оказывает восстанавливающее воздействие на функциональные расстройства именно потому, что усилия по перестройке системы, уже находящейся в состоянии устойчивого гомеостаза (здоровья) к еще более высокому уровню слишком велики и являются по своей сути подрывом существующих ПП, работой против естественного порядка вещей. В то же время при грамотном (слабом) влиянии коррекция патологического равновесия является воздействием, возвращающим ПП к их первоначальным природным значениям. Такой ход событий "нравится" системе, и она всячески его поддерживает.

"Органы чувств также имеют нелинейные характеристики чувствительности, границы восприятия, иначе мы были бы всевидящими, всеслышащими сказочными существами (нам доступны были бы все частоты и интенсивности вибраций и излучений), с таким избыточным объемом информации никакой мозг не справился бы. Кроме того, шкала чувствительности не линейная функция, а логарифмическая. Поэтому при увеличении интенсивности звука в сто раз он кажется громче лишь в два раза, что позволяет нам слышать и шорох упавшего листа и удар грома, хотя их интенсивности отличаются в миллионы раз.

Есть еще одна иллюзия линейного мышления, играющая с нами злую шутку, - достижимость бесконечности (в том числе и бессмертия - В.Б.) Но прямые графики линейных законов уходят в бесконечность только в теории, а в действительности все, конечно, имеет границы (в том числе и продолжительность человеческой жизни), и рано или поздно жизнь предъявит жестокий счет разочарований" ("Синергетическая парадигма", с. 294-295).

В действительности же при необратимых процессах, реализуемых в нормальном времени, любая реальная живая система накапливает эту необратимость в виде погрешности циклических процессов биохимиии и физиологии, что неминуемо ведет к ослаблению функций, их расстройству и нарушению, в какой-то момент приводящие одно из звеньев, а затем и всю систему в точку бифуркации с последующим выходом на аттрактор (сценарий) распада, перехода в принципиально иное, более низкое энергетическое состояние сложности, которое мы называем смертью.
Поэтому физическое бессмертие невозможно, и многовековые разговоры об этом - самая древняя из утопий, дожившая до наших дней, которая наукообразно культивируется сегодня на почве обыденной человеческой глупости, носящей гордое название эзотерика.

Итак, традиционная практика йоги выводит психосоматику на границы некоторых параметров существования и сознания, в состояние гомеостатической неустойчивости этих параметров, в окрестности возможных точек бифуркации. Именно там появляется возможность сколь угодно малыми, не силовыми, слабыми воздействиями влиять на выбор системой дальнейших способов поведения, и в итоге - на ее судьбу. Только медленное изменение ПП вышестоящего уровня приводит к бифуркации и перестройке работы (а иногда и структуры) нижестоящих уровней, что впоследствии, по закону круговой причинности, изменяет и сам вышестоящий порядок.

Для представления йогической технологии с позиций синергетики предлагается схема межуровневых связей проявленного мира, создание которой преследует вполне прикладную цель: прояснить феномен еще с одной стороны.
Синергетическая иерархия проявленного

То, что для низшего уровня является средой существования со своими собственными законами, для высшего - строительный материал, хаос, который подлежит воздействию и регулировке, автоматически откликаясь на малейшие посылки. Каждый уровень иерархии обладает различной нелинейностью.

1. Высшая инстанция иерархии - динамический вакуум, в нем потенциально заключены все формы энергии, которые при определенных условиях проявляются и как вещество. Этот уровень представлен для нижестоящего, подчиненного уровня (а также всех остальных) сверхмедленными переменными, которые не имеют временной размерности и равны вечности. Долгоживущие переменные управляют короткоживущими, вышележащий уровень - нижележащим. Анализ взаимодействия переменных подчиненного уровня далеко не всегда дает возможность определить способ и время возникновения вышележащих уровней, а также их ПП.

2.Большой космос, Метагалактика, - уровень, подчиненный предыдущему, наблюдаемая проявленная Вселенная - процессы образования и трансформации звездного и межзвездного вещества в туманности, звезды, звездные системы и скопления, планеты (нуклоны образуются кварками, ядра - нуклонами, атомы - ядрами и электронами, молекулы - атомами и т.д.), галактики (в том числе и нашу), возникновение и деструкция всего этого.

3. Наша Галактика, параметры которой более или менее выяснены, но неизвестно время ее существования, возникновения и законы организации.

4. Отдельные светила, к которым относится и наше Солнце - желтая звезда спектрального класса С, находящаяся в основном состоянии. Здесь есть свои параметры порядка: происходящие внутри процессы, величина, масса, расстояние до планет. других звезд и т.д.

5. Солнечная система, имеющая свою структуру и ПП - положение центра масс, траектории планет в поле тяготения Солнца, величины планет, их расстояние до звезды, скорости вращения вокруг нее и т. д.

6. Уровень планетарный - Земля, подчиняющаяся всем перечисленным выше уровням, от процессов на которых зависит ее существование как космического объекта. Одновременно у планеты есть свои ПП, - спутник (Луна), сила тяжести на уровне поверхности, скорость вращения вокруг оси, наклон последней к плоскости эклиптики, форма, рельеф, соотношение площади воды и суши и т.д.

7.Уровень неживой природы - атмосфера, гидросфера, литосфера с их процессами, практически не зависящими от деятельности человека, - циклонами, тайфунами, сменой погоды, океанскими течениями, землетрясениями, дрейфом континентов и т.д., а также за сложной структурой с собственными ПП, в ней содержащимися. Человечество полностью зависит от этих процессов, и должно лишь вписываться в них.

8. Биосфера - процессы макроуровня - жизнь, первый уровень локально организованных единиц живого вещества, которые состоит из тех же "кирпичиков", что и вся неживая природа, но по-иному организованных. В биосфере, сложнейшим образом построенной (имеющей свою иерархию, которая здесь не рассматривается, поскольку в данном анализе нас интересует только один представитель живого мира планеты - человек разумный), существуют свои ПП, беспощадно нарушаемые цивилизацией.
Человек практически подавил весь наблюдаемый животный мир, соизмеримый с ним по масштабам тела, более того, количество людей превышает число эквивалентных по размеру животных примерно в сто тысяч раз. Кроме того, человек частично представлен не только в биосферной или биологической иерархии, но также и в искусственной структуре социума, являясь в плане коммуникации как бы "двоякодышащим" существом.

Индивидуальное человеческое тело рассматривается как целостный физический объект, "содержащий" в себе личность. Человек, как биологическая и материальная единица, безусловно, подчиняется всем вышестоящим уровням иерархии проявленной материи и происходящим на них процессам, хотя всячески и пытается им противостоять, оказывать на них влияние "в своих интересах".

Организм человека, его тело и сознание взаимодействуют со многими уровнями представленной выше иерархии, в основном косвенно, в процессе приборного познания и логических умозаключений. Назначение тела - коммуникация с внешним миром с целью развития и поддержания жизни организма. При этом организм, являясь открытой нелинейной системой, пропускает через себя поток вещества (пища, вода, воздух), солнечной и собственной вырабатываемой энергии, а также информации.

Параметров порядка (физических констант) у человеческого тела организма) существует множество, основные из них можно упомянуть. Это: форма тела; его размеры; пол; число и расположение конечностей; вес; ориентация тела в пространстве относительно вектора силы тяжести; форма и расположение органов контакта со внешним миром, - это глаза, нос, уши, язык, поверхность тела - кожа (осязание); органы пищеварения, выделения и размножения; индивидуальные (но в то же время и типовые) диапазоны мобильности частей тела относительно туловища и степень гибкости позвоночника.
Тело обладает сознанием, тем, что является неповторимо индивидуальной личностью, индексируясь социально как субъект с определенным именем и обозначенной степенью преемственности рода.

Действиями тела и органов, отвечающих за коммуникацию с внешним миром, управляет сам человек, его самоосознающая личность, Я, Эго, но базовое обеспечение самих органов, принципы их конструкции и функционирования жестко заданы, определены эволюцией. Человек впрямую распоряжается своим опорно-двигательный аппаратом, приводя тело в движение, вследствие чего оно располагает бесчисленным количеством степеней свободы, способов прямого контакта с внешним миром, представителями живой, объектами и процессами неживой природы, а также возможностью управления аппаратами, приборами, механизмами, а также отчасти своей психикой и физиологией.. Принято считать, что за наличие сознания "отвечает" неокортекс - кора головного мозга.

Коммуникация тела с окружающим миром происходит за счет работы органов восприятия, опорно-двигательного и мышечного аппарата, осуществляется с помощью движения, перемещения в пространстве и представляет класс сильных взаимодействий.

9. Следующая ступень организации вещества - это уровень человеческого (а также любого животного) тела как физиологического конгломерата взаимоувязанных в единое целое частей, органов и систем, которые отчасти подчинены произвольным намерениям человека, являясь механизмом их реализации и обеспечения. Ряд органов напрямую граничит и контактирует с внешним миром - кожа, легкие, желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, имеющий дело с весом тела, органы выделения и размножения. Имеется большая группа внутренних органов и относительно замкнутых систем, выполняющих соответствующие функции - печень, сердце и т.д., система кровообращения, лимфатическая, ЦНС, в том числе и мозг. К ПП данного уровня организации относятся также форма и взаимное пространственное расположение (топология) внутренней физиологической "начинки".

Параметры порядка организма (суперсистемы) называются гомеостазом. Все физиологические и биологическая процессы (имеющие свои подуровни взаимодействия, на которых здесь нет смысла останавливаться) и внутриорганизменная коммуникация между ними относятся к классу слабых взаимодействий.

Каждый орган выполняет свою частную задачу (желчный пузырь вырабатывает желчь, сердце - перекачивает кровь, которая транспортирует питательные вещества, кислород, и выводит продукты распада и т.д.), имея свои собственные ПП, и одновременно эта деятельность полностью взаимоувязана с функционированием всех остальных органов и частей системы, интегральным ПП которой является гомеостаз, имеющий линейную наблюдаемую природу. Опорно-двигательный аппарат, как и каждый орган, выполняет свойственные ему функции, представленные основными двигательными режимами: ходьба, бег, а также формами тела - сидя, лежа, стоя, в процессе перемещения в пространстве. Тело обладает типовыми и резервными диапазонами движения, которые имеют строго индивидуальную величину и обусловлены типом физического сложения и возрастом.

10. Клеточный уровень. Все органы и системы организма состоят из специализированных клеток и растворов, образующих единый биохимический "котел", в котором происходят сложнейшие процессы, реакции, превращения и циркуляции тысяч разнообразнейших веществ, имеющие определенный порядок, диктуемый процессами верхнего уровня (субклеточный уровень, включающий вирусы можно отнести сюда же, не надо забывать, что данная классификация есть не более чем схема, принятая для наглядности, и не может претендовать на исчерпывающую всеохватность).

11. Уровень молекулярный, последний, принадлежащий живому веществу, поскольку молекулы уже не трансформируемы далее в процессах жизнеобеспечения, они всегда остаются молекулами того или иного химического элемента, но лишь организованы в строго определенные структуры и пространственное движение, свойственные организации живого.

12. Атомарный уровень, на котором исчезает всякое различие между живым и неживым, возникает все та же иерархия микромира, поскольку атомы образуются ядрами и электронами, ядра - нуклонами, нуклоны - кварками, и далее мы упираемся в своем схематическом построении в тот же самый динамический квантовый вакуум, потенциальное Ничто, содержащее в себе все виды энергии и возможные формы ее проявления в качестве вещества.

Данную схему абсолютно без потерь можно было бы представить в обратном порядке. Итак, четыре уровня иерархии из двенадцати представленных относятся к тому, что является жизнью: молекулярный, клеточный, органный, отдельных живых единиц.

Каждый уровень является открытой (а, следовательно, нелинейной) структурой (системой), и обладает специфическим характером внутрисистемных взаимодействий, имеющих жесткую эволюционную природу и функционирующих в рамках определяемых высшими уровнями ПП, одновременно влияя на них - круговая причинность и отрицательные обратные связи.

Каждый уровень характеризуется определенным "стилем", размерностью взаимодействий между составляющими его элементами. В организменном "слое" коммуникация между живыми объектами происходит за счет их движения, энергозатратного перемещения в пространстве, обмена веществом, энергией, информацией, и способы взаимодействия полностью зависят от воли субъекта. Назовем такую коммуникацию сильными взаимодействиями (к ним относится также речь).

На органном уровне пространственные масштабы взаимодействия существенно изменяются (ограничиваясь пределами тела), как и непосредственная величина коммуникационных энергозатрат. Внутриорганизменные взаимосвязи образуют класс слабых взаимодействий (так же, как и внутрипсихические), и волевому контролю подчиняются лишь частично (такой контроль значительно расширяет йога).

На клеточном уровне коммуникация и ее энергоресурсы не зависят от воли человека, они полностью автономны и прекращаются только с гибелью организма, которая, впрочем, может быть организована самой личностью. На уровне молекулярном - то же самое.

Функции органов, как и вся деятельность организма и его состояние, зависят от реализуемых телом задач и жизненного режима, который задает его обладатель - личность, являющаяся по отношению к организму как бы разумной руководящей инстанцией. В процессе существования и контакта с окружающим миром (а также собственным бессознательным) жизнедеятельность может приобрести перегрузочный характер, стать декомпенсированной, и физиологические функции, лишь отчасти управляемые волей и зависящие от бесперебойного поступления в организм питательных веществ и энергии, будут угнетены или частично подавлены, что может вызывать функциональные расстройства гомеостаза, называемые болезнью.

Если сознание личности отвечает за контакт с окружающим, то бессознательное является ведущей информационной структурой, внутренняя организация и функционирование которой - нелинейны, поэтому оно слабо и отрывочно коммуницирует с сознанием. Пограничный разделительный слой психики - память (которая есть не что иное, как нарушение симметрии между прошлым и будущим), в нем бессознательное непосредственно встречается с сознанием, хотя есть и такие формы их "общения", как сны, интуиция, галлюцинации и т.д.

Вся "кухня" организма управляется древними структурами мозга (в том числе подкоркой), которые в совокупности осуществляют и поддерживают гомеостаз - автоматическую саморегулировку всей совокупности процессов жизнеобеспечения, "автопилот", распорядительная часть которого представлена вегетативной нервной системой - ВНС.

Поле деятельности традиционной йоги образуют три направления: приведение психосоматики в относительный порядок (с помощью включения соответствующих процессов самонастройки), налаживание сознанием коммуникации с собственным бессознательным, - т.е. возможно более полная интеграция (или обнаружение нетиповых способов сотрудничества) психики на поле сознания (либо в импульсном режиме контакта, когда бессознательное так или иначе "доводит" до сознания свои резоны), а также установка более тесной коммуникации между ЦНС и ВНС (что дает возможность волевого вмешательства в непроизвольные функции организма). Решением одной из этих задач, как правило, частично реализуются и остальные.

С точки зрения синергетического подхода любое функциональное расстройство (могущее впоследствии перейти в своем развитии в органическую фазу) есть результат нарушения некоторых условий игры, обращения личности со своим телом на макроуровне, когда навязываемая волей физическая (или умственная) деятельность создает (задает) такие внешние воздействия, "отражению" которых соответствуют такие условия работы внутренних органов, мышц, сухожилий, связок и т.д. (или психики), к которым они не в состоянии приспособиться. И не так важно, что именно возмущает внутренний порядок и как, поскольку самые разные перегрузочные воздействия извне могут приводить к одним и тем же физиологическим последствиям (аттракторам патологических состояний, попадание на которые означает расстройство, отличающееся лишь временной размерностью: проходящее быстро - обычная болезнь; долго либо вообще не проходящее - хроника; прекращение личного времени и распад системы - смерть).
Прояснив до некоторой степени иерархическое строение проявленного мира и в частности характер внутри и межуровневых взаимодействий живого с позиций синергетики, можно вернуться в свете этих представлений к механизмам воздействия традиционной йоги на психосоматику человека, отметив предварительно следующий момент: существеннейшим образом влияют на структурное состояние системы именно резонансные воздействия, то есть те, которые обладают размерностью (в том числе временной и энергетической) данного уровня. Ко всем прочим воздействиям система приспосабливается, не меняя структурной организации либо остается "глухой".

При переходе из одного возможного состояния психосоматики к другому важнейшую роль играет мера вносимой в систему дестабилизации. Попросту говоря, это означает: когда при работе в асанах мы выходим на пределы мобильности суставов, позвоночника, мышц и связок (на границы возможных положений тела), некоторое время выдерживая это нарушение типового параметра формы (обычного порядка вещей), то равновесное состояние прочих параметров (дыхание, расслабление, подпороговые усилия и отсутствие ощущений) соответствующее стандартным формам и движениям бытия) не может быть нарушено! То есть, "напрягая" какой-то отдельный показатель гомеостаза все прочие необходимо сохранять в стандартном состоянии, соответствующем умеренной повседневной нагрузке обычной жизни. Отсюда ясно, почему при "работе" с предельной формой из действия и восприятия должны быть исключены все прочие, обычно сопутствующие проявления - собственное старание, волевое принуждение тела к сгибанию, возникающие при этом ощущения и усилия.

Вся "работа" в асане состоит, таким образом, в ненасильственном принятии доступной на сегодня формы и ее выдержке, без каких-либо ощущений в теле, поскольку они будут свидетельствовать о том, что мы, уже находясь на пределе одного ПП, выходим одновременно за рамки других, что ведет к перегрузке и нарушению принципа неповреждения тела в процессе практики асан. О чем свидетельствуют непривычные ощущения или боль, если таковые возникают. То же самое относится к скорости и усилию, вкладываемым в выполнение позы и возвращению из нее в одно из типовых положений - сидя, стоя, лежа.
Синергетика отмечает особую роль слабых воздействий, которые приводят к структурной перестройке системы, находящейся в неустойчивом состоянии (продуцируемым в практике йоги сознательно). В отношении человеческого организма мы видим это на примерах воздействия методов чжень-цзю терапии и гомеопатии.

Технология традиционной йоги, базирующаяся на полной релаксации тела и сознания при определенной работе с формой, является чисто синергетическим подходом, когда направленно применяемые слабые воздействия дают ожидаемый эффект, формируемый самой системой! Этот способ диалога человека со своей психосоматикой основан на действии недействием, отсутствием всякого насилия, вызова и борьбы. В случае слабых воздействий (которые в предыдущей главе квалифицируются как умеренные) системе предоставляется возможность и время выбора для возможной самоперестройки, саморегулировке, при сильных воздействиях - такой возможности не возникает.

Отсюда йога - древнейший метод управления нелинейными процессами психосоматики, грамотно приводимой в состояние временной неустойчивости по одному из ряда подчиняющихся воле параметров.

"Не субъект дает рецепты и управляет нелинейной ситуацией, а сама …ситуация, будь то природная…, ситуация общения с другим человеком, или с самим собой как-то разрешается (самореализуется - В.Б.) и строит самого субъекта" ("Синергетическая парадигма", с. 250).

Есть то, что человек может сделать сам, и то, что делается как бы само собой. И нужно уловить очень важный момент: если я лично могу что-то сделать так, то это же самое, видимо, можно сделать и по-иному. Сделать - это как бы составить что-то по частям, либо одну часть информации дополнить другой. Но не я делал свой организм, не я устанавливал законы его изменения и работы, он функционирует (или сгибается) именно так, а не иначе, и с этим ничего не поделаешь. Поль Валери говорил, что не полученное нами, - если оно существует, - производит себя и меняется только само. Не человек это делает, но это случается - если вообще возможно - в результате условий, созданных человеком ради подобного развития событий. Все, созданное человеком всегда можно сделать иначе, а сотворенное "само по себе", естественным путем, - нельзя. Отсюда и глубокий смысл действия недействием, такой работы, которая вызывает допустимые и желательные самоизменения системы.

Не я влияю впрямую на свою внутреннюю природу, но она сама перестраивает себя в результате предоставленной ей мною возможности - ежедневной практики йоги в ее традиционном ключе. А уже при овладении подобным обращением с самим собой, которое и составляет технологию традиционной йоги, можно двигаться дальше, не повреждающим образом выходя на такие возможные режимы функционирования психосоматики, которые в обыденности просто не представимы.

"Синергетическое действие - это действие исподволь, исходя из собственных форм образования, собственных сил (внутренних потенций системы - В.Б.), способностей… Это стимулирующее действие." (там же).

В свете вышесказанного становится ясным, что все современные школы так называемой "динамической йоги" есть не что иное, как уступка обыденным представлениям человека Запада, существующего в культурных координатах сознательного усилия (созидающей деятельности), либо отсутствия такового (отдыха, праздности), и стремления к умозрительному "совершенству" (максимальная сложность выполняемых асан, предписанный ритм и последовательность практики, усилия и т.д.), относящегося к тому же классу утопий, что и попытки создания совершенного человека, общества философского камня либо достижению бессмертия при жизни.
Исходный смысл йогической технологии состоит именно в том, чтобы определенными специфическими действиями (работой с формой и сознанием при сохранении остальных параметров физической активности в состоянии покоя), создать необходимые и достаточные условия, после чего появляется возможность безопасного выхода за рамки обычного опыта.

Организация событий только в таком ключе, без дальнейшего развития, является по сути йогатерапией, составляя, однако, лишь неминуемый этап на дальнейшем пути возможного развития коммуникации сознания и психосоматики. Для этого, после достижения нового качества гомеостаза (здоровья), возникает ситуация, когда сознание и тело, будучи оптимально сбалансированными и очищенными, способны переключиться на новые, совершенно необычные уровни или способы (сценарии развития событий, аттракторы) коммуникации с пространствами собственного тела и психики. Данные виды взаимодействия сознания с остальной психосоматикой также являются типовыми, эволюционно обусловленными структурой системы, но маловероятными, труднодостижимыми и граничащими с аттрактором, называемым смертью.

Итак, чтобы воздействия на тело (предельные по параметру формы и времени ее выдержки) и сознание, не были дестабилизирующими сверх меры, такая мера определяется не из соображений ума, но по телу - отсутствием в восприятии особых, ярко выраженных или неприятных ощущений (текущих либо отложенны
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Статья Виктора Бойко. 08.01.2010 18:16 #2094

Материал взят с сайта "Ритамбхара", автор - Орлангур. Приводится с некоторыми сокращениями.

Критика чистого разума
(ночные заметки о статье Виктора Бойко "Синергетические аспекты классической практики йоги").


]Давно у меня было такое желание - сказать несколько слов о написанном Виктором Бойко. Но глубокая лень мешает закончить неподъемный труд критики "Искусства коммуникации" (Кстати, хотя я знаю, какую, так сказать, коммуникацию имеет в виду автор, каждый раз после прочтения этого заголовка у меня в голове встает картина ветвящихся и уходящих в бесконечность пучков тепловых, канализационных и прочих труб. Шутка). Но ближе к делу.
В.Б. выпустил в свет (то бишь в И-нет) очередную статью "Синергетические аспекты классической практики йоги". (Заметим, что каждое упоминание о йоге в авторской интерпретации обязательно дополняется эпитетом "классическая". И это,слишком частое упоминание, нельзя оправдать, как мне кажется, стремлением указать на приверженность практики школы мифической "традиционности").

... удручает все более усложняющийся, от книги к книге, от статьи к статье, стиль автора,
намеренно наукообразный, с множеством ссылок к источникам из различных областей знания. Но кому
адресована такая" навороченная" речь, более подобающая диссертации или специальной научной статье, призванной ублажить седины профессоров-рецензентов, млеющих от обилия специальной терминологии? Нам, как выразился один странник, "немного туповатым парням", хотя и не чужды умные слова, непонятно их непосильно-беспорядочное нагромождение.

<Сегодня известно, что в основе феномена жизни лежат так называемые неравновесные системы >

Типично наукообразное утверждение, кладущееся автором как аксиома в фундамент последующих логических цепочек. Известно кому? И откуда? Это данные современной физиологии? Или западной философии? Или откуда-то еще известно? Или это просто еще одна из теорий голодных математиков, любящих на
досуге понастроить своих математически-логических моделей жизни, поля, материи,Вселенной и т.д., не имеющих никакого отношения к действительному положению вещей?

<Древнейшее искусство традиционной йоги предоставляет нам реальную
возможность практического не повреждающего выхода и пребывания системы на
пределах существования и восприятия >.


Позволим себе не согласиться. Любая йога, пусть даже и нетрадиционная, если это ЙОГА, зовет нас
к ВЫХОДУ ЗА ГРАНИЦЫ всех и всяческих пределов. И достигнувшему этого йогу глубоко наплевать, "совместимо" это с жизнью и является или нет это "разрушающей перегрузкой". (Слегка, совсем слегка утрирую, но вспомните жизнь Рамакришны).Но суть от этого не меняется. Непонятно, почему уважаемый Виктор, все время стремясь прилепиться к классике, легко отбрасывает все то, что в классике и есть йога. Патанджали писал о успокоении разума, достижении самадхи, выходу ЗА ПРЕДЕЛЫ и Кайвалье, полной обособленности, свободе. И без этого йога не есть таковая, неважно с усилием или без него мы делаем асаны.

< В действительности же при необратимых процессах, реализуемых в нормальном времени, любая реальная
живая система накапливает эту необратимость в виде погрешности циклических процессов биохимии и физиологии, что неминуемо ведет к ослаблению функций, их расстройству и нарушению, в какой-то момент приводящие одно из звеньев, а затем и всю систему в точку бифуркации с последующим выходом на аттрактор (сценарий) распада, перехода в принципиально иное, более низкое энергетическое состояние сложности, которое мы называем смертью >.


Здесь автор противоречит собственным же дальнейшим построениям -
"то, что для низшего уровня является средой существования со своими собственными законами, для высшего - строительный материал, хаос, который подлежит воздействию и регулировке, автоматически откликаясь на малейшие посылки. Поэтому, как нам думается, гомеостаз, управляемый расширившим свое осознание до более высоких уровней существом, внешне оставаясь похожим на человека, уже таковым в действительности не является. И может со своих более высоких уровней управлять процессами в физическом теле и просто снимать эту самую "необратимую погрешность".

Дальнейшие "синергетические" построения "иерархии проявленного" следуют догме современной
физической науки. Причем описание для высшего уровня проявленного - "динамического вакуума" отдаленно и слабо, но тем не менее зримо пытается придать этому "вакууму" черты Единого, или, если угодно, буддийской шуньяты. (К чему, кстати, так или иначе вынуждена постепенно склоняться все та же физическая
парадигма). Но дальше мы видим почему-то не традиционно йогическую или любую другую эзотерическую иерархию миров, что было бы логично ожидать в рамках рассматриваемого вопроса, а обычную инволюцию физической материи, от Метагалактики к человеку и далее и микрокосму.

< Организм человека, его тело и сознание взаимодействуют со многими уровнями представленной выше иерархии, в основном косвенно, в процессе приборного познания и логических умозаключений. Назначение тела - коммуникация с внешним миром с целью развития и поддержания жизни организма. При этом организм, являясь открытой нелинейной системой,пропускает через себя поток вещества (пища, вода, воздух), солнечной и собственной вырабатываемой энергии, а также информации. >

Этот вполне корректный на наш взгляд абзац грешит против истины только в одном. Организм человека взаимодействует с уровнями "представленной выше" иерархии действительно косвенно. А вот с действительной иерархией миров тонкой материи человек взаимодействует далеко не косвенно, он, скажем так, представлен там так же полно, как в своем физическом теле. Но сознание описывает только известный
физический мир, только и всего.
Затем автор описывает параметры порядка (ПП) человеческого организма. В частности, выясняется, что "на клеточном уровне коммуникация и ее энергоресурсы не зависят от воли человека... на уровне молекулярном-то же самое". Почему это утверждается - непонятно. Исходя из данных современной науки?
Смешение науки и йоги - вещь чрезвычайно, на мой взгляд, некорректная и ненужная и допустима лишь в малой степени, когда наука пытается (правда, не всегда понятно-зачем?) объяснить отдельные феномены и эффекты отельных практик йоги в рамках своего миропонимания. Когда же наука пытается объяснить ВСЮ йогу, исходя из имеющегося на сегодняшний день научного инструментария, не важно какая область науки за это берется и в лице какого автора, ну тут все, как говорится нынче в популярной программе "Тушите свет!".
Пропустив несколько последующих да и предыдущих пассажей с окончанием "прояснения иерархии проявленного мира" перейдем к насущному: выводам и работе в асанах, из этих выводов проистекающей.

<Вся "работа" в асане состоит, таким образом, в ненасильственном принятии доступной на сегодня формы и ее выдержке, без каких-либо ощущений в теле... >
Очень интересно было бы послушать реальный опыт автора или его учеников, в ненасильственном принятии, особенно на начальном этапе тренировки, скажем продольного шпагата (хануманасаны), стойки на руках (адхо мукха врикшасаны) или же даже простой бакасаны.
Все сказанное В.Б. о стандартизации прочих показателей гомеостаза, расслаблении в асане, слабых воздействий и пр. и пр. - резонно и вполне применимо, когда асана уже хорошо изучена, тело научилось выдерживать ее достаточно долго без особого напряжения и вот тогда и можно работать с остальными показателями гомеостаза и расслаблением в асане. Кстати, этому следуют и учат многие практикующие йоги, от СИДа и Зенченко до айенгаровцев. Но если начинать работу с телом, используя данный подход с нулевого уровня, мы будем бессмысленно разжевывать простые формы всю оставшуюся жизнь, оправдывая свою убогость псевдоклассической традиционностью, и тем, что я "не Алина Кабаева". А почему собственно нет? Хотя бы в первом приближении?

< Но не я делал свой организм, не я устанавливал законы его изменения и работы, он функционирует (или сгибается) именно так, а не иначе, и с этим ничего не поделаешь >
Нет, не так. Именно я СДЕЛАЛ свое тело, лежа на диване 10 (20, 40, 50 ?) лет и ведя гиподинамичный саморазрушительный образ жизни. Именно я поедал горы этой дряни, которые (нелюбимая впрочем и В.Б.)
цивилизация скармливала мне много лет, жрал подгоревшие куски трупов коров и свиней, оправдывая это холодным климатом, поколениями предков, жравших эту гадость тоже и нежеланием обидеть хозяина дома, подсовывающего мне из лучших побуждений эту гадость ( по-моему, я упомянул если не все, то многие аргументы автора к мясоедению).

<Есть то, что человек может сделать сам, и то, что делается как бы само собой >
Все верно и все неверно.Сначала надо очень много сделать как бы самому, а лишь потом что-то, возможно но не обязательно, будет делаться как бы само собой. Только так и не иначе.

<Все современные школы так называемой "динамической йоги" есть ни что иное, как уступка обыденным представлениям человека Запада, существующего в культурных координатах сознательного усилия >

К нашему величайшему сожалению, во всех современных школах йоги есть некие уступки представлениям
Запада, однако не в том смысле, который подразумевает автор. А насчет сознательного усилия? Вспомним Рамакришну, который годами бился, в буквальном смысле до крови, стремясь постигнуть Бога, разрывался от непомерных усилий, и лишь достигнув самореализации и Единения уже мог пребывать в "расслабленном"
созерцании. А древние даосы, авторы той самой концепции у-вэй (недеяния),которые годами бились в закрытую дверь, чтобы постигнуть и реализовать смысл этого недеяния? А Виктор Бойко советует нам начать с этого! Или я неправильно его понял, и в начале практики можно все же чуть-чуть постараться?

<Организация событий только в таком ключе, без дальнейшего развития, является по сути йоготерапией... >
Оп-с! Вот тут автвор попал в точку. Но! И! "Неминуемый этап" этой самой йоготерапии показан очень немногим и
не стоит объявлять его единственно верным путем классической йоги. Если в своей первой книге ("Йога. Скрытые аспекты практики") автор неявно критиковал взгляды лишь А. Сидерского, то ныне в "экстремальные виды неойоги" вошли уже и Паттабхи Джойс со своей аштанга виньясой и даже г-н Айенгар, по-неосторожности так тепло отозвавшийся о практике Виктора в далеком 1989 году. (вспомним историю развития инквизиции - чем дальше, тем все больше становилось еретиков).
Далее автор пытается аппелировать аж к достижениям спортивной медицины, пытаясь защитить свои выкладки.
<Безусловно, так называемое поднятие Кундалини или состояние самадхи, есть не что иное, как возможные психофизические аттракторы. Однако,если субъект попадает в это русло развития процессов до известной степени случайно, прыжком, диким перенапряжением, будучи не готов к необычности происходящего теоретически, морально и физически, то понятно, что у него есть серьезные основания "не вернуться" к самому себе, сломать и тело, и психику в результате перегрузки либо психофизиологического "зацикливания" в состоянии, не совместимом с обычным пребыванием в социуме >.
Трудно не согласиться! Если бы ни одно "но". Как не готовься, опыт реального поднятия Кундалини - это всегда потрясение, но если этого бояться больше, чем желать, то нечего и копья ломать. Да, ломиться сдуру на Эверест без кислорода и специальной подготовки глупо, но и таскать с собой по жизни кислородную подушку
еще глупее.
Да, аттракторы и сепаратрисы - это круто!

< Судьбу поклонников "динамической йоги" можно описать строкой из песни Высоцкого: "..Я горизонт промахиваю с ходу!", даже не замечая его, стремясь к неким абстрактным целям - физическому
совершенству - супергибкости, каким-то "психоэнергетическим рисункам" асан и т.д. >


Там есть и другие строки "Я ленту не порвал, но я покончил с тросом"
Может быть, это все же ближе поклонникам динамической йоги.

< Метод восстановления здоровья и улучшения его качества, пригодный как для здоровых,так и для больных, априори более универсален, что и говорит о его преимуществе,поскольку "динамическая йога" с ее нагрузками пригодна только для работы с достаточно здоровыми и молодыми людьми.>
Хорошо, что хоть для чего-то и кого-то она годится.Никто не утверждал, что "динамическая йога" пригодна для
всех и что пенсионерка, которая еле ходит, опираясь на палку, дожна крутить виньясы. И поэтому и существует многообразие форм и школ йоги - чтобы каждый нашел подходящую себе здесь и сейчас. Но хатха есть хатха и метод одного стиля не может быть универсален.

< "Динамическая йога" предлагает знакомую устойчивость и линейность развития событий: прими ежедневный вызов - и все впорядке. То есть цель заведомо известна, - совершенство, поднятие Кундалини, "управление энергией" и т.д. В то же время традиционная йога вообще не ставит каких-либо внешних целей, концентрируя все внимание на процессе практики (соблюдении ее специфических ПП), который сам по себе и есть цель! Но дающая результаты, необходимые именно этому человеку! >

Что-то я не помню, чтобы в Йога-сутре единственной целью был процесс расслабленного сидения в сукхасане.

<Когда Конфуцию задавали вопрос "Что есть Дао?", всем своим ученикам он давал разные ответы, поскольку к моменту общения с ним каждый из них прошел свой путь развития >
РАЗНЫЕ! А не универсальный традиционный классический метод для всех.
Данный экскурс в синергетику классической йоги представляет собой ... да
ничего он не представляет. Одну из сторон практики у-вэй, например. Написал, не
вовлекаясь и, расслабившись, забыл...
(с)
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 29.03.2010 14:28 от Kargopolov.

Re: Статья Виктора Бойко. 08.01.2010 19:50 #2095

Материал взят с сайта Реал Йога, автор Asaman

Авг 14, 2004 7:04 pm Заголовок сообщения: Камень преткновения в ЙОГЕ (нехватка знаний о человеке) .

--------------------------------------------------------------------------------

В общем, друзья мои, чувствую огромную нехватку информации. Все-таки йога не дает полного информационного базиса, ее описания в какой-то степени абстрактны, она в этом смысле становится лишь только направляющей, да и то, смысл этих ступеней тоже не однозначен и в сознании каждый практикующий может представлять их по своему, а значит будет и результат у каждого свой, что говорит о том, что каждый из них где-то исказил правильный ход проведения практики. Т.е. малейшая неточность в практике одной какой-либо ступени автоматически искажает и дальнейшее продвижение. В итоге человек не приходит к желаемой и заданной цели и все попытки на ее достижения постоянно оказываются тщетными и поэтому человек бросает занятие по своему развитию, ссылаясь на неэффективность практики или на свою силу воли. На самом деле причина в корне, это не искажение практики, а это то, что стало причиной искажения - отсутствие знаний о глубинных процессах своего организма и работе сознания. Т.е. нужна соответствующая информация в литературе и уже одновременно с ней необходимо работать по своему развитию закрепляя теорию с практикой. Остается вопрос только в том - где раздобыть такую литературу?
Я думаю эта тема актуальна. Поэтому поможем друг другу в поиске подходящей литературы, я бы даже сказал редкой и даже, чуть ли не засекреченной литературы. Т.е. не нужно обычной классической, этого просто изобилие и в интернете и на прилавках рынков, они все поверхностные, а нужно нечто необычное, глубокое и детальное, конкретное. Такие знания придадут силы и уверенности в том, что ты идешь по правильному пути и сомнения в практиках исчезнут и ты будешь знать, что знаешь, именно знаешь, как достичь желаемой цели и любого уровня совершенства, поскольку разбираешься как никто другой в механизмах своего сознания как могли в этом разбираться те йоги-учителя чьи практики мы теперь видим из классических книг по йоге и которым пытаемся следовать.
Да поможем друг другу пройти этот путь!


Комментарий: На мой взгляд, автор сообщения, что называется, зрит в корень. Действительно, камнем преткновения в современной Йоге является ужасающий дефицит знаний о человеке, о его энергосистеме и её устроении, о сознании человека, о фундаментальных методах работы с энергией и сознанием ( то, что у нас называется ЭМП). А ещё полное нежелание научиться чему -либо стоящему. Автора этой заметки на форуме В.Бойко всячески обругали и опустили "ниже плинтуса". А ведь он совершенно прав! ВМ.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Статья Виктора Бойко. 10.01.2010 15:36 #2097

Хатха-йога не есть Путь,ибо не коим образом не ведет к развитию сердечности. Хатха-йога не имеет Сердца. Всякий же Путь без Сердца не есть истинный Путь.
Хатха-йога есть технология интегрального совершенствования комплекса инструментов, посредством использования которых осознающее существо движется по Пути осознания. То куда оно движется и зачем,определяется его индивидуальным выбором и никак от практики хатха-йоги не зависит. Последовательная корректная практика хатха-йоги приводит к накоплению и концентрации огромного количества энергии на всех уровнях энергетической структуры человеческого существа. "Застойная консервация" этой энергии разрушительна. Энергия накапливается и концентрируется для того, чтобы быть использованной. Поток жизни - поток непрерывно происходящих с нами изменений. Чем больше в нашем распоряжении энергии, тем значительнее изменения. То, изменяемся мы в направлении развития, свободы и осознания или же в направлении деградации, закрепощения и автоматизма, зависит не от количества энергии, имеющейся в наличии в системе нашей энергетической структуры, и даже не от того, в какой степени процессы ее перераспределения подконтрольны нашей воле, а прежде всего от того, куда и как мы эту энергию вкладываем или не вкладываем в процессе проживания своей личной судьбы. Обусловленная практикой концентрация энергии в структуре человеческого существа приводит к усилению всех ее свойств. Все проявления человека приобретают гипертрофированный характер. Хатха-йогин внутри себя сталкивается с самим собой - таким, какой он есть, со всеми своими достоинствами, недостатками и проблемами - но "усиленным" во много раз по сравнению с состоянием обычного среднего человека, хатха-йогу не практикующего. И то, что он с таким собою будет делать - сумеет ли совладать с животным автоматизмом в себе и развить качества осознающего существа - зависит от его способности трезво и отрешенно взглянуть на самого себя, отделить в себе человеческое от звериного и сознательно перераспределить энергию так, чтобы вложение ее в процесс жизни - в процесс продвижения по Пути - привело не к деградации, а к развитию - эволюционному движению сознания от животного состояния к собственно человеческому. Это - битва, ибо таков ультимативный вызов, который решается бросить самому себе тот, кто вступает на тропу хатха-йоги. Опасность деградации велика - в нас еще слишком сильны могущественные животные ментальные программы, выражающиеся во множестве обуревающих нас противоречивых желаний. Предельная отрешенность и полнота контроля необходимы для того, чтобы с ними совладать. Хатха-йога дает и контроль, и отрешенность. Но это - жестокий контроль безупречно отлаженного механизма и холодная равнодушная отрешенность вышедшего на охоту хищника. Чтобы использовать их "наоборот" - для избавления себя от диктата сидящего в каждом из нас зверя, нужно что-то еще. Это "что-то еще" - самое главное, то, что превращает нашу жизнь в Путь. Я назову это самое главное "что-то еще" Сердцем или Любовью, ибо другие слова для обозначения ЭТОГО мне не известны. Точно так же, как не известно мне, откуда ЭТО берется и на что похоже… Просто возникает и оказывается существующим и не поддающимся ни выражению, ни описанию какими бы то ни было средствами. Итак, хатха-йога не есть Путь, но лишь технология обеспечения нашего продвижения по Пути отрешенно и безупречно контролируемой энергией. То, на что мы потратим эту энергию, не зависит от тренировочных алгоритмов хатха-йоги. Это зависит только от того выбора самих себя, который мы делаем в каждое мгновение своей жизни. Используя энергию и уровень владения информацией о сущности устройства Мира, даваемые практикой хатха-йоги, каждый их нас может с одинаковым успехом как на десятилетия сохранить силу и молодость, так и прикончить себя в течение нескольких месяцев, как превратиться в полностью осознающего себя свободного бога, так и стать скованным "встроенными" ментальными программами до состояния зомби-автоматизма жестоким самодовольным похотливым животным, обладающим чудовищными силами и способным разрушить любые преграды на пути к реализации желаний и страстей, "надиктованных" ему "поставщиками" программ. Это - крайности, для их достижения успешность практики хатха-йоги должна быть максимальной. Между ними - весьма богатый спектр состояний. Где на этой шкале окажемся мы, полностью зависит от того, в какой степени в своем ежесекундном выборе самих себя мы сверяемся с Сердцем нашего жизненного Пути, и вообще, является наша жизнь Путем или это просто равнодушное прозябание в ожидании смерти, то есть имеется ли в ней Сердце как таковое.

Андрей Сидерский «Хатха-йога как технология интегрального тренинга»(Концептуальный очерк).
  • гело
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 244

Re: Статья Виктора Бойко. 10.01.2010 20:26 #2098

М-да... У Сидерского - Сердце, у В. Бойко - Единое, у Кришнамурти - Любовь. И всё это используется как окончательное объяснение, к сожалению, на самом деле ничего не объясняющее. Как, с неподражаемой интонацией говаривал один мой давний знакомый, большой циник и приколист, "непонятно, но волнует"
Но, надо сказать, что А. Сидерский, в отличие от "психолита" Виктора Бойко, человек живой, находящийся в постоянном творческом поиске. Его "неклассический" подход к Йоге, на самом деле намного ближе к духу истинной Йоги, чем мёртворождённая псевдоклассика московского мэтра. А как он (А. Сидерский) свои комплексы асан делает! Любо-дорого посмотреть. И, в отличие от Бойко, начал выходить на работу с энергией, даже обучает в своей Школе комплексу цигун.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Статья Виктора Бойко. 06.12.2012 13:19 #7473

А вот выдержка из поста Neo на форуме сайта Виктора Бойко:

"Меня немного смущают слова про стройные концепции, рациональность и некую "научность" подхода Бойко к йоге.
После чтения книги Бойко и ряда сообщений в конференции, создается некий имидж "солидной" строгой наукообразной концепции, "классической", так сказать, йоги.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что строгость и научность идеи (теории) не достигается наукообразным лексиконом. А достигается она проверкой экспериментом. В случае теорий Бойко (как и других концепций йоги) строгая такая проверка сильно затруднена.
В связи с этим, все теории и концепции йоги совершенно спекулятивны (в крайней случае есть "anecdotal evidence" (чёрт его знает, как это по-русски будет, но во всяком случае
научным доказательством множество положительных примеров не считается). В этом смысле, концепции йоги мало друг от друга отличаются, и "острая" критика метода Айенгара,
к примеру, или Лаппы и Сидерского со стороны Бойко безосновательна."
Конец цитаты.

Действительно, использование множества научных терминов и умных слов у неискушённого читателя автоматически вызывает уважение и принятие автора как авторитета в этой области. То, что при чтении ничего не проясняется по сути поднимаемых проблем, а напротив, возникает много "непоняток", ещё более подпитывает уважение к автору. Чем непонятнее и заумнее, тем большей мудростью наделяется автор. А читателям и невдомёк, что король то голый!

И всё -то в йоге должно быть научно объяснено.
Но ведь все великие достижения Йоги получены в донаучное время. А кроме того, современная наука отвергает то, что является основой традиционной Йоги (не "классической" ибо это слово напрочь испорчено Виктором Бойко). Она материалистична, тогда как традиционная индийская Йога стоит на фундаменте идеалистической философии Санкхья, она отвергает такие важнейшие понятия Йоги, как энергия - Прана, Энергетические каналы Нади, энергетические центры Чакрамы. Как наука, так и "научная" йога Бойко также отвергают учение о перевоплощениях и закон кармы. Так что тот псевдойогический новодел, который предлагает московский йогатичер В. Бойко никаого отношения к аутентичной традиционной индийской Йоге НЕ ИМЕЕТ. Что напрочь не понимается широкой публикой, особенно преисполненной энтузиазма молодёжью, но, увы, крайне невежественной в этих вопросах.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 06.12.2012 13:30 от Kargopolov.
  • Страница:
  • 1