Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ТЕМА: Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки.

Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 06.10.2010 20:08 #3408

unreadable.name/vipassana-critique-rus.html

Автор Харманджит Сингх.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 06.10.2010 20:09 от Kargopolov.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 02:03 #3409

Интересный материал.Особенно порадовала взвешенность критики.
  • chaOsyd
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 110

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 03:05 #3410

Да, в этой критической работе много справедливого. С другой стороны и сама критика содержит многое, что в свою очередь, тоже заслуживает критики. Есть очень важные вещи, которые автор напрочь не понимает. Так что впору писать критическую статью и об Гоенке, и о авторе данной критики.
Всего доброго. ВМ.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 16:48 #3415

Согласен.Но для материалиста он все-таки весьма спокойно высказывает свое мнение.
  • chaOsyd
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 110

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 17:10 #3418

Что сразу бросается в глаза при прочтении этого варианта выполнения практики:

впервые читаю о таком варианте выполнения Випассана-медитации. До прочтения ПБИ, я её практиковал (хотя не так, чтоб регулярно на тот момент). И это был вариант, при котором я просто сидел в сиддхасане и наблюдал нить дыхания таким, какое оно есть. Сложность на тот момент заключалась в том, чтобы не отождествить себя с процессом дыхания, т.е. не "рулить" дыханием, а дать телу самому выбрать, какое оно должно быть - глубоким или же поверхностным, частым или медленным и т.п. По-моему, такой вариант выполнения может быть очень полезен с точки зрения процесса принятия того, что есть на данный момент, причём используя главный инструмент - тело, а не какие-то собственные соображения относительно устройства мира и т.п. Причём, хоть и опирается она на дыхание, но дыхательной практикой при этом не является.
В этом же варианте как-то так получается, что сама идея Випассаны (хотя может я что не так понимаю), нарушается - практикующему нужно "бродить" вниманием по телу определённым образом, совершать усилия и т.п., от чего смысл такого метода выполнения становится непонятным.

По поводу самой критики, изложенной в статье...думаю, Владимир Михайлович исчерпывающе обрисовал, при том довольно коротко, реальное положение дел.
Меня, правда, особенно коробит вот эта фраза "Здесь я делаю непроверенное утверждение, что креативные люди и изобретатели значительно бы пострадали от отсутствия этой болтовни в мозгу. Их изобретательность и свежие идеи могут появляться только из нейронных путей, создаваемых случайными активностями нейронов, и, вызванная гипоксией".
Это идёт полностью вразрез не просто с какой-то моей моделью мира, но и со всем моим опытом. Именно в те моменты, когда я был "пуст и чудесен", могли появиться какие-то новые идеи, рождаться музыка, стихи и прочее. Ни разу в жизни я не был доволен результатом "внутренней болтовни", и по мне так именно состояние опустошённости ума позволяет мыслям, идеям, новой информации, выстроиться в адекватную и целостную картину, в том порядке, в каком она должна выстроиться. Чаще всего вопрос управления информацией тесно связан с вопросом адекватной категоризации. А этих категорий можно придумать огромное множество разных вариантов, и все в тот или иной момент при той или иной поставленной задаче, будут иметь место быть. Вопрос лишь в том, какая категоризация на данный момент адекватна, какой гештальт является адекватным. Внутренняя болтовня будет работать только с известными категориями и идеями, к которым она привязана, и никак иначе.
  • mr_Hriublin
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 217
Последнее редактирование: 07.10.2010 17:46 от Kargopolov.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 17:39 #3422

Именно так! Созерцание дыхания сильно ограничивает сферу осознания. А зачем оно вообще нужно? Не лучше ли либо выполнять полноценную дыхательную практику, либо полноценную медитацию -осознание? Разве не лучше научить человека практике тотального осознания, без каких либо ограничений? Разве это как-то сложнее, научить базовой технике медитации самонаблюдения, которая состоит в том, чтобы созерцать "всё, что есть", всё, что наличествует в сфере сознания на данный момент? Разве это какая-то сверхсложная идея, к которой надо специально готовиться с помощью предварительных практик? Кроме того, созерцание дыхания на самом деле представляет собою разновидность медитации-сосредоточения (на кончике носа либо на зоне под носом, либо на ощущении воздуха, входящего через ноздри). А сосредоточение (сабиджа-самадхи) коренным образом отличается от самонаблюдения (нирбиджа-самадхи). Получается примерно так: прежде чем начать обучаться плаванию, сначала непременно надо хорошо потренироваться в беге.

И, конечно же, Вы совершенно правы, подлинная Сатипаттхана, она же медитация самонаблюдение, не имеет никакого отношения к той последовательности сосредоточений, к тем алгоритмам прохождения тела по разным траекториям, которые Гоенка ошибочно считает Сатипаттханой (Випассаной). Даже свободный выбор траекторий просмотра тела, который Гоенка рекомендует продвинутым ученикам, подлинной Випассаной не является. На самом деле мы вообще не должны намеренно куда-либо направлять своё внимание (по каким-либо заранее назначенным схемам). Вместо этого нам нужно сопровождать своё непроизвольное внимание, осознавая и созерцая всё что есть. Как говорят в славном городе Одессе, это две большие разницы.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 07.10.2010 17:45 от Kargopolov.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 17:59 #3423

Опять же mr.Hriublin очень точно указал на полное непонимание автором критической статьи подлинного смысла медитации-самосозерцания, непонимание таких вещей как умственное безмолвие, непонимание различия между мышлением и Праджней, вообще полное непонимание природы креативности. А его опасения по поводу психической диссоциации и возможной шизофренизации личности в результате практики самосозерцания - умозрительны, спекулятивны и не имеют никакого отношения к реальному положению вещей (кстати, то же самое непонимание и ту же самую ошибку повторяет в своей книге московский йогатичер Виктор Бойко). Я знаю о чём говорю, поскольку имею многолетний опыт занятий медитацией, а кроме того, знаю что такое синдром дереализации и деперсонализации не понаслышке (в течение ряда лет работал медицинским психологом в психиатрической больнице).
Всего доброго. ВМ.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 07.10.2010 18:06 от Kargopolov.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 18:05 #3424

Здравствуйте, Владимир Михайлович!

По поводу необходимости самой Випассаны. Я с Вами, отчасти, соглашусь, но, тем не менее, выскажу слелующее мнение.
Я знаю множество людей, которые не понимают:
-Как это, НАБЛЮДАТЬ свои мысли, эмоции, ощущения? (про "всё, что есть и наличиствует в сфере сознания", я уж и не говорю, обычно не понимают именно эти три аспекта, считая, что "это ж я думаю, как я могу наблюдать это?")
-Как это "тело само" что-то может делать и как наблюдать это?
-Что значит, принимать? (грубо говоря, что это за процесс принятия такой - непонятно)

В этом контексте тот вариант Випассаны, который я выполнял, позволил сразу начать с больших объемов медитации-самонаблюдения, в то время как я не очень мог представить, как выполнять медитацию-присутствие, а именно ту часть, где нужно "ощутить пространство". Вместе с тем, какой-либо подготовительной практики для медитации-присутствия не было, и, тем не менее, я её выполняю каждое утро, и ничего - разобрался (хотя тут, опять же, вспоминаю Кодо Саваки и его фразу о понимании).

Кстати, выполнял я эту практику не совсем так, как Вы описали. Я вообще на ноздрях не сосредотачивался и меня они специально вообще не волновали. Я скорее просто следил за нитью и процессом дыхания, как при пранаяме, т.е. ощущал нить дыхания, ощущая собственное тело при вдохе и выдохе, а не конкретно на каком-то участке. Это как Милтон Эриксон говорил во время наведения транса: "Рука поднимааааеися...опускается...". Грубо говоря, в процессе дыхания задействовано всё тело, оно тоже двигается вместе с процессом дыхания, оно всё получает какие-то ощущения, а не какие-то его части, во время дыхания. Потому концентрация скорее шла на всём теле, а принятие шло посредством дыхания - опять же, сложность заключалась в том, чтобы "дать телу делать то, что ему нужно без моего участия", и наблюдать этот процесс.
  • mr_Hriublin
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 217
Последнее редактирование: 07.10.2010 18:09 от mr_Hriublin.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 18:10 #3425

Вообще-то я говорю не о том, как это Вы делали, а о том, как это рекомендует делать Гоенка.
Вот доказательная цитата:
"...продолжается наблюдение за дыханием с дальнейшим сужением области, на которой следует фокусироваться и испытывать ощущения. К этому моменту область эта состоит из небольшой части лица под ноздрями над верхней губой."
Всего доброго ВМ.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810
Последнее редактирование: 07.10.2010 18:17 от Kargopolov.

Re:Критика медитации Випассана в интерпретации С.Н. Гоенки. 07.10.2010 18:17 #3426

Я просто, честно говоря, это написал из удивления от того, что название - одно, техники - разные. Сам уж не пойму, что я выполнял, что выполняет Гоенка и каков же всё-таки изначальный вариант выполнения Випассана-медитации без авторских "альтераций". Все как-то её и вообще многие практики дают по-разному, при этом под одним и тем же названием. Где я вычитал то, что выполнял до занятий по Вашей методике, я, увы, и не помню, просто мне тогда это показалось более-менее стоящим того, чтобы попробовать практиковать.
  • mr_Hriublin
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 217
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3