Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Религия как форма психопатологии?
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Религия как форма психопатологии?

Религия как форма психопатологии? 12.07.2009 02:36 #1703

Выдержки из книги А.Л. Чижевского (взято с сайта Лотоса ariom.ru).

Религии - как безумие и психопаталогия - А.Л.Чижевский

Новaя темa Отвeтить Форумы Лотоса > Новые книги по теме «Развитие человека»


--------------------------------------------------------------------------------

А.Л.Чижевский
Земля в объятиях Солнца

К категории истеросексуальных эпидемий могут быть причислены очень многие массовые движения, возникающие на религиозной почве. В них религиозная настроенность является основой, на которой ткется психопатический узор, характеризующий собою движение. Религиозность имеет данные сильнее всего воздействовать на темные массы, ибо ее объектом является все таинственное, чудодейственное и неведомое. Рассматривая историю религиозных движений, поражаешься тому разнообразию форм нервно-психических заболеваний, которые возникают на религиозной почве и по временам принимают характер психопатических эпидемий, охватывающих большие человеческие массы. Всякий религиозный человек, обладающий неустойчивой психикой и расшатанной нервной системой, может стать участником таковой эпидемии, но женщины и девушки захватываются в ее психопатический вихрь по преимуществу и благодаря своим физиологическим особенностям и истерической конституции играют всегда главнейшую роль во всех психопатических движениях.

Одними из самых длительных и великих умственных эпидемий по справедливости следует признать христианство, буддизм, магометанство, конфуцианство и т. д. Учение Христа и его последователей вызвало огромную психическую эпидемию, длящуюся вот уже около двух тысяч лет и ставшую основой всех многочисленных инстинктов европейского мира. Но, распространяясь в форме психической эпидемии, христианство в некоторые эпохи вызывало явно психопатические движения вроде фанатически-сектантских вероучений, массовые переселения, массовые паломничества, крестовые походы, эпидемии флагеллантов, пляски св. Витта, бесо- и зверо-одержимости, эпидемии конвульсионеров, истерических судорог, икоты, самоуничтожения и т. д. Двигающей силой всех этих психопатических явлений была религиозность фанатических, неразумных и истерических масс, превратно понимающих внутреннюю сущность религии и искажающих до неузнаваемости своими поступками религиозные предначертания христианства.

Еще более богаты истерическими чертами другие религии. В то время как людьми Запада главным образом руководят идеи, большинством наций Востока, исповедующих магометанство, управляют эмоция, инстинкт. Поэтому магометанство следует признать религией по преимуществу истерической. Действительно, созданная эпилептиком, эта религия с огромною быстротой, свойственной заразной эпидемии, завоевала Восток. И в наши дни в психическом состоянии строгих последователей Пророка часто можно отыскать патологические черты: неравномерное развитие умственных способностей, стихийную веру в могущество сакраментальных слов, наклонность к коротким вспышкам гнева, половые аномалии, зрительные и слуховые галлюцинации. Большинство почитаемых святых среди магометанских сект – душевнобольные, у которых все эти черты проявились особенно резко. Внушение представляет одну из основных черт исламизма. Правоверные стекаются огромными массами в определенные молитвенные пункты и повторяют одно и то же слово сотни раз. Здесь работа мысли отсутствует, а имеется одно лишь гипнотическое состояние, охватывающее эти массы. Начинаются общее возбуждение, пляска, дикие вопли, драка, непристойные сцены... Из недр этой толпы выходят галлюцианты, пророки, теоманы, одержимые бредом и ажитирующие темные народные массы. Эти религиозные помешанные быстро приобретают фантастических прозелитов. И вот возникает психопатическая эпидемия, которая представляет типичную форму распространения религии.

Но не следует думать, что этими видами массовых религиозных психопатий богаты средневековье или мусульманский Восток. Не следует думать, что только в темное средневековье могли развиваться явления подобного рода. Несмотря на громадное различие социального уклада в средневековой и, например, в американской жизни, мы только за одно XIX столетие можем насчитать в Америке около десяти больших психопатических эпидемий на религиозной почве. Все эти эпидемии возникали и проходили под флагом религиозного возрождения и охватывали самые широкие слои американского общества. Достаточно было на арене американской жизни появиться какому-либо помешанному, впавшему в религиозную паранойю, как психическая инфекция влечет к нему десятки тысяч людей, которые дни и ночи проводят в церквах, яростно молятся и затем конвульсируют на многотысячных религиозных митингах. Американские религиозные эпидемии хорошо уживаются с повальным развратом. Начавшись в тоне высоконравственных идеалов возрождения человеческой природы, они вскоре из религиозных маний превращаются в мании сексуальные! Такого рода религиозные эпидемии имели место в Америке и 1815, 1832, 1840, 1843, 1857–1858, 1873, 1893 гг. и были описаны рядом авторов. В 1885 г. в Канаде вспыхнула религиозно-политическая эпидемия. Также религиозная эпидемия распространилась в 1902–1904 гг. в Америке среди русских эмигрантов-духоборов. Переселившись с Кавказа в Канаду при поддержке английских и американских квакеров, духоборы образовали значительную колонию, вступив, однако, вскоре в столкновение с законами нового отечества по вопросу о частном землепользовании. Первый взрыв фанатизма выразился в проявлении явных признаков религиозного помешательства. Они разогнали рабочий скот, отказались от мясной пищи, сбросили одежду животного происхождения и впрягли в плуги женщин. Одновременно появились с пламенными речами пророки, впадающие в экстаз, конвульсии и галлюцинирующие Христом. Их влияние на массы было так велико, что значительная часть населения отправилась в десятиградусный мороз «искать Христа» по Канаде. Процессии этих сумасшедших пилигримов производили тяжелое впечатление и не оставляли сомнения в своем патологическом происхождении.

В России с ее многочисленными сектантами сплошь да рядом развивались психопатические эпидемии на религиозной почве. О некоторых эпидемиях, как, например, об эпидемиях самоуничтожения, я говорил выше. Сейчас отмечу лишь следующее: и здесь, как и всюду, половые оргии, кровожадность и благочестивые упражнения смешивались в чудовищном хаосе.

Совершенно исключительного внимания заслуживает одна из таких эпидемий, длившаяся в течение 1892 г. в Васильевском уезде Киевской губернии. Эта эпидемия получила название Малеванщина по имени жителя города Тараща Кондратия Малеванного, который, страдая хроническим помешательством, и дал толчок к развитию этой эпидемии. Последняя возникла вместе с проповедью Малеванного о скором наступлении страшного суда и почти одновременно охватила несколько деревень, причем к движению присоединились не только крестьяне православного исповедания, но даже местные католики и протестанты. Внешне эта нервно-психическая эпидемия выразилась в резком изменении обычного образа жизни населения, которое отказалось от работы, пребывая в бездействии и радостной экзальтации, продавало имущество в ожидании кончины мира и беспрерывно участвовала в сходках, сборищах и своеобразного характера радениях.

Главная черта этой эпидемии – «неудержимая потребность у заболевшего населения собираться массами и предаваться порывам психического возбуждения, которое сопровождается судорогами, галлюцинациями и экстазом и распространяется постепенно на всех участников собрания». Последнее обстоятельство указывает с достаточною очевидностью на'то, что в данном случае имела место повальная психическая болезнь, выражающаяся в массовом возбуждении заболевших. Собрания заканчиваются общими судорогами, которые, появясь у одного из участников, быстро распространяются на других и являются самым желательным моментом для участников и целью их сборищ. «Такие собрания,– пишет Сикорский,– лишенные всякого молитвенного или религиозного оттенка, производили крайне тягостное впечатление на зрителей-врачей своим странным демономаническим характером». Эти судороги проявляются в виде вскрикиваний, всхлипываний, слез, икоты, отрыжки, свойственных истерии. Затем, чаще,– в виде страстных поз, а также в разнообразных ритмических подражательных движениях. Среди этих движений нередко встречаются такие, которые показывают, что причиною их появления была физическая страсть к другому полу, сопровождающаяся соответствующими галлюцинациями. Вообще не остается сомнений в том, что одною из главных причин всех этих собраний служили проявления половой сферы. Часто случалось, что во время экстатических плясок с судорогами женщины бросались к мужчинам с чувственным страстным поцелуем, обнажали себя до пояса, срывая одежды и продолжая одновременно прыгать и кричать.

Высшая степень возбуждения вызывала у некоторых участников сборищ особое возбуждение центра речи, выражавшееся в потоках бессмысленного словоизвержения, иногда имеющего характер несомненных импровизаций. Многие из участвующих в экстазе и судорогах обнаруживали полную или частичную анестезию с одновременным изощрением осязательных аппаратов. Женщины играли главенствующую роль и руководили всеми действиями собраний, одушевляя мужчин, обнаруживающих полную пассивность воли и преобладание над нею расслабленной эмоциональной сферы.

Существует еще один тип истеро-религиозных эпидемий. Это эпидемии паломничества и пилигримства. Из истории всех веков легко заключить, что стремление к поклонению святым местам почти всегда проходило эпидемически. Гиббон пишет, что в эпоху, предшествовавшую крестовым походам, «франки выказывали такое усердие в деле благочестивых странствований, какого у них не замечалось ранее, и большие дороги покрывались толпами людей обоего пола и всякого звания, высказывавших желание дожить только до той минуты, когда приложиться к гробнице своего Искупителя... Принцы и прелаты отказывались от забот о своих владениях, и многочисленность этих больших караванов служила прелюдией для тех армий, которые в следующем столетии выступали в поход под знамением креста».

А.Л.Чижевский
Земля в объятиях Солнца
ЧАСТЬ II
Глава 3
Психические эпидемии
и циклическая деятельность Солнца

Прочитать на шару можно тут:
http://www.xpomo.com/rusograd/tch1/tch.html
  • Kargopolov
  • Сейчас на сайте
  • Руководитель школы
  • Постов: 6671
  • Страница:
  • 1