Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану.
(1 чел.) (1) гость
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану.

Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 19.05.2009 03:04 #1600

Открытое письмо десяти академиков РАН
президенту Российской Федерации В.В. Путину


Предисловие от Клуба Скептиков:

24 июля 2007 года академики отправили это письмо. Естественно, его опубликовали скептические и атеистические сайты (Журнал "Скепсис", "Научный атеизм", "Разум или вера?", "А-сайт"). С тех пор прошло два месяца. Письмо вызвало огромный общественный резонанс в российской прессе. Наверно, не осталось ни одного крупного печатного издания, которое его не упомянуло. Однако поисковики показывают странную картину: текст письма можно найти почти исключительно в форумах и блогах – интернетовский вариант "самиздата". НИ ОДНА крупная российская газета письмо не перепечатала. НИ ОДИН крупный новостной сайт не только не опубликовал письма, но даже не дал на него ссылку. В лучшем случае, обошлись кратенькой цитатой. Часто – с издевательским комментарием.

Впрочем, текст нашелся на нескольких научно-образовательных сайтах:

* http://www.ufn.ru/tribune/trib240707.pdf – в журнале "Успехи физических наук" (PDF)
* www-sbras.nsc.ru/HBC/hbc.phtml?2+426+1 – в газете сибирского отделения РАН "Наука в Сибири"
* http://www.uni-u.ru/new/disc-2.htm – на сайте филиала университета "Дубна"

Из журнала "УФН" мы и перепечатываем полный текст письма ученых. Если вы его еще не читали – прочтите из уважения к авторам: каждый из них – в буквальном смысле один из творцов российской науки.

Президенту Российской Федерации
В.В.Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

С нарастающим беспокойством мы наблюдаем за все возрастающей клерикализацией российского общества, за активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает светский характер нашего государства и принцип отделения церкви от системы государственного образования. Мы обращаемся с этим письмом к Вам, как к высшему должностному лицу нашей страны, являющемуся гарантом соблюдения основных положений Конституции.

В марте с.г. в Москве проходил XI Всемирный русский национальный собор. Среди его решений обращает на себя внимание резолюция «О развитии отечественной системы религиозного образования и науки». Название несколько странное. Если религиозное образование – внутреннее дело РПЦ, то с какой стати церковь заботится о развитии науки? И нужна ли науке такая забота? Из дальнейшего текста все становится ясным. В резолюции предлагается обратиться в Правительство РФ с просьбой “о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное научное направление”. Более того, в резолюции содержится еще одна настоятельная просьба “о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта”.

Что касается попыток внедрения теологии в ВАК, они начались отнюдь не сегодня. Но раньше ВАК ощущала мощное давление, не видимое постороннему глазу. После Собора оно уже не скрывается. А на каком основании, спрашивается, теологию, совокупность религиозных догм, следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой.

Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его). В беседе с академиком В.И.Арнольдом (март 1998) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: «Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе» (из резолюции Собора).

Вообще-то говоря, все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Вопрос этот давно решен и, в этом смысле, нам просто не интересен. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С.Вайнберг: “Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами” (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять «монополию материалистического видения мира»?

Но вернемся к Высшей аттестационной комиссии. Внедрение церкви в государственный орган – очевидное нарушение Конституции страны. Впрочем, церковь уже внедрилась в вооруженные силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии с участием высокопоставленных представителей власти и т.д. Все это примеры активной клерикализации страны.

Обратимся теперь к школе. Иерархи РПЦ призывают Правительство ввести во всех школах России обязательный предмет – «Основы православной культуры». Надо сказать, идея запустить религию в школы страны вынашивается давно. В циркуляре Алексия II № 5925 от 9 декабря 1999 г., обращенном ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается, что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры» нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».

Даже если предположить, что речь действительно идет о курсе “Основ православной культуры”, уже не раз говорилось что в многонациональной многоконфессиональной стране такой курс вводить нельзя. И тем не менее, Собор считает, что изучение школьниками “Основ православной культуры” необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения». Если считать атеистов русской национальности (которых у нас отнюдь не так мало, как этого кое-кому хотелось бы) поголовно православными, то большинство, наверное, получится. А вот если без атеистов, то, увы, православные окажутся в меньшинстве. Ну, да дело не в этом. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм? В конце концов, неплохо было бы церковным иерархам задуматься, куда приведет такая политика: к консолидации страны или к ее развалу?

В Европейском сообществе, где межконфессиональная рознь уже проявилась во всей красе, после длительных обсуждений пришли к выводу о необходимости введения в школах курса истории основных монотеистических религий. Основной довод состоит в том, что знакомство с историей и культурным наследием других конфессий будет способствовать улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений. Никому и в голову не пришло, к примеру, требовать введения «Основ католической культуры». На предыдущих Рождественских чтениях Министр образования и науки А.А.Фурсенко сообщил, что закончена работа над учебником «Истории мировых религий». Лоббисты православия встретили сообщение в штыки. Между тем, учебник, написанный сотрудниками Института истории РАН (он называется «Религии мира»), хорошо сбалансирован и содержит много сведений, которые следует знать каждому человеку, считающему себя культурным.

А что мы имеем сейчас? Год назад петербургская школьница Маша и ее папа обратились в суд с требованием включить в программу средней школы по биологии теорию творения человека божественной силой (креационизм) вместо «устаревшего и ошибочного» дарвинизма. Абсурдная сложилась ситуация: почему-то суд должен решать, верна ли теория эволюции, которая утверждает, что жизнь на Земле зародилась свыше трех миллиардов лет назад, или же справедлива теория творения, которая, в отличие от эволюционной теории, не может представить ни одного факта, и, тем не менее, утверждает, что жизнь на Земле существует несколько тысяч лет. Казалось бы, это вопрос, относящийся только к компетенции науки. Однако Маша и ее папа получили поддержку от патриарха Алексия II, который на Рождественских образовательных чтениях заявил: «Никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейское учение о происхождении мира. А если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, - пусть он так и считает, но не навязывает это другим». А что, если в школе изъять любые доказательства, забыть про элементарную логику, полностью выхолостить последние остатки критического мышления, и перейти на зазубривание догматов, тоже никакого вреда не будет? Кстати, чтобы все было точно, ни Дарвин, ни его последователи никогда не утверждали, что человек произошел от обезьяны. Утверждалось лишь, что у обезьяны и человека были общие предки. Да и не только с дарвинизмом у церкви проблемы. Например, какое отношение имеет “библейское учение о происхождении мира” к фактам, твердо установленным современной астрофизикой и космологией? Что же в школе изучать – эти факты или “библейское учение” о сотворении мира за семь дней?

Верить или не верить в Бога – дело совести и убеждений отдельного человека. Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования «материалистическое видение мира», подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашенный государством курс на инновационное развитие может быть осуществлен лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует.

Академики Российской Академии наук:

Александров Е.Б.

Абелев Г.И.

Алферов Ж.И.

Воробьев А.И.

Барков Л.М.

Гинзбург В.Л.

Инге-Вечтомов С.Г.

Кругляков Э.П.

Cадовский М.В.

Черепащук А.М.
Примечания:

Александров Евгений Борисович - доктор физико-математических наук, специалист в области физической оптики, атомной спектроскопии, лазерной физики и магнитометрии, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

Абелев Гарри Израйлевич - профессор кафедры вирусологии биологического факультета МГУ, специалист в области иммунохимии и иммунохимии рака, академик РАН по Отделению физико-химической биологии.

Алферов Жорес Иванович - доктор физико-математических наук, специалист в области полупроводников и лазеров, лауреат Нобелевской премии 2000 года, вице-президент РАН.

Воробьев Андрей Иванович - профессор, специалист в области клинической физиологии крови и радиационной медицины, директор Гематологического научного центра РАМН, академик РАН по Отделению физиологии и РАМН.

Барков Лев Митрофанович - профессор, специалист по ядерной физике и физике элементарных частиц, академик РАН по Отделению ядерной физики.

Гинзбург Виталий Лазаревич - доктор физико-математических наук, специалист по физике плазмы, кристаллооптике, физике космических лучей и сверхпроводимости, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года, академик РАН.

Инге-Вечтомов Сергей Георгиевич - доктор биологических наук, специалист в области общей и молекулярной генетики, академик РАН по Отделению общей биологии.

Кругляков Эдуард Павлович - доктор физико-математических наук, специалист в области физики плазмы, физики конденсированных сред и лазеров, руководитель кафедры физики плазмы НГУ, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

Садовский Михаил Виссарионович - доктор физико-математических наук, физик-теоретик, специалист по сверхпроводимости, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.

Черепащук Анатолий Михайлович - доктор физико-математических наук, специалист по астрофизике и физике звезд, академик РАН по Отделению общей физики и астрономии.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 03:17 #1636

Не вижу смысла в подобных словесных играх и высосанных из пальца параллелях. Православное христианство глубоко и качественно отличается и от буддизма, и от духовных традиций Индии ( Адвайта-веданты, Санкхьи-Йоги).
Не вижу трусости академиков, напротив, они имеют мужество идти против течения. Вижу несправедливые и грубые нападки на достойных людей, имеющих большие заслуги перед отечеством, людей, которым Вы, Игорь, недостойны подавать домашние тапочки.

Прошу Вас обратить внимание на то, что этот сайт предназначен для тех, кто разделяет мировоззрение нерелигиозной духовности. Считаю, что ввязываться в мировоззренческий спор с религиозным человеком, не имеет никакого смысла. Мы разные, Игорь. Вы возносите молитвы Господу, а мы занимаемся ЭМП (энергомедитативной практикой). Возможно Вам лучше сохранять свою "внутреннюю правду" не на этом сайте, а где-нибудь в другом месте, более близком Вам по духу. Всего наилучшего, ВМ.

P.S. В Вас, Игорь, узнаю реинкарнацию забаненного Виктора (вспоминается анекдот про В.И.Ленина: "Богодку можно и сбгить. а умище-то, умище не скгоешь!) . Ладно, хотите общаться на моём сайте - извольте, но избегайте грубой критики и нападок. Будьте вежливы и корректны, иначе история повторится.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 09:30 #1638

я своего имени никогда не скрывал. что касается тапочек. при внутреннем согласии на внешние обстоятельства. могу и тапочки подать, лижь к делу было бы.
Как только осознаю. что такое не религиозная духовность. уйду с сайта(мой род охотники, так что могу долго заниматься одним делом) пока как видите работаю на Вас.
http://psylib.org.ua/books/miron01/txt03.htm
Уж очень меня интересует внутренний мир
  • igor
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 4

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 14:26 #1639

Работа, на которую Вы даёте ссылку, на мой взгляд, заведомо обречённая на неудачу попытка совместить несовместимое - научный и религиозный подходы к человеку и его внутреннему миру. И ещё в ней очень сочувственно цитируется Рене Генон - французский философско-религиозный автор, ренегат, который отказался от христианства и принял ислам (последние годы своей жизни он прожил в Каире, в доме своего тестя мусульманина). Ко мне и к концепции моей школы весь этот текст имеет мало отношения.
Что же касается Вашего поиска Пути, то я к этому отношусь с уважением. Однако должен заметить, что понимание Пути и Смысла не обретается через чтение духовных книг (в том числе и моих), но только через практику медитации, только через грамотную работу над собственным сознанием. Истинный Дао-Путь это не то о чем говорят, а то, чему следуют, то, что практикуют.
Вы пишите:"пока, как видите. работаю на Вас."
Нет, не вижу. Как мне представляется, это я работаю и на Вас, и на многих других людей, заинтересованных в этих знаниях, через свой сайт и через свою книгу. Или это не так? Разве это коммерческий проект?
Всео доброго. ВМ.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 14:37 #1640

Как то Примаков Е.М. встречался с патриархом всерусским. Поветрие такое
было у политиков встречаться с патриархом. Так вот патриарх был в
церемониальном облачении и гвоздем его была накидка, шибко важная в
церемониях штука, перекинута через шею и двумя полосками на грудь
опускается. Примаков спросил патриарха об этом элементе церковного
гардероба. Алексий сказал что сия деталь важна зело и присутствует на
важнейших церемониях вот уже несколько столетий. Короче, церковный раритет
высокой значимости.
Так, Примаков говорит, а у Вас никто не пробовал прочитать что на ней
написано. Алексий удивленно сказал, что ничего там не написано. Примаков его
шибко огорчил. Предмет сей сделан из парчи. парчу изобрели в Сирии, лучшая
парча сирийская и РПЦ веками ее в Сирии закупала, даже сейчас предпочитают
сирийские ткани.
Короче, на накидке арабеска (надпись стилизованная под узор). Надо быть
реальным спецом, чтобы в переплетении ветвей увидеть арабские лигатуры,
Примаков спец. Там было написано "Ла ллахи илла ла ва мухаммад расуллул ла".
То есть "Нет Бога кроме Аллаха и Мухоммад пророк его". Алексий ушел со
встречи в шоке.
  • Tolli
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 196

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 14:51 #1641

Наверное новый патриарх спокойно продолжает носить облачение, особо не заморачиваясь по этому поводу.
  • Kargopolov
  • Вне сайта
  • Руководитель школы
  • Постов: 6810

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 15.06.2009 17:52 #1643

А, помнится, в советские времена за надпись на футболке прозападной направленности могли и привлечь. А уж из комсомола выгнать - как два пальца...
  • Tolli
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 196

Re: Открытое письмо 10 академиков Большому Вовану. 12.05.2010 12:26 #2631

Tolli пишет:
Как то Примаков Е.М. встречался с патриархом
...
Алексий ушел со встречи в шоке.

Tolli, сорри, но этот БОЯН [:|||||:] порвали уж не один раз.
  • Aspirant
  • Вне сайта
  • Пользователь
  • Постов: 71
"... никто не был осужден за собственные грехи, но за то, что не был полезен другому" (с) Иоанн Златоуст
Последнее редактирование: 12.05.2010 12:27 от Aspirant.
  • Страница:
  • 1